Судья 1 инстанции Мельникова М.В.
Судья - докладчик Туглакова Л.Г. № 33а-7495/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Бутиной Е.Г., Харина Р.И.,
с участием прокурора Альбрехт О.А.,
при секретаре Орловой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО2 о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, признании действий незаконными,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ФИО1 на решение Киренского районного суда Иркутской области от 8 августа 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что 18.07.2019 он представил в Киренскую территориальную избирательную комиссию пакет документов о выдвижении своей кандидатуры по избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения на 10 листах, в том числе, заявление о согласии баллотироваться, что подтверждается письменным подтверждением получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения от 18.07.2019 (16.00 часов), подписанном членом Киренской ТИК ФИО3 В своем заявлении о согласии баллотироваться он не стал указывать членство в ВПП «Единая Россия», так как по закону это его право, а не обязанность. На момент подачи документов у него не было документа, подтверждающего этот факт, поэтому ФИО3 в п.5 подтверждения поставила прочерк. Председатель Киренской территориальной избирательной комиссии на следующий день или позже, точно не помнит, пригласила в свой кабинет и потребовала указать в заявлении о согласии баллотироваться то, что он является членом партии. Также председатель Киренской территориальной избирательной комиссии забрала у него подтверждение, выписанное членом Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО3, но выдала его копию, выписала новое подтверждение получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения от 18.07.2019 (с другим временем 16.40 часов), где в п.5 оставила чистое место. Председатель сказала, что как только он принесет документ, подтверждающий членство в партии, она проставит количество листов вместо пустого места и настояла, чтобы он вписал в заявление о согласии баллотироваться членство в партии. Понимая, что спорить с председателем Киренской территориальной избирательной комиссии опасно, он был вынужден согласиться и вписал в заявление, что он является членом партии Единая Россия. При этом правильное наименование партии ВПП «Единая Россия», в связи с чем, он надеялся, что эту запись Киренская территориальная избирательная комиссия не примет. Затем председатель Киренской территориальной избирательной комиссии сказала, что ему необходимо обратиться в местное отделение партии и попросить справку, где ему впоследствии сообщили, что справку необходимо ждать не менее недели. Никакого заявления на выдачу справки он не писал, никакой справки в Киренскую территориальную избирательную комиссию не сдавал. Поскольку в первоначальном заявлении о согласии баллотироваться он не писал о принадлежности к партии и не предоставлял такой документ в Киренскую территориальную избирательную комиссию, в подписных листах им не было указано, что он является членом ВПП «Единая Россия». 25.07.2019 все необходимые документы, включая подписные листы, были сданы им в Киренскую территориальную избирательную комиссию, документы принимала член комиссии ФИО4, которая, проверив документы, сообщила ему о том, что с документами все в порядке. Итоговый протокол проверки подписных листов от 26.07.2019 был выдан ему 31.07.2019, из которого он узнал, что из 14 поданных им подписей избирателей для регистрации, рабочая группа проверила 10 подписей и признала их недостоверными и (или) недействительными. Однако, 4 подписи не были проверены, из этого следует, что они достоверны, но рабочая группа их потеряла. Основанием для признания 10 подписей из 14 недостоверными и (или) недействительными указан п.п.22 п.9 ст.61 ОЗ-116 «О муниципальных выборах Иркутской области». 02.08.2019 его пригласили на заседание Киренской территориальной избирательной комиссии, где ему сообщили об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Киренского района по многомандатному избирательному округу № 4 и выдали решение № 129/919 от 02.08.2019. Основанием для отказа явился тот факт, что в подписных листах не указано его членство в партии, при этом, ему было сообщено о том, что справка о партийности в комиссии имеется. Данную справку он не предоставлял. Справка о том, что он является членом ВПП «Единая Россия» датирована 22.07.2019, но на ней нет даты поступления в Киренскую территориальную избирательную комиссию, нет данных о том, кто её запросил. Из решения Киренской территориальной избирательной комиссии не понятно, на каком основании из 14 поданных подписей были проверены только 10 и почему они были признаны недостоверными и (или) недействительными. Также административный истец указывает на тот факт, что Киренская территориальная избирательная комиссия не уполномочена принимать решения за Окружную избирательную комиссию.
ФИО1 в административном исковом заявлении к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО2 просил суд признать решение Киренской ТИК №129/919 от 02.08.19 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 4» незаконным и недействительным, нарушающим его права и законные интересы; обязать Киренскую ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 4; признать действия Председателя Киренской ТИК ФИО2 незаконными, нарушающими его права и законные интересы как человека и гражданина и кандидата в депутаты, нарушающими его активное избирательное право и пассивное избирательное право избирателей, поддержавших его кандидатуру незаконными; вынести в адрес Избирательной комиссии Иркутской области частное определение о привлечении Председателя Киренской ТИК ФИО2 и членов Киренской ТИК, принявших незаконное решение к дисциплинарной ответственности.
Определением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 5 августа 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 8 августа 2019 г. в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что судом заявленное ходатайство об истребовании документов и ознакомление с ними почти полностью было проигнорировано, нарушено право на ознакомление с материалами дела, незаконно к участию в деле привлечена ВПП «Единая Россия».
Судом не проверен довод том, что принадлежность к политической партии он указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты под принуждением председателя Киренской территориальной комиссии, справку о принадлежности к политической партии он не представлял, заявление на ее выдачу в местное отделение партии он не писал.
Также указал, что из 14 подписей избирательной комиссией проверены только 10, 4 подписи были потеряны рабочей группой.
Полагает, что территориальная избирательная комиссия является неуполномоченным органом, поскольку решение о наделении полномочий ОИК ТИК не опубликовано в газете «Ленские зори».
Считает, что судом не дана надлежащая оценка показаниям свидетелей.
В дополнении к апелляционной жалобе указал, что дополняет иск еще одним требованием «о признании названных решений Киренской ТИК не вступившими в законную силу».
В дополнении к апелляционной жалобе указывает на незаконность действий избирательной комиссии, выраженных в принятии решений с одинаковыми номерами (116-2, 117-3, 125 – 3), которые не были обнародованы ни на сайте Киренской ТИК и в газете «Ленские зори». Ссылается на то, что полностью материалы административного дела не исследовались, с возражениями на апелляционную жалобу председателя ТИК он не ознакомлен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнениям к ней председатель Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО2, прокурор Киренского района Назаров К.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., заключение прокурора отдела прокуратуры Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, 18.07.2019 ФИО1 обратился в Киренскую территориальную избирательную комиссию, подав заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района по избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения. В данном заявлении ФИО1 указал о себе сведения: дату и место рождения, адрес места жительства, данные паспорта, ИНН, гражданство, сведения об образовании, о роде занятий. Также ФИО1 в своем заявлении указал сведения о том, что он не является депутатом, не судим, является членом партии Единая Россия. Заявление подписано лично ФИО1 18.07.2019.
ФИО1 представлена суду копия подтверждения получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения, в котором имеются отметки о том, что от него приняты документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться на 1 листе; копия паспорта на 1 листе; копия трудовой книжки, либо справка с основного места работы, либо документы, подтверждающие сведения о роде занятий или статусе не работающего на 3 листах; иные документы (ИНН, СНИЛС, справка о страховой пенсии, выписки о состоянии вклада) на 5 листах. В подтверждении имеется отметка о том, что документы приняты ФИО3 При этом, в данной копии подтверждения не имеется подписи ФИО1 о том, что он сдал указанные документы.
Воспользовавшись своим правом, ФИО1 в дальнейшем дополнительно представил недостающие сведения и документы в Киренскую территориальную избирательную комиссию, в том числе: справку о принадлежности к политической партии на 1 листе, сведения о размере и источниках доходов, имуществе на 1 листе; иные документы представлены на 7 листах, о чем ФИО1 было повторно выдано подтверждение получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения. В представленном суду подтверждении имеется отметка о том, что документы сдал ФИО1, имеется его подпись, и отметка о том, что документы приняла ФИО2, также имеется её подпись.
Из представленной суду справки Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 22.07.2019 усматривается, что данная справка выдана ФИО1, (данные изъяты) в том, что он является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В соответствии с п.1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
В силу п.1 ст. 55 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно п.п.1,2 ст. 56 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее десяти подписей.
В соответствии с п.2 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, п. 9 ст. 58 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
В силу п.п.1, 2 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ количество проверяемых подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и представленных в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования, но не может быть менее 20 процентов от установленного статьей 56 настоящего Закона количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае, если в соответствии с частью 1 настоящей статьи проверке подлежат не все представленные подписи избирателей, для проверки посредством случайной выборки (жребия) отбирается одинаковое для всех кандидатов, муниципальных списков кандидатов количество подписей избирателей из числа представленных в избирательную комиссию. Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется избирательной комиссией муниципального образования. Проверке подлежат все отобранные в результате случайной выборки (жребия) подписные листы, подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях.
Киренской территориальной избирательной комиссией принято решение от 14.06.2019 № 117/816 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва». Согласно приложению к указанному решению количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва, составляет 10 подписей, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата, составляет 14 подписей.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии от 14.06.2019 № 117/818 установлено, что при проведении, в том числе, выборов депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва 08.09.2019, проверке подлежит 10 подписей избирателей из представленных подписей для регистрации кандидата.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии от 14.06.2019 № 117/819 установлена процедура проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, предоставленных в поддержку выдвижения кандидата при проведении выборов мэра Киренского муниципального района, депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва, досрочных выборов Криволукского муниципального образования 08.09.2019, в соответствии с которой проверке подлежат все отобранные в результате случайно выборки (жребия) подписные листы, подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.07.2019 ФИО1 предоставил в Киренскую территориальную избирательную комиссию следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 штук, сброшюрованных в одну папку, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 1 листе, сведения об изменениях в данных о кандидате на 1 листе, иные документы, о чем ФИО1, было выдано подтверждение о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района, подписанное ФИО1, как сдавшим документы, и ФИО4, как принявшей документы.
В представленных суду сведениях об изменениях в данных о кандидате ФИО1 указал, что дополнений и изменений он не имеет (подписано ФИО1 25.07.2019).
Проверка подписных листов проводилась рабочей группой, действовавшей на основании Положения о Рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов мэра МО Киренский район, депутатов Думы седьмого созыва МО Киренский район, досрочных выборов главы Криволукского МО, утвержденном Киренской территориальной избирательной комиссии решением от 20.06.2019 № 118/829.
Также решением комиссии образован состав Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов 08.09.2019 (далее – рабочая группа): руководитель рабочей группы – ФИО5, заместитель руководителя рабочей группы – ФИО6, члены рабочей группы – ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9
Из протокола от 26.07.2019 проведения случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата при проведении муниципальных выборов 08.09.2019 усматривается, что в присутствии кандидата ФИО1 проведена случайная выборка (жребий) для определения 10 подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 в депутаты Думы Киренского муниципального района. В результате процедуры случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, отобрано 2 подписных листа с подписями избирателей в количестве 10 штук, номера подписей № 4,7,1,10,11,15,8,9,12,2. Указанный протокол подписан кандидатом ФИО1 и руководителем рабочей группы ФИО9
Согласно ведомости проверки подписных листов от 26.07.2019 рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района ФИО1 Проверке подвергнуто: папка № 1, листов в папке 2, подписей в папке 14. В ходе проверки выявлены нарушения пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ. Ведомость подписана руководителем рабочей группы ФИО5 и членами рабочей группы ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО4
26.07.2019 составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района ФИО1, согласно которому рабочей группой в результате проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата установлено, что из 10 проверенных подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными признано 10 подписей. Основанием признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными указан пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 №116-ОЗ. Итоговый протокол подписан руководителем рабочей группы ФИО5 Имеется подпись ФИО1 о том, что копия протокола им получена 31.07.2019.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии №129/919 от 02.08.2019 в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 отказано, ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО1, поскольку в результате проверки недостоверными и (или) недействительными было признано 10 подписей избирателей, что составило 100 % от указанного общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки.
Судом проведена проверка подписных листов в соответствии с требованиями пунктов 3 - 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 в качестве оснований признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными указан пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ.
Согласно ч. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указано, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Аналогичное требование содержится в пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ.
Исследовав представленные подписные листы, а также заявление ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, судом установлено, что ФИО1 в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указал, что он является членом партии Единая Россия, следовательно, в силу вышеуказанных норм закона (п.9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ), обязан был указать данные сведения во всех подписных листах, что является гарантией для избирателей получения полной достоверной и объективной информации о таком кандидате. Однако, сведения о принадлежности ФИО1 к политической партии не указаны ни в одном подписном листе, что в соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
В силу ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, отказал ФИО1 в удовлетворении административного иска к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО2 о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, признании действий незаконными.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на вышеприведенных нормах права и не противоречащим им.
В соответствии с п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указано, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Аналогичное требование содержится в пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ.
Поскольку указанное Киренской территориальной избирательной комиссией основание для отказа в регистрации по пункту пп.22 п.9 ст. 61 Закона Иркутской области № 116-ОЗ нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, решение Киренской территориальной избирательной комиссии № 129/919 от 02.08.2019 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты не подлежит отмене.
Судом также проверялись доводы административного истца о том, что принадлежность к политической партии он указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты под принуждением председателя Киренской территориальной избирательной комиссии ФИО2, а также доводы о том, что справку о его принадлежности к политической партии он не предоставлял в Киренскую территориальную избирательную комиссию, заявления на её выдачу в местное отделение партии не писал.
Суд, допросив в судебном заседании свидетелей Г., Г.,Л., пришел к выводу, что доводы административного истца являются несостоятельными, не нашли своего подтверждения и опровергаются показаниями свидетелей.
Административный истец не оспаривает тот факт, что сведения о принадлежности к политической партии в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты были внесены им самим. Доказательств того, что данные сведения были внесены им в заявление под принуждением, суду не представлено. Также административный истец не оспаривает тот факт, что он действительно является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», следовательно, привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица отделения указанной партии нельзя признать необоснованным.
Довод административного истца о том, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты он указал не полное наименование политической партии, в связи с чем, указанная запись не должна была быть принята Киренской территориальной избирательной комиссии, не влияет на тот факт, что в подписных листах им не было указано о принадлежности к политической партии.
Довод административного истца о том, что из 14 представленных им подписей избирателей были проверены только 10, следовательно, 4 подписи были потеряны рабочей группой и Киренской территориальной избирательной комиссией, является несостоятельным и опровергается представленными суду письменными доказательствами.
Заявленный довод о не правомочности избирательной комиссии и незаконность действий, выраженных в принятии решений с одинаковыми номерами, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку проверка законности осуществления полномочий Киренской территориальной избирательной комиссией предметом судебной проверки при рассмотрении настоящего административного дела не является.
Вопреки заявленным доводам апелляционной жалобы, факт ознакомления ФИО1 с материалами дела, возражениями на апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии подтвержден исследованными материалами дела.
Указанное в апелляционной жалобе требование о дополнении иска о признании «названных решений Киренской ТИК не вступившими в законную силу» не может быть разрешено судебной коллегией исходя из следующего.
В соответствии с правилами главы 34 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом; вместе с тем, рассмотрению дела в апелляционном порядке должно предшествовать рассмотрение дела по существу судом первой инстанции, в связи с чем указанное в апелляционной жалобе требование не может являться предметом судебной проверки апелляционной инстанцией.
Поскольку решением суда отказано в удовлетворении заявленных требований административного истца о признании незаконным решения Киренской территориальной избирательной комиссии, оснований для вынесения частного определения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца повторяют доводы административного иска, им дана надлежащая оценка в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы, указанные в дополнении к апелляционной жалобе, правового значения для рассмотрения данного дела не имеют и направлены на иное толкование норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения по данному административному делу судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киренского районного суда Иркутской области от 8 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Е.Г. Бутина
Р.И.Харин