ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7577/2021 от 21.10.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а- 7577/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 октября 2021 года

Судья судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда Григорьева Н.М.,

рассмотрев административный материал №9а-811/2021 (47RS0006-01-2021-006499-44) по частной жалобе Грачева А.С. на определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления о признании незаконными действий УИК 368,

установил:

Грачев А.С. обратился в Гатчинский городской суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии №368 о признании действий УИК № 368 незаконными.

Указывает в обоснование требований, что являлся членом участковой избирательной комиссии № 368 с правом совещательного голоса (ЧПСГ), ссылается на нарушения в работе участковой избирательной комиссии в составлении реестра обращений «о голосовании вне помещения», на нарушения требований Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", допущенные комиссией при подсчете голосов.

Обжалуемым определением судьи Гатчинского городского суда от 27.09.2021 г. в принятии административного искового заявления отказано на основании п.2 ч.1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В поданной частной жалобе Грачев А.С. просит определение отменить, полагает определение не соответствующим нормам процессуального права, указывает, что его право на обращение с административным иском о признании незаконными действий УИК 368 предусмотрено ч.4 ст. 239 КАС РФ. В данной части административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

В силу ч. 2, ч.2.1 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется судьей единолично, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, судья Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Круг лиц, которые вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, определен статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений с ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Согласно ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

По правилу ч. 16 ст. 239 КАС РФ избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Таким образом, действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обжалования решений, действий избирательных комиссий, в том числе в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с заявлением об их обжаловании с учетом характера их субъективных прав.

Грачев А.С., как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать те действия избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. В рассматриваемом же случае административное заявление, поданное за пределами периода избирательной кампании, по завершении подсчета комиссией голосов и содержащее доводы о том, что подсчет голосов производился неправильно, фактически направлено на оспаривание итогов голосования. О правильности такого вывода также свидетельствует отсутствие в просительной части административного искового заявления какого-либо способа восстановления прав. Помимо требований о признании действий УИК № 368 незаконными, никаких иных требований административный истец не заявляет. Исходя же из положений ч.2 ст. 227 КАС РФ об обязательности устранения допущенных нарушений посредством судебного решения, и из оснований требований, приведенных Грачевым А.С. в административном исковом заявлении о неправильности подсчета голосов, иной способ устранения нарушений, кроме как оспаривание итогов голосования, не усматривается. Соответственно, право обращения с такими требованиями предоставлено лицам, указанным в частях 15 и 16 статьи 239 КАС РФ, к числу которых Грачев А.С. не относится.

Кроме того, как установил суд первой инстанции, Грачев А.С. не является также и избирателем по избирательному участку №368, поскольку исходя из места регистрации является избирателем по иному избирательному участку - №389.

С учетом изложенного, судом первой инстанции при принятии обжалуемого определения не допущено нарушения норм процессуального права, у суда апелляционной инстанции нет правовых оснований для отмены определения суда.

Руководствуясь ст.ст.310, 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда

определил:

определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Грачева А.С. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья:

Судья <данные изъяты>

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2021 г.