Судья Порохина О.Г. Дело № 33а-7456/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Вдовиченко С.В., Соболева В.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 августа 2017 года, по которому
признано незаконным предписание Министерство финансов Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., судебная коллегия
установила:
администрация муниципального района «Печора» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным предписания от <Дата обезличена><Номер обезличен>
В обоснование требований указано, что в отношении администрации МР «Печора» была проведена выездная проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности». По результатам проверки Министерством финансов РК в адрес администрации МР «Печора» было вынесено предписание от <Дата обезличена><Номер обезличен>, с которым не согласны, поскольку в предписании не указано, какие именно положения бюджетного законодательства и иных нормативных актов были нарушены, в действиях администрации МР «Печора» отсутствуют признаки нарушения бюджетного законодательства. Также, в рамках указанной выше подпрограммы были проведены работы по капитальному ремонту (модернизации) системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес обезличен> - перевод существующей электросети на повышенное напряжение с учетом возможности установки электрических плит в жилых помещениях, были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), без проведения которых модернизация электросети многоквартирного жилого дома невозможна. Однако, в предписании указано, что часть денежных средств, перечисленных из федерального и республиканского бюджетов и затраченных на проведение данной модернизации являются нецелевым использованием бюджетных средств и подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Коми просит решение суда отменить, как незаконное. При проведении капитального ремонта в доме 4 <Адрес обезличен> часть работ были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом.
В возражении на апелляционную жалобу администрация МР «Печора» просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 КАС РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.10 ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов до 31.12.2013, наличия утвержденного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов после 1.01.2014.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Судом установлено, постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> был утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на <Дата обезличена> года, согласно которому планируемый объем финансирования муниципальному району «Печора» составил ... руб., из них: ... руб. (...%) - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; ... руб. (...%) - средства республиканского бюджета Республики Коми; ... руб. (...%) - средства местного бюджета; ... руб. (...%) - средства собственников помещений. Стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> составила ... руб., из них ... руб. - за счет средств Фонда, ... руб. - за счет средств бюджета Республики Коми, ... руб. - за счет средств местного бюджета, ... руб. - за счет средств собственников помещений МКД.
С целью исполнения Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на <Дата обезличена>. между администрацией муниципального района «Печора» и ОАО «Тепловая сервисная компания», было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома от <Дата обезличена>, которое регулирует отношения по предоставлению администрацией субсидий на финансирование мероприятий капитального ремонта на условиях долевого финансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>. По условиям Соглашения, размер финансирования мероприятий капитального ремонта многоквартирных домов составляют ... руб. - размер финансирования собственниками собственной доли в расходах на финансирование мероприятий капитального ремонта многоквартирных домов, ... руб. - размер предоставляемой администрацией субсидии.
<Дата обезличена> между ОАО «Тепловая сервисная компания» (заказчик) и ООО ... (подрядчик) был заключен договор подряда <Номер обезличен> на ремонтные работы, по условиям которого подрядчик обязался в срок до <Дата обезличена> выполнить работы: модернизация системы электроснабжения на повышение, с учетом возможной установки электрических плит жилого дома по адресу <Адрес обезличен>; установка общедомового прибора учета электрической энергии в жилом доме по адресу: <Адрес обезличен>. Цена (стоимость) подлежащих выполнению работ по данному договору составила ... руб. в соответствии со сметной документацией.
По результатам выездной проверки бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» начальником межрайонного отдела финансового контроля в г.Сыктывкар управления финансово-бюджетного надзора Минфина Республики Коми был составлен Акт от <Дата обезличена>
Согласно Акту, в ходе проверки было установлено, что при выполнении капитального ремонта системы электроснабжения в многоквартирном доме по адресу: <Адрес обезличен> в части работ по модернизации системы электроснабжения по переводу существующей электросети на повышенное напряжение с учетом возможности установки электрически плит в жилых помещениях, были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом. В Акте указано, что оплата работ по установке индивидуальных приборов учета электроэнергии, распределительных автоматических выключателей после прибора учета, заведению кабелей в кабель - каналах в жилые помещения (квартиры) в общей сумме ... руб., произведенная за счет софинансирования на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества является необоснованными расходами, в том числе: - средства Фонда - ... руб. (...% общей стоимости работ); средства республиканского бюджета Республики Коми -... руб. (...% общей стоимости работ); средства местного бюджета -... руб. (...% от общей стоимости работ); средства собственников жилых помещений многоквартирного дома - ... руб. (...% от общей стоимости работ).
На основании Акта проверки, администрации МР «Печора» было выдано предписание <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о возмещении причиненного Республике Коми и Российской Федерации ущерб в сумме ... руб., выразившейся в необоснованном расходовании средств софинансирования на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома на оплату выполненных работ по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом, в том числе, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - ... руб., за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме -... руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что администрацией МР «Печора» не было допущено нарушений бюджетного законодательства в части нецелевого расходования средств федерального и республиканского бюджетов при проведении капитального ремонта (модернизации) дома <Адрес обезличен>, в связи с чем предписание Министерства финансов Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> в отношении администрации МР «Печора» является незаконным.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Предметом и целью Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 (далее по тексту Федеральный закон №185-ФЗ) является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Под капитальным ремонтом многоквартирного дома указанный выше закон понимает - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.(ст.2 ФЗ №185-ФЗ).
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (ч.3 ст.15 ФЗ №185-ФЗ).
Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утв.Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, содержат общие методические указания по определению состава работ при планировании капитального ремонта многоквартирных домов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ и другими нормативными правовыми актами, а также рамки использования средств, полученных в соответствии с Федеральным законом N185-ФЗ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, при которых такое использование признается целевым и эффективным. В качестве граничных определены следующие условия: а) капитальному ремонту подлежит только общее имущество многоквартирного дома; б) объектами капитального ремонта из состава общего имущества могут быть только те конструктивные элементы и инженерные системы, которые указаны в части 3 статьи 15 Федерального Закона N185-ФЗ.
При выполнении перечисленных условий должны быть решены задачи повышения энергоэффективности многоквартирных домов, создания благоприятных условий проживания граждан, применения современных материалов и оборудования, что соответствует понятию модернизации зданий при проведении капитального ремонта
Согласно Методических рекомендаций, под модернизацией здания понимается - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к условиям проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов. Сущность модернизации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а также в приведении зданий в соответствие с функциональными требованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов.
Вместе с этим согласно Методических рекомендаций к видам работ по ремонту внутридомовых инженерных систем, указанных в п.1 ч.3 ст.15 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ, относится также модернизация инженерных систем, в том числе, перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение.
В соответствии с Приложением 1 к указанным выше Методическим рекомендациям «Описание типовых технологических процессов применительно к перечню работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включающих мероприятия по модернизации отдельных элементов общего имущества в многоквартирных домах различных периодов постройки», при проведении работ по модернизации и капитальному ремонту допускается смена всей электропроводки с резиновой изоляцией на провода и кабели с медными жилами, рассчитанными на повышенное напряжение.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда при капитальном ремонте многоквартирных домов следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, а также осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ по модернизации строительных конструкций, инженерных систем и оборудования, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении к вышеуказанным правилам. (п.3.1. Примечаний).
Согласно примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда(приложение №8) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 в п.3 также предусмотрена модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте в виде перевода существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов.
Пунктом 3 Примечаний Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных ФЗ №185-ФЗ, предусмотрено, в случае, если при производстве работ по капитальному ремонту конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома, вследствие технологических и конструктивных особенностей ремонтируемых (заменяемых) конструкций и инженерных систем необходимо произвести демонтаж или разрушение частей имущества, не входящего в состав общего имущества МД, работы по восстановлению его осуществляются за счет средств капитального ремонта, что должно предусматриваться проектно-сметной документацией.
Представитель административного истца в судебном заседании указала, в жилом доме <Адрес обезличен> повысили уровень благоустройства: заменены домашние очаги (печи) на электрические плиты. Модернизацию существующей системы электроснабжения в данном доме без проведения работ внутри квартир провести было невозможно, указанные работы были включены в смету ремонтных работ, данная смета была положена, в том числе, в основу Соглашения о предоставлении субсидии на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома от <Дата обезличена>
Представитель заинтересованного лица ОАО «Тепловая сервисная компания» также пояснила, что для проведения полного комплекса работ по переводу на повышенное напряжение системы электроснабжения невозможно было сделать без проведения работ внутри квартир. В Соглашении о предоставлении субсидии не было указано, за счет каких средств (средств Фонда, средства республиканского бюджета Республики Коми, муниципального района или собственников жилых помещений) необходимо выполнить те или иные работы, субсидия поступила одной суммой, работы были проведены согласно проекту и смете модернизации системы электроснабжения.
Доказательства, свидетельствующие об ином, суду не представлены.
Таким образом, разрешая требования, суд учитывая требования и цели Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007, Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных ФЗ №185-ФЗ, утв.Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, правомерно исходил из того, что сущность модернизации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путём повышения уровня благоустройства, а цель модернизации по дому <Адрес обезличен> была достигнута - уровень благоустройства был повышен, собственники жилых помещений в данном доме получили возможность, с соблюдением правил пожарной и электрической безопасности, установить в своих квартирах электрические плиты. Суд обоснованно пришел к выводу, что проведение работ по модернизации системы электроснабжения в доме <Адрес обезличен> невозможно было сделать без проведения работ внутри квартир. Проведение внутри квартир указанных в смете работ допускается при модернизации (капитальном ремонте) жилого дома. Общая стоимость проведенных внутри квартир работ в размере ... руб., рассчитанная (выделенная) административным ответчиком из локальных сметных расчетов (локальных смет) ремонтных работ по спорному дому, включала работы внутри квартир, которые утверждены собственниками жилых помещений. Утвержденная смета была положена в основу утвержденного распоряжением от 26.06.14 N573-р Краткосрочного плана реализации капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории МР "Печора" на <Дата обезличена> год, а также в основу Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на <Дата обезличена>.
Такие выводы суда первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, согласуются и соответствуют требованиям и целям Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007, Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных ФЗ №185-ФЗ, утв.Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, а также не противоречат положениям Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", ссылки на которое, имеются в апелляционной жалобе.
Доводы жалобы о том, что часть выполненных работ по ремонту оборудования (коммуникаций) не является общедомовым имуществом со ссылкой на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и соответственно, имело место необоснованное расходование средств софинансирования на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, судебная коллегия отклоняет, поскольку доказательства того, что проведение работ предусмотренных проектно-сметной документацией по модернизации системы электроснабжения в доме <Адрес обезличен> возможно было сделать без проведения работ внутри квартир, в том числе без производства демонтажа имущества не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, суду первой инстанции, апелляционной инстанции представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи