ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7463/2015 от 13.11.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33а-7463/2015

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе :

председательствующего судьи: Чемякиной И.А.

судей: Мороз И.Г., Иском Е.П.

при секретаре: Евсеенко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2015 года дело по административному иску Коршунова Е. В. о признании незаконными действий военного комиссара Хабаровского края,

по апелляционной жалобе административного истца Коршунова Е.В. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 02 сентября 2015 года,

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя военного комиссариата Хабаровского края Кузнецовой Ю.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коршунов Е.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 19.03.2015 года он направил в военный комиссариат Хабаровского края заявление, полученное адресатом 25.03.2015 года о предоставлении информации из приказа МО РФ «Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ», которая не составляет перечень сведений государственной тайны в военной области. Сходная (аналогичная) норма содержится в пункте 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225.

Просил суд признать незаконными действия военного комиссариата Хабаровского края, связанные с не обеспечением возможности ознакомления с документами и материалами, об ознакомлении с которыми заявитель обратился с заявлением от 19.03.2015 года, непосредственно затрагивающими его права и свободы; обязать военный комиссариат Хабаровского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Коршунова Е.В., предоставив ему возможность ознакомления с документами и материалами приказа МО РФ «Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ», в части касающихся: способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел 12, 13 личного дела об исключении Коршунова Е.В. из списков части с 14.04.1999 года в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части), способа и порядка исчисления кадровым органом ВВС и ПВО перерывов в военной службе в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а также изготовить и выдать Коршунову Е.В. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ «Инструкции по учету личного состава в Вооружённых Силах РФ», подлежащих применению, согласно заявлению Коршунова Е.В. для представления в суд в качестве письменного доказательства.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 02 сентября 2015 года в удовлетворении требований Коршунову Е.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Коршунов Е.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что решение принято при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки выводам суда, изложенным в решении, фактически в судебном заседании представитель административного истца поддержал требование (предмет) иска признать незаконными действия военного комиссариата Хабаровского края связанные с не предоставлением Коршунову Е.В. возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; не предоставив запрашиваемый приказ для ознакомления военный комиссариат Хабаровского края допустил нарушение прав Коршунова Е.В. гарантированных частью 2 статьи 24 Конституции РФ, а также части 2 статьи 15 Конституции РФ.

Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015 г., настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Таким образом, настоящая апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Коршунов Е. В. 19 марта 2015 года обратился Военный комиссариат Хабаровского края с заявлением, в котором просил ознакомить его с Приказом Министра обороны Российской Федерации , в части:

- способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел очного дела 1-й экземпляр об исключении Коршунова Е.В. из списков части с 14 апреля 1999 года в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части);

- способа и порядка учета кадровым органом ВВС и ПВО перерывов в военной службе в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а также изготовить и выдать Коршунову Е.В. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ «Инструкции по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ», подлежащих применению согласно заявлению Коршунова Е.В. для представления в суд в качестве письменного доказательства.

Из ответа военного комиссариата следует, что запрашиваемые Коршуновым Е.В. сведения, являются секретными, оснований для ознакомления с данными сведениями и выдачей выписки из указанных документов не имеется, ввиду отсутствия у Коршунова Е.В. допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Судом установлено, что приказ МО РФ «Инструкция по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ» является секретным. То есть данные положения приказа являются секретными и рассылаются в воинские части по особому расчету.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определено, что государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в данный перечень входит, в том числе, сведения в военной области.

Согласно Указу Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 года «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» п. 5 предусмотрено, что к ним относятся сведения, раскрывающие планы, направленность или содержание мероприятий оперативной, боевой или мобилизационной подготовки войск.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Пунктом 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, установлено, что доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Согласно пункту 44 Инструкции в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились с организации, в том числе, при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и штатных мероприятий, и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается.

Установлено, что приказом командира войсковой части Коршунов Е.В. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части с 14.04.1999 года; в настоящее время допуска по соответствующей форме к сведениям, составляющим государственную тайну, не имеет.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что предоставление Коршунову Е.В. сведений, составляющих государственную тайну, без соответствующего допуска нарушает Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63.

Проверив законность решения суда, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ должностных лиц Военного комиссариата Хабаровского края в ознакомлении Коршунова Е.В. с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 085 от 19.12.2005 года «Инструкция по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ» и выдаче из него выписки в части, касающейся способа отмены записи в послужном списке в случае необоснованного увольнения с военной службы и способа подсчета выслуги лет для назначения пенсии при необоснованном исключении из списков части, не ущемляет и не затрагивает права и свободы Коршунова Е.В.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе о том, что нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, не нашли своего подтверждения.

Довод заявителя о том, что сведения, с которыми он не был ознакомлен, не составляют государственную тайну, проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным, поскольку гриф секретности с Приказа Министра обороны Российской Федерации № 085 от 19.12.2005 года «Инструкция по учету личного состава в Вооруженных Силах РФ» в установленном законом порядке не снят.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 02 сентября 2015 года по делу по административному иску Коршунова Е. В. о признании незаконными действий военного комиссара Хабаровского края – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Коршунова Е.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи: И.Г. Мороз

Е.П. Иском