Судья Султыгова Н.Б. Дело №33а-757/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2019 год
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Черемухиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Костромы Безрукового А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление начальника УМВД России по г. Костроме об установлении административного надзора в отношении ФИО1.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей апелляционное представление подлежащим удовлетворению частично, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник УМВД России по г. Костроме обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1 сроком на 2 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г. со следующими административными ограничениями: обязательная явка два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания в увеселительных местах: барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 час. до 06.00 час.; запрещение выезда за пределы города Костромы без разрешения органа внутренних дел.
В обоснование требований указал, что ФИО1 был осужден 06.06.2016 г. Свердловским районным судом г. Костромы по ч. 1 ст. 117, ч. 3 ст. 309 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном колонии строго режима. 26.12.2017 г. ФИО1 освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области по отбытию срока наказания, на учет в органы внутренних дел ФИО1 не встал.
В течение одного года ФИО1, отбывавший наказание в виде лишения свободы за совершение преступления при рецидиве преступлений, при неснятой и непогашенной судимости неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности, а также посягающих на здоровье населения и общественную нравственность (постановления от 08.03.2018 г. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ – штраф 500 руб., 09.03.2018 г по ч. 1 ст. 20.1 штраф 505 руб., 01.04.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 505 руб., 04.06.2018 г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - арест 5 суток (3 постановления), 05.04.2018 г. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ – штраф 505 руб., 03.05.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 510 руб., 13.06.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 510 руб., 07.07.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 515 руб., 14.08.2018 г. по ст. 20.21 КоАП РФ – арест 7 суток, 14.08.2018 г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – арест 7 суток (2 постановления), 12.10.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ - штраф 550 руб., 02.11.2018 г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – арест 10 суток (3 постановления), 14.11.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 555 руб., 07.12.2018 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 560 руб., 04.01.2019 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 505 руб., 11.01.2019 г. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – штраф 560 руб.).
ФИО1 проживает в подвале жилого дома, работает по частным договорам, ведет бродяжнический образ жизни, общается с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, склонными к совершению преступлений и административных правонарушений. ФИО1 неоднократно замечен в потреблении и распитии спиртных напитков. Жалоб и заявлений от соседей и родственников в УМВД России по г. Костроме на ФИО1 не поступало.
В качестве правового основания установления административного надзора административный истец сослался на положения п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2019 года административное исковое заявление начальника УМВД России по г. Костроме об установлении административного надзора в отношении ФИО1 удовлетворено частично.
В отношении ФИО1, <данные изъяты> установлен административный надзор сроком на 1 год 10 месяцев по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г. по ч. 1 ст. 117 УК РФ, ч. 3 ст. 309 УК РФ. На период административного надзора ФИО1 установлены административные ограничения: запрещение пребывания в увеселительных местах: барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток; запрещение выезда за пределы города Костромы без разрешения органа внутренних дел; явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В апелляционном представлении прокурор города Костромы Безрукавый А.П. просит решение суда изменить, указав на исчисление срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, на срок до погашения судимости.
Указывает, что, устанавливая в отношении ФИО1 административный надзор на срок 1 год 10 месяцев, суд вышел за срок погашения судимости. ФИО1 отбыл наказание по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г. 26.12.2017 г., судимость будет погашена 26.12.2020 г. При сроке 1 год 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу срок окончания административного надзора приходится на 05.01.2021 г.
Представитель административного истца УМВД России по г. Костроме и административный ответчик ФИО1, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционного представления с их участием не просили.
В соответствии с ч. 4 ст. 272 КАС РФ апелляционное представление рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1, пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается судом при условии совершения ими в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждено, что приговором Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г. ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч. 3 ст. 309 УК РФ и ему назначено наказание на основании ч. 2 ст. 69 УПК РФ 1 год 8 месяцев лишения своды в исправительной колонии строгого режима.
Из мест лишения свободы ФИО1 освобожден 26.12.2017 г.
Из приведенного приговора следует, что ФИО1 имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Совершение ФИО1 в течение года более двух административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» подтверждено копиями постановлений по делам об административных правонарушениях:
постановлением УУП УМВД России по г. Костроме от 08.03.2018 г. АП 44№787221 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 руб.,
постановлением заместителя начальника УМВД России по г. Костроме от 09.03.2018 г. АП44 №787752 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 505 руб.,
постановлением УУП и ПДН УМВД России по г. Костроме от 01.04.2018 г. АП44 №794027/4 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 505 руб.,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 04.06.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде ареста 5 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 04.06.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде ареста 5 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 04.06.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде ареста 5 суток,
постановлением УУП УМВД России по г. Костроме от 05.04.2018 г. АП44 №797765 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 505 руб.,
постановлением УУП и ПДН УМВД России по г. Костроме от 03.05.2018 г. АП44 №803480/6 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 510 руб.,
постановлением УУП и ПДН УМВД России по г. Костроме от 13.06.2018 г. АП44 №812158/7 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 510 руб.,
постановлением УУП и ПДН УМВД России по г. Костроме от 07.07.2018 г. АП44 №812159/8 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 515 руб.,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 14.08.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 7 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 14.08.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 7 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 14.08.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 7 суток,
постановлением заместителя начальника ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12.10.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 550 руб.,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 02.11.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 10 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 02.11.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 10 суток,
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Костромы от 02.11.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде ареста 10 суток,
постановлением заместителя начальника полиции УМВД России по г. Костроме от 14.11.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 555 руб.,
постановлением заместителя начальника полиции УМВД России по г. Костроме от 19.12.2018 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 560 руб.,
постановлением заместителя начальника полиции УМВД России по г. Костроме от 04.01.2019 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 565 руб.,
постановлением заместителя начальника полиции УМВД России по г. Костроме от 11.01.2019 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 560 руб.
Все постановления вступили в законную силу, в установленном законом порядке не пересматривались.
При таких обстоятельствах установление в отношении ФИО1 административного надзора является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и приведенным положениям Федерального закона №64-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункты 1, 2 и 4) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ предусмотрено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в пункте 24 постановления от 16.05.2017 г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).
Вместе с тем в случаях, когда на момент рассмотрения дела об административном надзоре срок, оставшийся до погашения судимости указанных лиц, составляет менее одного года, административный надзор может устанавливаться на срок, оставшийся до погашения судимости.
Устанавливая ФИО1 административный надзор на срок 1 год 10 месяцев по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г., суд не учел приведенное разъяснение.
Как видно из материалов дела, из мест лишения свободы ФИО1 освобожден 26.12.2017 г., срок погашения судимости по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г. у ФИО1 наступает 26.12.2020 г., с учетом приведенных положений Федерального закона №64-ФЗ окончание срока административного надзора, установленного судом ФИО1 – 1 год 10 месяцев и исчисляемого со дня вступления в законную силу решения суда, выйдет за пределы трехлетнего срока погашения судимости, исчисленного с даты освобождения из мест лишения свободы. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации административный надзор в отношении ФИО1 подлежал установлению на срок, оставшийся до погашения судимости по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06.06.2016 г.
Однако это обстоятельство не привело к принятию неправильного по существу решения, поэтому в силу частей 4 и 5 статьи 310 КАС РФ оно не может являться основанием для изменения решения.
Приведенные в апелляционном представлении доводы относительно срока установления административного надзора являются основанием к уточнению резолютивной части решения.
Довод апелляционного представления об исчислении срока административного надзора со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения является необоснованным, поскольку в силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
ФИО1 относится к данной категории лиц, поэтому срок исчисления административного надзора правильно определен судом со дня вступления в законную силу решения суда об установлении надзора.
Административные ограничения, в частности, запрещение пребывания в увеселительных местах: барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив, запрещение выезда за пределы города Костромы без разрешения органа внутренних дел, явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, установлены судом с учетом данных о личности осужденного, необходимости профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов. Установленные судом административные ограничения соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Федерального закона №64-ФЗ.
В то же время в соответствии с разъяснениями п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание приведенные выше разъяснения, а также то, что ФИО1 не имеет постоянного места жительства и регистрации, фактически проживает в подвале <адрес>, судебная коллегия полагает, что из резолютивной части решения суда подлежит исключению абзац 5 следующего содержания: «- запретить пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток».
Судебная коллегия считает также необходимым привести 7 абзац резолютивной части решения в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, согласно которому в отношении поднадзорного лица может устанавливаться следующее административное ограничение: обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 февраля 2019 года оставить без изменения.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в новой редакции: «Установить в отношении ФИО1, <данные изъяты>., административный надзор на срок, оставшийся до погашения судимости по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 06 июня 2016 года.».
Исключить из резолютивной части решения административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток (абзац пятый).
Абзац седьмой резолютивной части решения после слов «или пребывания» дополнить словами «или фактического нахождения».
Председательствующий
Судьи