Судья Лохмачева И.А. Дело № 33а-755/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 марта 2019 года город Калуга
Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда
в составе: председательствующего судьи Сидоренкова И.А.,
судей Жудова Н.В. и Плаксиной И.Н.,
при секретаре Купрач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жудова Н.В. дело по апелляционной жалобе Рыбниковой Н.А. на решение Калужского районного суда Калужской области от 22 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Рыбниковой Натальи Александровны к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство,
установила:
13 июля 2018 года Рыбникова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - Минприроды КО), указав, что она является собственником земельного участка площадью 2 910 кв.м с кадастровым номером № на территории <адрес>. Минприроды КО отказывает административному истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома, ссылаясь на то, что земельный участок находится в границах памятника природы регионального значения «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м. в обе стороны от уреза воды». Однако на указанном земельном участке, как расположенном на землях населенных пунктов и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, допустимо возведение строений; законно установленные и препятствующие этому ограничения отсутствуют. Кроме того, данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, в пределах которой допускается осуществление жилищного строительства. В этой связи, Рыбникова Н.А. просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, выраженный в письме от 25 мая 2018 года №Р-0201-03/90/2-18 и возложить обязанность на административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 ноября 2018 года административное исковое заявление Рыбниковой Н.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Выслушав Рыбникову Н.А. и ее представителя ФИО5, поддержавших жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Рыбниковой Н.А. по договору купли-продажи от 24.10.2015 г. был приобретен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, площадью 2 910 кв.м. Данный объект имеет адрес относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 270 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> ( т.1 л.д.9).
На обращение Рыбниковой Н.А. Минприроды КО письмом от 25 мая 2018 года отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома со ссылкой на то, что в соответствии с положениями п.1 ст.27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», выдать такое разрешение на территории памятника природы регионального значения «Река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м. в обе стороны от уреза воды» не представляется возможным (т.1 л.д.8).
Не согласившись с таким отказом, Рыбникова Н.А. обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Решением малого Совета Калужского областного Совета народных депутатов от 18 ноября 1993 года № 184 «Об объявлении объектов государственными памятниками природы областного значения» (с учетом изменений, внесенных Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 20 сентября 2012 года № 624) объявлены памятниками природы регионального значения расположенные на территории Калужской области ценные природные объекты в соответствии с приложением № 1 (пункт 1); определен постоянный заказной режим на территориях этих объектов с запрещением хозяйственной деятельности, вызывающей нарушение экологического равновесия природного комплекса, ухудшающей состояние лесной среды, природных ландшафтов (пункт 2); землепользователям на территориях памятников природы предписано принять меры, обеспечивающие соблюдение охранного режима, благоустройство и содержание ценных природных объектов (пункт 4). В Список памятников природы регионального значения, являющийся приложением № 1 к указанному решению от 18 ноября 1993 года № 184, в качестве памятника природы внесена под номером 32 река Руть с охранным ландшафтом на расстоянии по 300 м в обе стороны от уреза воды протяженностью 8 км в границах Медынского района Калужской области на площади 480 га (т.1 л.д.79-86).
Вступившим в законную силу решением Калужского областного суда от 18 октября 2018 года, принятому по административному иску Рыбниковой Н.А., последней отказано в признании недействующим положений указанного решения малого Совета в части создания названного памятника природы (т.1 л.д.183-187).
Данным судебным актом установлено, что памятник природы не имеет охранной зоны, а определенный в 300 м. ландшафт относится к самому памятнику природы, который состоит в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий. Границы памятника природы в ЕГРН отсутствуют, однако сведения об этом объекте отражены в документах территориального планирования МО «деревня Брюхово» Медынского района, что позволяет учитывать их при принятии градостроительных решений.
Как усматривается из дела, в том числе из письма главы администрации МР «Медынский район» от 18 апреля 2018 г. №1419, принадлежащий Рыбниковой Н.А. земельный участок частично огорожен металлическим профлистом; на участке расположен объект незавершенного строительства – бетонный ленточный фундамент и согласно карте градостроительного зонирования сельского поселения «Деревня Брюхово» земельный участок попадает в зону с особыми условиями использования территории – зону охранного ландшафта реки Руть ( т.1 л.д.17-18,176)
В силу статьи 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (пункт 1). Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (пункт 2).
Статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1). Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что на землях памятников природы, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (введенным Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ), основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории. В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно п.3 ст.25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии со ст.35 (пункты 5, 5.1) Закона Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области" от 28.02.2011 г. №121-ОЗ, Правительство Калужской области определяет режим особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения категории "памятники природы". Орган исполнительной власти Калужской области, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, осуществляет оформление паспорта ООПТ регионального значения категории памятники природы. Положение (паспорт) особо охраняемой природной территории регионального значения включает режим особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения и ее охранной зоны (при наличии).
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности (статья 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
По смыслу приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства, в их взаимосвязи, деятельность, не связанная с сохранением и изучением природного комплекса реки Руть может допускаться на территории памятника природы только в случаях, если это прямо предусмотрено режимом охраны такой территории, отраженным в соответствующем положении (паспорте), либо специальным законом.
Таким образом, сам по себе правовой режим земельного участка, определяемый его категорией и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий (ст.7 Земельного кодекса РФ), допускающим осуществление жилищного строительства, не является достаточным основанием для ведения соответствующей хозяйственной деятельности в границах ООПТ.
Как следует из содержания упомянутого решения малого Совета, единственного на момент рассмотрения настоящего дела документа, определяющего статус ООПТ, общий режим охраны и использования памятника природы реки Руть не предусматривает в его границах хозяйственную деятельность в форме нового капитального строительства (включая жилищное).
Сведения о соответствующем режиме охраны и использования внесены в кадастр памятника природы (т.1 л.д.235).
Учитывая изложенное, отказ Минприроды КО административному истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома является правомерным.
Апелляционная жалоба, по сути повторяющая доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и правильно не признанные районным судом состоятельными, не дает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбниковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи: