ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7545/19 от 21.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Долбня В.А. по делу № 33а-7545/2019

Судья-докладчик Бутина Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,

с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,

при секретаре Орловой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мещанинова А. В. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата

по апелляционной жалобе административного истца Мещанинова А. В. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 августа 2019 г.,

установила:

решением Думы города Иркутска от 13 июня 2019 г. № 006-20-580917/9 на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва (далее по тексту ОИК № 5, избирательная комиссия) от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы города Иркутска зарегистрирован Мещанинов А.В., выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа».

Решением ОИК № 5 от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы города Иркутска зарегистрирован Усов Л.Д., выдвинутый избирательным объединением Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Не согласившись с решением о регистрации кандидатом в депутаты Усова Л.Д., Мещанинов А.В. обратился в суд с иском о признании его незаконным и отмене.

В обоснование иска указал, что нарушен порядок выдвижения и регистрации кандидата Усова Л.Д., поскольку в представленных им документах имеются нарушения избирательного законодательства. Из справки от Дата изъята Номер изъят/к следует, что кандидат работает в должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанова А.Н. со Дата изъята по настоящее время. Таким образом, в указанной справке указана только должность кандидата Усова Л.Д., а информация о месте его работы отсутствует, что не подтверждает указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы - аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Документ, подтверждающий место работы кандидата, в регистрационном деле кандидата Усова Л.Д. отсутствует. Также считает, что указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата не соответствуют действительности, поскольку аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области не является местом работы помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в силу норм федерального законодательства, регулирующего статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его помощников.

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить решение ОИК №5 от Дата изъята Номер изъят о регистрации Усова Л.Д. кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 7 августа 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены избирательное объединение Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Избирательная комиссия города Иркутска.

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Мещанинов А.В. просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что справка от Дата изъята Номер изъят/к не подтверждает указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата Усова Л.Д., а именно тот факт, что основным местом работы кандидата Усова Л.Д. является аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Документ, подтверждающий место работы кандидата, в регистрационном деле отсутствует. Представленные в судебное заседание копии трудового договора и трудовой книжки не должны были рассматриваться судом как доказательства, поскольку они не были представлены в ОИК №5 к моменту регистрации кандидата Усова Л.Д. В указанных документах нет записи, идентичной сведениям о месте работы и занимаемой должности указанных в заявлении. Считает, что Усов Л.Д. неправильно указал в заявлении свою должность и сделал это намеренно, чтобы быть более привлекательным для избирателей.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель заинтересованного Усова Л.Д. Сержантов П.Е., представитель заинтересованного лица избирательного объединения Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Гладышев И.А. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотрела дело в отсутствие административного истца Мещанинова А.В., административного ответчика ОИК № 5, заинтересованных лиц Усова Л.Д., Избирательной комиссии города Иркутска, Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», извещенных надлежащим образом.

Заслушав доклад, объяснения представителя административного истца Мещанинова А.В. Арасланова С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Усова Л.Д. Шободоева В.Е., возражавшего против доводов жалобы, заслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных названным законом, иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с избирательным законодательством для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного закона, иного закона (подпункт «в.1»).

Пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ определяет перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, среди которых указаны сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, год ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

В силу подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Решением Думы города Иркутска от 13 июня 2019 г. № 006-20-580917/9 на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва. Указанное решение опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 14 июня 2019 г. № 23 (820).

Решением Избирательной комиссии города Иркутска от 6 июня 2019 г. сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, председателем комиссии назначена Антоненко Т.П.

Решением ОИК № 5 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы города Иркутска зарегистрирован Мещанинов А.В., выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа».

Решением ОИК № 5 от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы города Иркутска зарегистрирован Усов Л.Д., выдвинутый Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Судом установлено, что Дата изъята Усов Л.Д. представил в ОИК №5 заявление о согласии баллотироваться, в котором указал, что основным местом работы является аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанова А.Н.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что с учетом специфики правоотношений основным местом работы кандидата Усова Л.Д. является аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в связи с чем ОИК №5 при его регистрации нарушений избирательного законодательства не допущено.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно представленной в ОИК №5 справке от Дата изъята Номер изъят/к, выданной заместителем начальника управления–начальника отдела кадровой работы аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, Усов Л.Д. работает в должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанова А.Н. со Дата изъята по настоящее время.

Данное же место работы и должность Усов Л.Д. указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва.

В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, суду была представлена копия справки от Дата изъята Номер изъят/к, выданная аппаратом Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в которой указано, что Усов Л.Д. действительно является помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на постоянной основе на срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанова А.Н. по настоящее время.

Также суду были представлены копия трудовой книжки Усова Л.Д. и копия срочного трудового договора от Дата изъята Номер изъят, где в качестве работодателя указан аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

Проанализировав указанные письменные доказательства в их совокупности, положения статей 62, 66 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках», Положения об управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам, Положения об аппарате Губернатора Иркутской и Правительства Иркутской области, суд пришел к обоснованному выводу, что основным местом работы Усова Л.Д. является аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах права.

Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно приняты во внимание справка от Дата изъята , копия трудовой книжки Усова Л.Д., представленные в ходе судебного разбирательства, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные доказательства отвечают признакам относимости и допустимости, которые проверены и оценены судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами права, регулирующими данные правоотношения.

Не влияет на законность принятого судом решения и довод об отсутствии идентичности сведений в справке с места работы, трудовом договоре, трудовой книжке, поскольку данные документы содержат бесспорные данные об основном месте работы – аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, должности- помощник депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Иркутской области на срок полномочий депутата Государственной Думы Красноштанова А.Н.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что Усов Л.Д. намеренно неверно указал свою должность, упомянув депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанова А.Н., тем самым создавая привлекательность среди избирателей, поскольку данное обстоятельство не может обуславливать безусловную привлекательность среди избирателей.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы административного иска, не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 августа 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Л.Г. Туглакова

Судьи

Р.И. Харин

Е.Г. Бутина