Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-7517
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Судницыной С.П.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения департамента градостроительства Приморского края по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 29 мая 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, представителя департамента градостроительства Приморского края – ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он приобрел по договору купли-продажи жилой дом площадью 53,4 кв.м, жилой дом площадью 1485 кв.м, гараж площадью 800 кв.м, гараж площадью 900 кв.м и земельный участок площадью 2001 кв.м по адресу: <адрес>, и 15 мая 2015 года зарегистрировал право собственности на данные объекты. В настоящее время обнаружилось, что земельный участок с кадастровым номером №, необходимый для использования объектов недвижимости, располагается в двух различных территориальных зонах. Согласно градостроительному плану земельный участок площадью 958 кв.м находится в зоне Ж-3, земельный участок площадью 1043 кв.м находится в зоне Ж-5. 16 сентября 2016 года ФИО1 обратился в единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а именно – часть земельного участка с кадастровым номером №, относящуюся к территориальной зоне Ж-5, отнести к территориальной зоне Ж-3. 12 января 2017 года департаментом градостроительства Приморского края было издано распоряжение № 1, в соответствии с которым предложение административного истца отклонено, т.к. предложение не относится к полномочиям единой комиссии. Административный истец считает данное распоряжение незаконным, поскольку единая комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края осуществляет функцию рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила. Просит признать незаконным распоряжение департамента градостроительства Приморского края № «О результатах рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, Правила землепользования и застройки на территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района» в части отклонения заявления ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а именно – часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, относящуюся к территориальной зоне Ж-5, отнести к территориальной зоне Ж-3, возложить на департамент градостроительства Приморского края обязанность рассмотреть заявление ФИО1 (вход. № от 16 сентября 2016 года) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а именно – часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, относящуюся к территориальной зоне Ж-5, отнести к территориальной зоне Ж-3 в установленный действующим законодательством срок.
Представитель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель департамента градостроительства Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что 12 января 2017 года департаментом градостроительства Приморского края издано распоряжение № «О результатах рассмотрения предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа». Основанием для отклонения заявления ФИО1 явилось несоответствие предложения требованиям ч.4 ст.30, ст.34 Градостроительного кодекса РФ. 13 марта 2017 года заявителю была выдана выписка из распоряжения, в которой имелась техническая ошибка, а именно – указание на то, что предложение не относится к полномочиям комиссии. 20 апреля 2017 года указанная техническая ошибка была исправлена, заявителю выдана новая выписка. Корректировка Правил в части без первичной корректировки генерального плана Владивостокского городского округа невозможна. В настоящее время создана рабочая группа по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию. В рамках проводимых работ предусмотрено рассмотрение вопроса по актуализации генерального плана Владивостокского городского округа, в том числе микрорайона, в котором находится ул.Карамзина. При рассмотрении данного вопроса заявитель будет уведомлен о принятом решении о возможности (невозможности) внесения предлагаемых изменений. После этого будет решен вопрос о возможности внесения изменений в правила землепользования и застройки ВГО. Решением Приморского краевого суда от 6 декабря 2016 года отказано в удовлетворении требований ФИО1 к думе г.Владивостока о признании правил землепользования и застройки ВГО недействующими в части. Судом установлено, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 28 февраля 2014 года изначально в двух территориальных зонах. Административным истцом в нарушение требований ст.30 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 11.9, 85 ЗК РФ образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (ст.34 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По делу установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 2001 кв.м по адресу: <адрес>, а также расположенных на указанном земельном участке гаража площадью 800 кв.м., жилого дома площадью 1485 кв.м, гаража площадью 900 кв.м, жилого дома площадью 53,4 кв.м.
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером № земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж-3 (S=958 кв.м), Ж-5 (S=1043 кв.м).
16 сентября 2016 года ФИО1 обратился в единую комиссию по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а именно – часть земельного участка с кадастровым номером №, относящуюся к зоне Ж-5, отнести к зоне Ж-3.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 12 января 2017 года № предложение ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа отклонено в связи с несоответствием требованиям ч.4 ст.30, ст.34 Градостроительного кодекса РФ.
ФИО1 была выдана выписка из распоряжения, в которой имелась техническая ошибка - в качестве основания для отклонения предложения указано, что предложение не относится к полномочиям единой комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края.
20 апреля 2017 года указанная техническая ошибка была исправлена, заявителю выдана новая выписка. Также заявителю было сообщено, что согласно положениям п.п.2, 5, 6, 7, и 8 ст.1, п.2 ч.1 ст.34 ч.15 ст.35 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны конкретизируют положения документов градостроительного зонирования (генерального плана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Во исполнение приказа департамента градостроительства Приморского края от 21 октября 2016 года № создана рабочая группа по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального зонирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, в рамках государственного контракта на выполнение данных видов работ от 17 октября 2016 года №.
В рамках проводимых работ предусмотрено рассмотрение вопроса по актуализации генерального плана Владивостокского городского округа, в том числе микрорайона, в котором находится ул.Карамзина.
Решением Приморского краевого суда от 6 декабря 2016 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на кадастровый учет уже после вступления в силу Правил землепользования и застройки в редакции решения думы г.Владивостока от 19 декабря 2013 года № 217. Решение ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю о постановке земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в двух территориальных зонах, на кадастровый учет принято с нарушением требований действующего законодательства. Наложение границ земельного участка на границы двух территориальных зон связано с допущенной ошибкой при осуществлении кадастровой деятельности. Дума г.Владивостока объективно не имела возможности учесть местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, поскольку каких-либо сведений о них в государственном кадастре недвижимости на тот момент не имелось.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что внесение изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа без внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения как основополагающий документ территориального планирования не представляется возможным в силу действующего законодательства; спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет изначально в двух территориальных зонах, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что наличие на одном земельном участке двух несовместимых по правовому режиму разрешенного назначения территориальных зон не обеспечивает права и законные интересы ФИО1 на владение и пользование указанным земельным участком в рамках действующего законодательства и разрешенного использования земельного участка, не является основанием для отмены решения суда.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, если при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает препятствий перечисленных в ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, как указано выше, во исполнение приказа департамента градостроительства Приморского края от 21 октября 2016 года № создана рабочая группа по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального зонирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, в рамках которых предусмотрено рассмотрение вопроса по актуализации генерального плана Владивостокского городского округа, в том числе микрорайона, в котором находится ул.Карамзина.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции административного истца, изложенной в поданном административном исковом заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи