ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7523/20 от 04.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Прибылов А.В. Дело <данные изъяты>а-7523/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю.,

при помощнике судьи Галстян Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Махмудова Т. Д. на решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Махмудова Т.Д. ? Пономарева С.Г.,

у с т а н о в и л:

Махмудов Т.Д. оспорил в суде решение администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:38:0070209:989 площадью 284 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сроком на три года.

Мотивировал тем, что на основании договоров аренды от <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты> является до <данные изъяты> арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м и с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Магазины», расположенных по указанному выше адресу. На данных земельных участках расположен объект незавершенного строительства – здание торгового комплекса площадью <данные изъяты> кв.м, степень готовности – 6%, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, который принадлежит ему на праве собственности. В целях продолжения строительства и получения соответствующего разрешения, органами кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> объединены с присвоением вновь образуемому земельному участку с кадастрового номера <данные изъяты>, площадью 284 кв.м. Оспариваемое решение ущемляет его права и законные интересы на получение данного земельного участка в аренду.

Решением Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

Считая решение суда незаконным и необоснованным, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация городского округа <данные изъяты>, извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направила. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что Махмудову Т.Д. с <данные изъяты> по <данные изъяты> является арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Магазины», расположенных в <данные изъяты>, и собственником торгового комплекса, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности – 6%, с кадастровым номером <данные изъяты>. Органом кадастрового учета указанные земельные участки объединены с кадастрового номера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. <данные изъяты>-<данные изъяты>).

<данные изъяты> административный истец обратился в администрацию городского округа Зарайск с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 284 кв.м сроком на 3 года.

Решением администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что межведомственная комиссия приняла решение <данные изъяты><данные изъяты>-З об отказе в согласовании проекта органам местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку отсутствуют основания для объединения земельных участков (расположен объект незавершенного строительства) цель использования земельных участков не достигнута, отсутствует разрешение на строительство или надлежащим образом разработанные и утвержденные документы территориального планирования. Разъяснено, что администрация обратилась в территориальный орган Росреестра с заявлением об отмене решения об объединении двух участков, внесении изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРН (л.д. <данные изъяты>

<данные изъяты> администрация городского округа <данные изъяты> отказала в предоставлении государственной услуги Махмудову Т.Д. по тем же основаниям (л.д. 18).

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого решения администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты>, суд исходил из того, что не были представлены документы подтверждающие предоставление Махмудову Т.Д. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подробно изложены в мотивировочной части решения.

Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 данного Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регламентированы статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Действительно, подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 этой статьи.

Вместе с тем, в соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1 и пункт 3 части 2).

При этом в силу части 2 статьи 3 названного <данные изъяты> органы местного самоуправления обязаны при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 данного Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.

Согласно подпункту 2 пункта 3 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> Министерство имущественных отношений <данные изъяты> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <данные изъяты> и городских округов <данные изъяты> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Исходя из содержания приведенных норм, предоставление земельного участка в аренду без торгов с <данные изъяты> осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов <данные изъяты> лишь при наличии согласия Министерства имущественных отношений <данные изъяты>.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <данные изъяты> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов (далее ? Временный порядок).

Согласно пункту 2 названного распоряжения Временный порядок применяется в отношении проектов договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключаемых без проведения торгов.

Пунктом 1 Временного порядка предусмотрено, что при поступлении от граждан заявлений, в том числе о заключении договора аренды, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <данные изъяты> исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> в области земельных отношений» уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> (далее ? ОМС) обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, и обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами.

В соответствии с пунктом 2 Временного порядка подготовленный Проект подлежит направлению в Минмособлимущество.

Проект с приложением документов ОМС направляет в Минмособлимущество сопроводительным письмом для рассмотрения Проекта на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> (пункт 3 Временного порядка).

Согласно пункту 4.2.3 Временного порядка в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением <данные изъяты>, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета <данные изъяты>, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, ? включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании МВК, на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта (подпункт 1); об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа (продпункт 2); о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета <данные изъяты> с соответствующим проектом решения (подпункт 3).

Решение МВК подлежит обязательному исполнению ОМС в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля (пункт 4.4 Временного порядка).

Таким образом, предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов производится в соответствии с установленной процедурой, которую орган местного самоуправления обязан соблюсти (подготовить проект договора и направить его на согласование в уполномоченный орган). Несоблюдение данной процедуры недопустимо, так как может привести к нарушению требований закона в части порядка предоставления земель.

Учитывая, что администрацией городского округа <данные изъяты> был соблюден порядок согласования проекта договора аренды с уполномоченным органом в сфере земельных отношений и получен отказ в согласовании, а решение межведомственной комиссии подлежит обязательному исполнению органом местного самоуправления, то административный ответчик принял законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов».

Доказательств отмены решения межведомственной комиссии или признания его незаконным, Махмудов Т.Д. ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представил.

Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения принятого решения, судом при рассмотрении дела не допущено и в апелляционной жалобе на такие нарушения не указано.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Махмудова Т. Д. ? без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи