ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-756/2017 от 03.02.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Барышева В.В. Дело №33а-756/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Федотовой Н.П., Парменычевой М.В.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.

03 февраля 2017 года

административное дело по апелляционной жалобе представителя Никитиной И.А. по доверенности Пухова А.А. на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 16 сентября 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований административного искового заявления Никитиной И.А. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа директора Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказать.

По делу установлено:

Никитина И.А. обратилась с административным исковым заявлением к ДАЗО мэрии г.Ярославля о признании незаконным приказа директора ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование требований административного искового заявления ссылается на то, что она обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>. Приказом Директора ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома на основании п.п. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.п. 2,3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, частично совпадает с местом расположения земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, нарушено предусмотренное п.1 ст. 11.9 ЗК РФ требование к образуемому земельному участку - в соответствии с решением муниципалитета г. Ярославля от 23.07.2013 № 140 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для индивидуального жилищного строительства. составляет 800 кв.м. Никитина И.В. считает оспариваемый приказ незаконным в связи с тем, что в соответствии с п.1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Решением муниципалитета г.Ярославля от 23.07.2013 № 140 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» установлен предельный размер предоставляемого в собственность граждан земельного участка - 800 кв.м. Вместе с тем, истицей было подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в аренду. При этом точная площадь земельного участка может быть определена и установлена после согласования границ земельного участка при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. То обстоятельство, что указанный истицей земельный участок частично совпадает с местоположением ранее образованного земельного участка, не может являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка, поскольку речь идет о предварительном согласовании предоставления земельного участка, точные границы которого могут быть установлены при составлении межевого плана и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятию по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Никитиной И.А. адвоката Пухова А.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу, суд пришел, в том числе, к выводу о том, что срок действия приказа начальника УЗР мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, на момент подачи Никитиной И.В. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не истек, в связи с чем, отказ в пердварительном согласовании предоставления земельного участка Никитиной И.А. является законным и обоснованным.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается.

Из материалов дела следует, что Никитина И.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты>. в аренду для ИЖС по адресу <адрес> без проведения торгов.

Согласно схемы расположения испрашиваемого земельного участка (л.д.9) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ от (л.д.50,51) следует, что испрашиваемый Никитиной И.А. земельный участок, практически полностью налагается на земельный участок, схема расположения которого утверждена ранее, вышеуказанным приказом УЗР мэрии г. Ярославля.

В соответствии с подпунктом 1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Согласно п.15 ст.11.10 ЗК РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Указанная норма, в соответствии со ст.35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», была введена в действие с 01.03.2015 года. Ранее, на момент издания приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, действующим законодательством срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка не устанавливался.

С учетом положений ч.2 ст.4 ГК РФ, согласно которой по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, срок действия Приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент обращения Никитиной И.А. в ДАЗО мэрии г. Ярославля – ДД.ММ.ГГГГ, срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, не истек.

Вместе с тем, выводы суда об обоснованности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Никитиной И.А. по тем основанием, что испрашиваемый истицей земельный участок превышает установленные законом предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для ИЖС, являются ошибочными.

В соответствии с п.1 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Статьей 39 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. Решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 г. №201 (в редакции, действовавшей на момент обращения Никитиной И.А.) максимальные (предельные) размеры земельных участков для ИЖС не были установлены.

Согласно п.18.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утв. Решением муниципалитета г. Ярославля от 23.07.2013 г. №140, если иное не установлено действующим законодательством, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной собственности и собственности города Ярославля земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, составляют 800 квадратных метров и 200 квадратных метров соответственно.

Установленные настоящим пунктом предельные размеры земельных участков применяются при образовании земельных участков для целей предоставления в собственность граждан.

Как указывалось выше, Никитина И.А. просила предоставить ей земельный участок в аренду для ИЖС.

Таким образом, отказ ДАЗО мэрии города Ярославля в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на нарушение положений п.1 ст.11.9 ЗК РФ и Решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, не основан на законе.

Доводы административного ответчика о том, что впоследствии, при окончании строительства жилого дома, Никитина И.А. будет иметь преимущественное право на приобретение данного земельного участка в собственность, правового значения не имеют, т.к. действовавшим на момент обращения Никитиной И.А. законодательством, предельные максимальные размеры земельных участок предоставляемых в аренду для индивидуального жилищного строительства не были установлены.

Вместе с тем, допущенные судом нарушения норм материального права, не влекут отмену решения суда, поскольку отказ ДАЗО мэрии г. Ярославля Никитиной И.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию подпункта 2 пункта 16 ст.11.10 ЗК РФ являлся законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г.Ярославля от 16 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Никитиной И.А. по доверенности Пухова А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: