ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7527/20 от 09.12.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Исакова Н.Н. УИД 38RS0032-01-2019-005754-27

Судья-докладчик Медведева Н.И. № 33а-7527/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-391/2020 по административным исковым заявлениям прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными распоряжений об утверждении положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов

по апелляционной жалобе заинтересованного лица АО «Группа Илим» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения № 2563-мр от 1 августа 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Также прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения № 2568-мр от 1 августа 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Также прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения № 3713-мр от 31 октября 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов».

По делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП ФИО1, Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО «Терра Лекс».

Определением суда от 6 апреля 2020 г. административные дела объединены в одно производство.

В обоснование административных исков указано, что 28 мая 2018 г. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-332/18. АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, защитные леса, кварталы №№ 42 (выдел 31ч), 43 (выделы 29ч, 31ч, 40ч), 61 (выделы 3ч, 4ч, 5ч), 62 (выделы 1ч, 2ч, 25ч), с кадастровым номером 38:02:120301:114 (31791+/-125 м2), площадью 3,1791 га. В соответствии с п. 6.1 договора срок действия договора составляет 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.

4 июля 2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрация договора (регистрационный номер 38:34:022901:254-38/003/2018-1). Согласно подпункту «а» пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после его заключения, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. 1 августа 2018 г. распоряжением заместителем министра лесного комплекса Иркутской области № 2563-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка 28 мая 2018 г. № 91-332/18 является АО «Группа Илим». В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору лесной участок передается с целью строительства моста автодорожного, дороги с усовершенствованном облегченным или переходным типом дорожного покрытия. В соответствии с пунктом 7.1.2 Проекта освоения лесов по договору (Раздел № 7, Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка для прохода к участку. Таким образом, в соответствии с предметом Договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов. Как следует из содержания проекта освоения лесов к договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку. В пункте 4.1 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 10) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: мост, дорога автомобильная ширина 60 м, общая протяженность 5,299 км, площадь 3,1791 га. В таблице № 4 Приложения № 2 к договору отражено наличие на арендуемом лесном участке объектов лесной инфраструктуры - 2 лесных дороги (с характеристиками: объем - 0,1302 и 0,0720, единица измерения - га), местоположением: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал № 42 выдел 31ч, квартал 43, выдел 40ч. Наличие указанных объектов лесной инфраструктуры, в том числе отражено в Разделе № 3 к проекту освоения лесов к договору. Согласно п. 3 (Приложение № 8) на арендуемом лесном участке имеются существующие объекты лесной инфраструктуры в виде 2 лесных дорог общей площадью 0,2022 га. Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от 19 апреля 2018 г. № 490, обозначена цель использования лесного участка - использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - моста автодорожного, лесного склада, дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, площадки производственной для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка № 16 от 23 декабря 2008 г. (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов) между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 16, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с п. 2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 509-2008-11, площадью 161 323 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, эксплуатационные леса:

Боровское участковое лесничество:

Боровская дача, кварталы №№: 13ч, 16ч, 18ч-24ч, 28-33, 35-56;

Заярская дача, кварталы №№: 1-18, 20-25, 27, 28, 29ч, 30-35, 37-41,45- 54, 59-61, 64, 73-75, 84-88, 95, 96, 100, 102, 103, 111;

Сурупцевская дача, кварталы №№: 2-8, 10-52, 54-57, 66, 68-72,78- 82, 91, 92;

Мамырьская дача, кварталы №№: 1ч, 2, 3, 4ч, 5ч, 6-11, 12ч- 15ч, 16-22;

ФИО2 дача, кварталы №№: 28ч, 29ч, 32ч-35ч, 36, 37, 38ч-40ч, 41, 42, 44-48, 54-71.

Исходя из содержания указанного заявления строительство линейного
объекта на испрашиваемом лесном участке необходимо для освоения лесосырьевой базы на лесном участке, являющегося предметом договора аренды № 16 от 23 декабря 2008 г. Вместе с тем, лесной участок, предоставленный по договору № 16 от 23 декабря 2008 г. и лесной участок, предоставленный по договору № 91-332/18 от 28 мая 2008 г., находятся на значительном друг от друга расстоянии, в разных лесничествах, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о несоответствии целям, обозначенным в заявлении от 19 апреля 2018 г. № 490. Однако, лесной участок, предоставленный по договору аренды № 91-332/18 от 28 мая 2008 г., примыкает к лесному участку, предоставленному тому же арендатору по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г. Между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 14, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с п. 2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, эксплуатационные леса:

Тарминское участковое лесничество:

Тарминская дача, кварталы №№ 1-34, 36-49;

Большеокинская дача, кварталы №№ 1-50;

Северо-Бадинская дача, кварталы №№ 1-31, 34-47, 53-117.

Согласно п. 4 указанного договора лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины.

Срок действия настоящего договора - с 1 января 2009 г. до 31 декабря 2057 г.

Указанный лесной участок, предоставленный по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г., и лесной участок, предоставленный по договору аренды № 91-332/18 от 28 мая 2008 г., предоставлены одному и тому же арендатору – АО «Группа Илим», находятся в пределах границ одного и того же участкового лесничества, кварталы №№ 42, 43, 61, 62 Северо-Бадинской дачи обозначены в обоих договорах аренды, при этом использование нерестоохранных полос лесов в границах обозначенных кварталов преследует цель размещения подъездной дороги к уже эксплуатируемому лесному участку по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г., а также цель развития технологической связи с уже существующими объектами лесной инфраструктуры – лесными дорогами. Указанное позволяет сделать вывод о том, что арендатор при заключении договора с целью строительства линейного объекта преследовал иную цель, нежели обозначенную в предмете договора. Фактически лесной участок, используемый арендатором по договору, необходим в целях использования иного лесного участка, являющегося предметом договора аренды № 14 от 18 декабря 2008 г., в целях освоения лесосырьевой базы, то есть как объекта лесной инфраструктуры. Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 3,1791 га имеет категорию защитности - ценные леса; нерестоохранные полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняет важную функцию - нерестоохранную. Из содержания пункта 4.2 проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 600,875 м3, в том числе хвойные 530,785 м3, ликвидным запасом 522,77 м3, в том числе хвойные 437,49 м3. Указанные положения отражены, в том числе в пункте 7.1-4 проекта освоения лесов к договору (Приложение № 63). Таким образом, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации линейного объекта несовместимо с целевым назначением и полезными функциями данной категории лесов.

Также между Министерством лесного комплекса Иркутской
области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-382/18. АО «Группа Илим» в соответствии с договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, защитные леса, квартала №№ 54 (выд. 25ч, 26, 28ч, 29ч, 31ч, 32ч, 36ч, 39ч, 41ч, 46ч), 71 (выд. 7ч, 8ч, 41ч, 43ч, 46, 47ч), с кадастровым номером 38:02:210301:15, площадью 12,1606 га. В соответствии с п. 6.1 договора срок его действия составляет 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрация договора (регистрационный номер - 38:02:210301:15- 38/003/2018-4). Договор обременен правом аренды по договору № 91-389/11 от
5 сентября 2011 г., заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Сибресурс» с целью заготовки древесины (запись государственной регистрации №38-38-03/046/2011-547 от 9 ноября 2011 г.). Согласно подпункту «а» пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после его заключения, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области № 2568-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка 18 июня 2018 г. № 91-382/18 является АО «Группа Илим». Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 12,1606 га имеет категорию защитности - ценные леса: нерестоохранные полосы лесов. Согласно таблице № 5 Приложения № 2 к договору, в состав лесного участка, переданного в аренду, входят, в том числе, особо защитные участки лесов (ОЗУ), категории ценные леса:

- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов, имеющие местоположение: Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал № 54, выделы №№ 28ч, 32ч, 38ч, 41ч (площадь 3,8140 га); Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал № 71, выд, 7ч, 41ч (площадь 0,1469 га).

В пункте 2.2 проекта освоения лесов (Приложение № 2), в том числе отражено целевое назначение лесов, вся площадь которых (121 606 га) является защитными лесами, нерестоохранными полосами. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет особое защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания пункта 4.2 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 1075,332 м3, в том числе хвойные 490,43 м3, ликвидным запасом 938,81 м3, в том числе хвойные 423,63 м3. Указанные положения отражены, в том числе в пункте 7.1.4 проекта освоения лесов к Договору (Приложение № 63).

Также 29 августа 2018 г. между Министерством лесного комплекса
Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-533/18. АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего
местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Братское лесничество, Тангуйское участковое лесничество, Тангуйская дача, защитные леса, квартал № 43 (выделы 9ч, 11ч, 14ч, 29ч), с кадастровым номером 38:02:110701:86, площадью 3,0643 га. В соответствии с пунктом 6.1 договора срок действия договора составляет 47 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка. 1 октября 2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрации Договора (регистрационный номер 38:02:110701:86-38/115/2018-3). Согласно подпункту «а» пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после его заключения, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. 31 октября 2018 г. распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 3713-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка 28 августа 2018 г. № 91-533/18 является АО «Группа Илим». В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору лесной участок передается с целью строительства дороги с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного. В соответствии с пунктом 7.1.2 Проекта освоения лесов по договору (Раздел 7. Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка для прохода к участку. Таким образом, в соответствии с предметом договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов. Как следует из содержания проекта освоения лесов к договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку. В пункте 4 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 10) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, мост автодорожный, ширина 40-60м, общая, протяженность 0,6675 км, площадь 3,0643 га. Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области № ФБР 65700/1167 обозначена цель использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка № 91-465/17 от 20 декабря 2017 г. (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов). 16 ноября 2017 г. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-465/17, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с пунктом 2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок площадью 123 647 га, имеющий местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Братское лесничество, Тангуйское участковое лесничество, Тангуйская дача, кварталы №№ 1-7, 8ч, 9ч, 10-20, 21ч, 22ч, 23-26, 27ч-29ч, 30-36, 37ч, 39, 40, 41ч-46ч, 47-51, 52ч-56ч, 57-60, 61ч, 62ч, 63, 64, 65ч, 66ч, 67-70, 71ч, 72, 73ч-81ч, 82, 83ч, 87, 88ч, 89ч, 90-99, 100ч, 101-110, 111ч, 112-120, 128-133; Бадинская дача, кварталы №№ 1-10, 11ч, 12ч, 26-37, 38ч, 50-59, 67-78, 79ч, 80-86, 111, 115 - эксплуатационные леса. Согласно пункту 4 договора аренды № 91-465/17 от 16 ноября 2017 г. лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины. Согласно пункту 2.4 договора аренды № 91-465/17 от 16 ноября 2017 г. срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет. Указанный лесной участок, предоставленный по договору аренды № 91-465/17 от 16 ноября 2017 г., и лесной участок, предоставленный по договору аренды № 91-533/18 от 29 августа 2018 г., предоставлены одному и тому же арендатору - АО «Группа Илим», находятся в пределах границ одного и того же участкового лесничества, квартал № 43 обозначен в обоих договорах аренды, при этом использование нерестоохранных полос лесов в границах обозначенного квартала преследует цель размещения подъездной дороги к
уже эксплуатируемому лесному участку по договору аренды № 91-465/17 от 16 ноября 2017 г., а также цель развития технологической связи с уже существующими объектами лесной инфраструктуры - лесными дорогами. Указанное позволяет сделать вывод о том, что арендатор при заключении договора с целью строительства линейного объекта, преследовал иную цель, нежели обозначенную в предмете договора. Фактически лесной участок, используемый арендатором по договору, необходим в целях использования иного лесного участка, являющегося предметом договора аренды № 91-465/17 от 16 ноября 2017 г., в целях освоения лесосырьевой базы, то есть, как объекта лесной инфраструктуры. Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 3,0643 га, имеет категорию защиты - ценные леса: нерестоохраниые полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок, имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания пункта 4.2 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 598,42 м3, в том числе хвойные 535,125 м3, ликвидным запасом 520,62 м3, в том числе хвойные 465,55 м3. Указанные положения отражены, в том числе в пункте 7.1.4 проекта освоения лесов к договору (Приложение № 63).

Полагает, что оснований для утверждения положительных заключений государственных экспертиз проектов освоения лесов указанными распоряжениями не имелось, поскольку проекты освоения лесов не соответствовали требованиям лесного законодательства, что приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, подвергают опасности стабильность окружающей среды и ее природно-ресурсный потенциал.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г. с учетом определения от 4 сентября 2020 г. об исправлении описки требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены. Распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области № 2563-мр от 1 августа 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим»); распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области № 2568-мр от 1 августа 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим»); распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области № 3713-мр от 31 октября 2018 г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим») признаны незаконными.

Не согласившись с решением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г. заинтересованное лицо АО «Группа Илим» подало апелляционную жалобу.

В обоснование жалобы указано, что, вопреки выводам суда, строительство и эксплуатация линейных объектов разрешены в ценных лесах и на защитных участках лесов, действующее лесное законодательство разрешает строительство лесных дорог за пределами лесного участка, предоставленного в целях заготовки древесины.

Полагает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела и не дана должная оценка имеющимся в деле доказательствам, неверно установлены обстоятельства дела относительно цели предоставления лесного участка.

Считает, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением.

Утверждает, что судом неправомерно отказано АО «Группа «Илим» в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, назначенного на 6 июля 2020 г.

Просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г. отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Братского района Альхименко Е.И. полагает решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, представители заинтересованных лиц ООО «Терра Лекс», Федерального агентства лесного комплекса, ИП ФИО1, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., объяснения представителя заинтересованного лица АО «Группа Илим» Берест А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А., полагавшей судебное решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
(статья 9, части 1 статей 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп).

В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69.

Целью государственной экспертизы проектов освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496).

В соответствии пунктом 4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Судом установлено, что 28 мая 2018 г. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-332/18. АО «Группа Илим» в соответствии с договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, защитные леса, кварталы №№ 42 (выдел 31ч), 43 (выделы 29ч, 31ч, 40ч), 61 (выделы 3ч, 4ч, 5ч), 62 (выделы 1ч, 2ч, 25ч), с кадастровым номером 38:02:120301:114 (31791 +/- 125 м2), площадью 3,1791 га, сроком действия 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, регистрация договора произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 4 июля 2018 г., регистрационный номер 38:34:022901:254-38/003/2018-1.

1 августа 2018 г. распоряжением заместителем министра лесного комплекса Иркутской области № 2563-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка от 28 мая 2018 г. № 91-332/18 является АО «Группа Илим».

Также между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» 18 июня 2018 г. заключен договор аренды лесного участка № 91-382/18, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, защитные леса, квартала №№ 54 (выд. 25ч, 26, 28ч, 29ч, 31ч, 32ч, 36ч, 39ч, 41ч, 46ч), 71 (выд. 7ч, 8ч, 41ч, 43ч, 46, 47ч), с кадастровым номером 38:02:210301:15, площадью 12, 1606 га, сроком действия 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, договор прошел государственную регистрацию 12 июля 2018 г., регистрационный номер 38:02:210301:15-38/003/2018-4.

Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области № 2568-мр 1 августа 2018 г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка № 91-382/18 от 18 июня 2018 г. является АО «Группа Илим».

Также 29 августа 2018 г. между Министерством лесного комплекса
Иркутской области и АО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 91-533/18, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Братское лесничество, Тангуйское участковое лесничество, Тангуйская дача, защитные леса, квартал № 43 (выделы 9ч, 11ч, 14ч, 29ч), с кадастровым номером 38:02:110701:86, площадью 3,0643 га, сроком действия 47 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка., договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 1 октября 2018 г., регистрационный номер 38:02:110701:86-38/115/2018-3.

31 октября 2018 г. распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 3713-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка от 28 августа 2018 г. № 91-533/18 является АО «Группа Илим».

Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования прокурора, пришел к выводу, что указанные распоряжения № 2563-мр от 1 августа 2018 г., № 2568-мр от 1 августа 2018 г., № 3713-мр от 31 октября 2018 г. министерства лесного комплекса Иркутской области противоречат требованиям лесного законодательства Российской Федерации. В рассматриваемом случае целью предоставления в аренду лесного участка явилась, в том числе, строительство дорог в целях освоения иных лесных участков, что не предусмотрено в защитных лесах. При этом административным ответчиком не было представлено доказательств законности оспариваемых распоряжений. Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды, нарушают конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их верными, основанными на нормах действующего законодательства.

Особенности использования охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов определены статьями 102-109 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации ценные леса относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с части 1 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.3 договора № 91-332/18 от 28 мая 2018 г. арендатору лесной участок передается с целью строительства моста автодорожного, дороги с усовершенствованном облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

В соответствии с пунктом 7.1.2 Проекта освоения лесов по договору (Раздел № 7, Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка
для прохода к участку.

Таким образом, в соответствии с предметом договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.

Как следует из содержания проекта освоения лесов к договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку.

В пункте 4.1 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 10) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: мост, дорога автомобильная ширина 60 м, общая протяженность 5,299 км, площадь 3,1791 га.

В таблице № 4 Приложения № 2 к договору отражено наличие на арендуемом лесном участке объектов лесной инфраструктуры - 2 лесных дорог (с характеристиками: объем - 0,1302 и 0,0720, единица измерения - га), местоположением: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал № 42 выдел 31ч, квартал 43, выдел 40ч.

Наличие указанных объектов лесной инфраструктуры, в том числе отражено в Разделе № 3 к проекту освоения лесов к договору. Согласно пункту 3 (Приложение № 8) на арендуемом лесном участке имеются существующие объекты лесной инфраструктуры в виде 2 лесных дорог общей площадью 0,2022 га.

В заявлении директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от 19 апреля 2018 г. № 490 обозначена цель использования лесного участка - использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - моста автодорожного, лесного склада, дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, площадки производственной для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка № 16 от 23 декабря 2008 г. (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов) между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим».

Таким образом, строительство линейного объекта на испрашиваемом лесном участке необходимо для освоения лесосырьевой базы на лесном участке, являющегося предметом договора аренды № 16 от 23 декабря 2008 г.

Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 3,1791 га имеет категорию защитности - ценные леса; нерестоохранные полосы лесов.

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняет важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания пункта 4.2 проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 600,875 м3, в том числе хвойные 530,785 м3, ликвидным запасом 522,77 м3, в том числе хвойные 437,49 м3.

Указанные положения отражены, также в пункте 7.1-4 проекта (освоения лесов к договору (Приложение № 63).

Следовательно, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации линейного объекта несовместимо с целевым, назначением и полезными функциями данной категории лесов.

Согласно пункту 1.2 договора № 91-382/18 от 18 июня 2018 г. лесной участок площадью 12,1606 га, имеет категорию защитности - ценные леса: нерестоохранные полосы лесов.

Согласно таблице № 5 Приложения № 2 к договору, в состав лесного участка, переданного в аренду, входят, в том числе особо защитные участки лесов (ОЗУ), категории ценные леса, а именно берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов, имеющие местоположение: Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал № 54, выделы №№ 28ч, 32ч, 38ч, 41ч (площадь 3,8140 га); Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал № 71, выд. 7ч, 41ч (площадь 0,1469 га).

В пункте 2.2 проекта освоения лесов (Приложение № 2) также отражено целевое назначение лесов, вся площадь которых (12 1606 га) является защитными лесами, нерестоохранными полосами.

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет особое защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания пункта 4.2 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 1075,332 м3, в том числе хвойные 490,43 м3, ликвидным запасом 938,81 м3, в том числе хвойные 423,63 м3. Указанные положения также отражены в пункте 7.1.4 проекта освоения лесов к договору (Приложение № 63).

В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору лесной участок передается с целью строительства дороги с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного.

В соответствии с пунктом 7.1.2 Проекта освоения лесов по договору (Раздел 7. Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного
покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка для прохода к участку.

Таким образом, в соответствии с предметом договора лесной участок
предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.

Как следует из содержания проекта освоения лесов к договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку.

В пункте 4 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 10) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, мост автодорожный, ширина 40-60 м, общая, протяженность 0,6675 км, площадь 3,0643 га.

В заявлении директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области № ФБР 65700/1167, обозначена цель использования лесного использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка № 91-465/17 от 20 декабря 2017 г. (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов).

Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 3,0643 га имеет
категорию защитное - ценные леса: нерестоохраниые полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания пункта 4.2 Проекта освоения лесов по договору (Приложение № 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 598,42 м3, в том числе хвойные 535,125 м3, ликвидным запасом 520,62 м3, в том числе хвойные 465,55 м3. Указанные положения отражены, в том числе в пункте 7.1.4 проекта освоения лесов к договору (Приложение № 63).

Вместе с тем, проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пункты 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

осуществления работ по геологическому изучению недр;

разработки месторождений полезных ископаемых;

использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 статьи 21 настоящего кодекса выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с частью 4 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации установлены Приказом Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов».

Пунктом 19 Особенностей использования лесов установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и в ценных лесах сплошные рубки осуществляются только в целях ухода за лесами в соответствии с частью 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, то есть создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) для целей использования лесов, что предусмотрено статьей 13 Лесного кодекса РФ.

Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; объекта лесной инфраструктуры.

Часть 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дорог, на землях лесного фонда в определенных случаях, в том числе в целях переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 849-р (далее - Перечень № 849-р) в соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях:

как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 1 Перечня № 849-р);

как объекта для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 4 Перечня № 849-р).

В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1).

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4).

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283-р (далее - Перечень № 1283-р), в соответствии с частью 5 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню № 1283-р строительство лесной дороги, как объекта лесной инфраструктуры, возможно как объекта для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 1 Перечня № 1283-р).

Частью 2 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Целью предоставления указанных лесных участков является проход к другим участкам, что противоречит требованиям статьям 106, 21 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в этих целях не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных и защитных лесов.

Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия в целях прохода к иному участку, для освоения лесосырьевой базы по другому договору аренды лесного участка, как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Перечнем № 849-р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении статей 106, 21 Лесного кодекса Российской Федерации, а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов.

В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496, положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Порядка в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки оформляется отрицательное заключение Экспертизы.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 9 Порядка).

При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.

Таким образом, предоставление лесных участков в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации автомобильной дороги противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов.

Поскольку судом установлено, что административными ответчиками нарушаются требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правильно применил нормы материального права.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске прокурором срока для обращения в суд с настоящими административными исками нельзя признать обоснованными ввиду того, что прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в установленный закон срок с момента, когда ему стало известно о принятом распоряжении министра лесного комплекса Иркутской области в ходе проверки Территориального Управления МЛК Иркутской области, проведенной в период с 7 октября 2019 г. по 5 декабря 2019 г.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы о возможности сплошной вырубки, в том числе в защитных лесах, а также строительства на землях лесного фонда объектов, суд апелляционной инстанции отмечает, что данные утверждения основаны на неверном толковании норм права, поскольку такие рубки допускаются только в случаях, предназначенных для обеспечения безопасности граждан, в целях ухода за лесами, а также, если строительство не запрещено или ограничено законодательством. Указанный довод жалобы подлежит отклонению как необоснованный.

Суд апелляционной инстанции полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отложения 6 июля 2020 г. судебного разбирательства.

В удовлетворении заявленного представителем заинтересованного лица АО «Группа Илим» ФИО3 ходатайства об отложении разбирательства по делу по тому основанию, что представители АО «Группа Илим» находятся в г. Санкт-Петербург в режиме самоизоляции, осуществляют работу в дистанционном (удаленном) режиме, и в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в г. Санкт-Петербург и Иркутской области не могут присутствовать в судебном заседании, обоснованно отказано судом, поскольку АО «Группа Илим» не проявило должную заботливость и осмотрительность при реализации своих процессуальных прав.

Как правовыми актами правительства г. Санкт-Петербурга, так и Иркутской области на момент рассмотрения дела судом режим самоизоляции введен только для граждан старше 65 лет. Каких либо ограничений для явки в суд, как в г. Санкт-Петербурге, так и в г. Иркутске отсутствуют.

АО «Группа Илим» является юридическим лицом и у него имелось необходимое и достаточное время, в том числе, для заключения соглашения об оказании юридической помощи с представителями, находящимися на территории г. Иркутска.

Судом неоднократно предоставлялась заинтересованному лицу возможность явки в судебное заседание, в том числе, предлагалось проведение судебного заседания посредством видеоконференцсвязи, однако таким правом АО «Группа Илим» не воспользовалась, чем распорядилось своими процессуальными правами по своему усмотрению.

Кроме того, судом учтено, что АО «Группа Илим» представлены возражения по существу заявленных требований, ранее представители участвовали в судебном заседании, свою правовую позицию излагали.

Суд апелляционной инстанции полагает, что рассмотрение 6 июля 2020 г. судом первой инстанции дела по существу не повлекло нарушения прав АО «Группа Илим», поскольку новых доказательств, которые могли бы повлиять на выводы суда и которые не были судом учтены, АО «Группа Илим» суду апелляционной инстанции не представлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июля 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.И. Медведева

Судьи: Е.Г. Бутина

Л.Л. Каракич