Судья Паков Н.Н. Дело № 33а-758/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 09 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре Пика А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» об оспаривании бездействия,
по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Пятигорска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска об оспаривании бездействия.
Определением суда от 25 января 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска».
В обоснование административного иска указано, что в собственности муниципального образования находится земельный участок с кадастровым номером …., площадью 137 766 кв.м., с видом разрешенного использования «для размещения объекта «Рекультивация полигона твердых бытовых отходов».
К компетенции МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в соответствии с Положением, утвержденным Решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года № 39-36 ГД «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», отнесена организация сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и промышленных отходов.
Определением Пятигорского городского суда от 10 августа 2016 года утверждено мировое соглашение, возложена обязанность по ликвидации совместно с администрацией города Пятигорска несанкционированного скопления отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:33:270101:15.
Прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией города Пятигорска требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что в границах указанного земельного участка с 1958 года по 1999 год функционировал полигон для сбора твердых бытовых отходов. В границах полигона периодически возникают возгорания, создающие задымленность на территории полигона и смежных с ним жилых районов.
Мониторинг рекультивации полигона твердых бытовых отходов администрацией города Пятигорска не организован, на территории полигона не обеспечены системы увлажнения полигона, предусмотренные Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Приказом Министерства Строительства Российской Федерации от 01 ноября 1996 года. В настоящее время территория полигона твердых бытовых отходов, размещенного в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:270101:15, не огорожена. В связи с чем, на территорию полигона осуществляется несанкционированный вывоз бытовых отходов, что нарушает норму п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425.
Таким образом, вследствие бездействия администрации города Пятигорска по ограждению полигона твердых бытовых отходов, организации мониторинга полигона, системы его увлажнения, организации охраны полигона, в настоящее время осуществляется незаконное размещение отходов в границах города-курорта Пятигорска, возникают возгорания полигона. Кроме того, в нарушение требований статьи 13 ЗК РФ администрацией города Пятигорска не разработан проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов.
Административный истец с учетом уточнения требований просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии мер к обеспечению ограждения земельного участка с кадастровым номером ……, в границах которого расположен полигон рекультивации твердых бытовых отходов;
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии мер к обеспечению систем увлажнения полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером …..;
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов и выполнению работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером …..,
обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером …. и обеспечить системы увлажнения полигона;
обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером …… и начать работы по рекультивации полигона;
обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прекращение доступа на территорию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ….., посторонних лиц, транспортных средств и специализированной техники.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 февраля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии мер к обеспечению ограждения земельного участка с кадастровым номером …., в границах которого расположен полигон рекультивации твердых бытовых отходов;
признано незаконным бездействие МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии мер к обеспечению систем увлажнения полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером …..;
на МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно- коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ….. и обеспечить системы увлажнения полигона;
отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов и выполнению работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером …., понуждении МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером …. и приступить к работам по рекультивации полигона и понуждении МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прекращение доступа на территорию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ….., посторонних лиц, транспортных средств и специализированной техники;
отказано в удовлетворении требований об оспаривании бездействия по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.
Не согласившись с решением суда, представитель Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» Кондаков Е.М. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что проведение работ по установке ограждений, увлажнению полигона твердых бытовых отходов не могут быть исполнены отдельно от требований проектной документации. По мнению представителя, установленные судом сроки не соответствуют требованиям проектной документации.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители прокуратуры города Пятигорска, администрации города Пятигорска, Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министром строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, территория полигона твердых бытовых отходов, в том числе рекультивируемых, подлежит ограждению с размещением контрольнопропускного пункта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в собственности муниципального образования находится земельный участок с кадастровым номером …., площадью 137 766 кв.м., с видом разрешенного использования «для размещения объекта «Рекультивация полигона ТБО».
Прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и в сфере обращения с отходами, которой установлено, что на указанном земельном участке с кадастровым номером ….. с 1958 по 1999 год функционировал полигон для сбора твердых бытовых отходов. В его границах периодически возникают возгорания, создающие задымленность на территории полигона и смежных с ним жилых районов.
К компетенции Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в соответствии с Положением, утвержденным решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года № 39-36 ГД «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», отнесена организация сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и промышленных отходов.
Определением Пятигорского городского суда от 10 августа 2016 года об утверждении мирового соглашения по гражданскому делу № 2-3844/16, заключенным между Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу с одной стороны, администрацией города Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» с другой стороны, на Муниципальное учреждение «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» возложена обязанность по ликвидации несанкционированного скопления отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:33:270101:15.
МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно- коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» не огорожена территория полигона твердых бытовых отходов, размещенного в границах земельного участка с кадастровым номером …... В связи с чем, на территорию полигона осуществляется несанкционированный вывоз бытовых отходов, что нарушает норму пункта 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425, в соответствии с которым на территории второй зоны горно-санитарной охраны города-курорта запрещаются осуществление деятельности, наносящей вред окружающей среде.
МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» на территории полигона не обеспечены системы увлажнения полигона, предусмотренные Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 01 ноября 1996 года.
Вследствие оспариваемого бездействия осуществляется незаконное размещение отходов в границах города-курорта Пятигорска, возникают возгорания полигона, что вредит окружающей природной среде.
В настоящее время разработан проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов и выполнения работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:270101:15.
В ходе судебного разбирательства представлена проектная документация «Рекультивация полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по улице Маршала Жукова», разработанная АО НПЦ «Э.» Башкирский филиал.
Письмом 17-11/634 от 08 февраля 2019 года начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в адрес заместителя начальника МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» подтверждается нахождение на государственной экологической экспертизе материалов проектной документации «Рекультивация полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по улице Маршала Жукова» до 08 марта 2019 года.
Прекращение доступа на территорию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в городе-курорте Пятигорске по улице Маршала Жукова в границах земельного участка с кадастровым номером …., посторонних лиц, транспортных средств и специализированной техники обеспечено заключением МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» и ООО ЧОП «А.» муниципального контракта № 48 от 19 октября 2018 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также требованиям закона, которым руководствовался суд, подробно изложив их в обжалуемом решении.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводы суда первой инстанции и потому не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: