ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7542/20 от 28.10.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Белик С.О. УИД 38RS0036-01-2020-003533-92

Судья-докладчик Бутина Е.Г. 33а-7542/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Карнышова А.И.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2741/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО2 на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 3 августа 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что согласно справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, представленной ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России», ФИО1 получил доход за 2018 год в размере (данные изъяты) рублей, сумма налога не удержанная налоговым агентом составляет (данные изъяты) рублей. В данной справке налоговым агентом указан код дохода 2003 (сумма вознаграждений, выплачиваемых за счёт средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений). ФИО1, как тренер по дисциплине легкая атлетика, получил денежное вознаграждение в размере (данные изъяты) рублей за XXIII Сурдлимпийские летние игры 2017 года. Освобождение от налогообложения доходов, полученных тренерами и специалистами, обеспечившими подготовку спортсменов – победителей указанных соревнований, статьей 217 НК РФ не предусмотрено. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление от 4 июля 2019 г. (номер изъят) о необходимости уплаты налога за 2018 год в срок не позднее 2 декабря 2019 г. В связи с неисполнением обязанности уплатить налог ответчику направлялось требование от 20 декабря 2019 г. (номер изъят). По причине несвоевременной уплаты недоимок по налогу ответчику начислены пени по НДФЛ за 2018 год в размере (данные изъяты) рублей. Судебный приказ отменён
13 марта 2020 г. в связи с поступлением от ответчика возражений относительно его исполнения. В связи с частичной уплатой задолженности по налогу на доходы физических лиц от 25 марта 2020 г. в размере
(данные изъяты) рублей, остаток задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год составил (данные изъяты) рублей.

На основании изложенного Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, инспекция, налоговый орган) просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере (данные изъяты) рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере (данные изъяты) рублей, всего в размере (данные изъяты) рублей.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от
3 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено в полном объёме.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО2 просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не принято во внимание положение пункта 20 статьи 217 НК РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения призовых доходов спортсменов, в том числе спортсменов-инвалидов, за призовые места, в частности на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, полученные от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов. Судом вынесено решение без учета распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 313-р «Об установлении денежного вознаграждения российским спортсменам по итогам выступлений на XXIII Сурдлимпийских летних играх 2017 г. в г. Самсун (Турция)». Указывает на нарушение процессуальных прав административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца ФИО3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций (абзац третий подпункта 5 пункта 1 статьи 208); при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (пункт 1 статьи 210).

В соответствии с пунктом 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом
14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учётом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 НК РФ).

Судом установлено, что ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» в налоговый орган представлена справка о доходах и суммах налога физического лица от 18 декабря 2019 г. № 139 по форме
2-НДФЛ, согласно которой ФИО1 является получателем дохода (код 2003 - сумма вознаграждений, выплачиваемых за счёт средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений). Сумма дохода составила (данные изъяты) рублей, сумма налога исчисленная – (данные изъяты) рублей, сумма налога, неудержанная налоговым агентом (данные изъяты) рублей.

Согласно письму от ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» ФИО1 являлся личным тренером по дисциплине легкая атлетика и получил денежное вознаграждение в размере (данные изъяты) рублей за XXIII Сурдлимпийские летние игры 2017 года.

Приказом от 15 февраля 2018 г. № 18П19-020 ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 21 февраля 2017 г. № 31-р произведена выплата денежных вознаграждений (премии) тренерам и специалистам спортивных команд РФ, обеспечивших подготовку спортсменов – победителей и призёров XXIII летних Сурдлимпийских игр 2017 года в Турции (г. Самсун) за счёт целевой субсидии, поступающей из федерального бюджета, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с протоколом, утверждённым комиссией Министерства спорта РФ. В приложенном списке к приказу в качестве личного тренера по дисциплине лёгкая атлетика указан ФИО1, сумма его вознаграждения составила (данные изъяты) рублей.

На основании указанной справки инспекцией в адрес налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление от
4 июля 2019 г. (номер изъят) о необходимости уплаты НДФЛ за 2018 год в срок до 2 декабря 2019 г. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления ФИО1 налоговое уведомление получено
27 августа 2019 г.

В связи с неуплатой налога ФИО1 начислены пени по НДФЛ за 2018 год в размере (данные изъяты) рублей за период с 3 декабря 2019 г. по
19 декабря 2019 г. и направлено требование об уплате НДФЛ за 2018 год от 20 декабря 2019 г. (номер изъят) со сроком исполнения до 5 февраля 2020 г.

Вынесенный 17 марта 2020 г. судебный приказ отменен
13 апреля 2020 г. в связи с поступлением от должника возражений относительно взыскания с него спорной задолженности.

После отмены судебного приказа 25 марта 2020 г. административным ответчиком уплачено в счет погашения задолженности (данные изъяты) рублей, остаток задолженности по НДФЛ за 2018 год составил
(данные изъяты) рублей. В связи с чем налоговый орган 9 июля 2020 г. обратился в суд с данным административным иском.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по налогу на доходы физических лиц, в предусмотренный налоговым требованием срок административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по его уплате, установив, что срок на обращение в суд с настоящим иском инспекцией не пропущен, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ФИО1 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени в размере (данные изъяты) руб.

Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы жалобы, направленные на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для освобождения административного ответчика от уплаты налога на доходы физических лиц за 2018 год, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку освобождение от налогообложения доходов, полученных тренерами и специалистами, обеспечившими подготовку спортсменов – победителей указанных соревнований, положениями пунктов 20, 20.1 статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц призы в денежной и (или) натуральных формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а также на чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов.

Освобождение от налогообложения доходов, полученных тренерами и специалистами, обеспечившими подготовку спортсменов - победителей указанных соревнований, данной нормой не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 20.1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений, по перечню таких организаций, утвержденному Правительством Российской Федерации.

ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» в такой перечень организаций не входит, что подтверждается, в том числе и письмом ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (л.д.(данные изъяты)).

Вопреки доводам жалобы распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 313-р «Об установлении денежного вознаграждения российским спортсменам по итогам выступлений на XXIII Сурдлимпийских летних играх 2017 г. в г. Самсун (Турция)» устанавливает лишь размеры денежного вознаграждения российским спортсменам по итогам выступлений, но не регулирует вопрос налогообложения при выплате вознаграждения.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административного ответчика о рассмотрении дела опровергаются материалами дела, а именно уведомлением о вручении ФИО1 22 июля 2020 г. судебного извещения на 3 августа 2020 г. (л.д. (данные изъяты)).

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлиять на содержание постановленного решения, а также правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 3 августа 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи Л.В. Гусарова

А.И. Карнышов