ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7604/2017 от 15.11.2017 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 33а-7604/2017

Строка по статотчету 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.

судей областного суда Круглова В.В., Шукеновой М.А.

при секретаре Матюхиной К.В.

рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе Омского областного отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» на решение Центрального районного суда города Омска от 28 августа 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Омскому областному отделению Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Омское областное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» обратилось в суд с административным иском к Министерству культуры Омской области о признании действий незаконными.

В обоснование указано, что в целях осуществления уставных задач по сохранению объектов культурного наследия 23.01.2017 года общество обратилось в Министерство культуры Омской области с заявлением о включении ансамбля жилых домов 1913 года постройки, расположенного по адресу: <...>, <...> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

04.04.2017 года состоялось заседание Консультативного совета Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области.

На обсуждение и голосование Министерством культуры самовольно вынесен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия «Жилые дома».

Вопрос о рассмотрении градостроительного ансамбля не ставился и не обсуждался.

Таким образом, заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия,- ансамбля, состоящего из нескольких домов, по существу рассмотрено не было.

Приказом от 20 апреля 2017 года №39 Министерство культуры Омской области отказало во включении указанного ансамбля в перечень объектов культурного наследия.

Административный истец полагает оценку относимости спорного объекта к объекту культурного наследия субъективной, представленное экспертное заключение не было учтено.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просило:

- признать незаконным бездействие административного ответчика по нерассмотрению заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

- обязать ответчика провести заседание Консультативного совета по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области, по вопросу о рассмотрении по существу заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – ансамбля жилых домов 1913 года постройки, расположенного по адресу: <...>, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Омское областное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» просит решение суда отменить полностью, исковые требования удовлетворить.

Ссылается на наличие оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

Выводы суда о рассмотрении поставленного в заявлении вопроса и отсутствии нарушений в процессе принятия консультативным советом решений не основаны на доказательствах.

Отмечает, что административным ответчиком работ по установлению историко-культурной ценности объекта проведено не было.

Изучение протоколов заседания консультативного совета и рабочей группы по оценке историко-культурной ценности объекта обладающего признаками объекта культурного наследия свидетельствует о том, что комплексный, ансамблевый характер объекта обсуждения не являлся, таким образом, заявление и приобщенные к заявлению материалы не были рассмотрены по существу.

Указанное является нарушением требований ст. 33 Конституции РФ, п.1 ст. 9, пп.1 п.1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство культуры Омской области просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, заслушав пояснения председателя ООО «ВООПИиК» - Шалмина Н.П., представителя Министерства культуры Омской области – Чугай Д.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

В силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Оценивая правовую основу заявленного требования, суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применил нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Министерство культуры Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Омской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, согласно п. 2 Положения о Министерстве культуры Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 02.03.2004 № 48 «О Министерстве культуры Омской области».

Министерство культуры Омской области как специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Омской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по организации проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; принятию решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень (пп.6 п. 8 Положения).

Приказом Министерства культуры Омской области от 27.01.2012 №1 «О консультативном совете Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (вместе с «Положением о консультативном совете Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»), при Министерстве создан консультативный совет Министерства по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия народов РФ (далее Консультативный совет).

Пунктом 1 вышеуказанного Положения, консультативный совет Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом при Министерстве культуры Омской области и создан в целях совершенствования работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия народов РФ.

Из материалов настоящего административного дела следует, что 23.01.2017г. ООО «ВООПИиК» направило министру культуры заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – усадьбы, состоящей из 4 многоквартирных жилых домов в стиле «рациональный модерн», расположенной в <...> по адресу: <...>№ <...>, <...>№ <...> (л.д.85).

Из протокола заседания Консультативного совета от 30.01.2017г., на котором присутствовал представитель административного истца, следует, что по данному заявлению было принято решение рекомендовать Министерству организовать работу по установлению историко-культурных ценностей объектов – «Жилые дома», по адресу: <...>, и вынести вопрос на рассмотрение Консультативного совета. На данном заседании присутствовал председатель ООО «ВООПИиК» - Шалмин Н.П. (л.д.90-95).

Из текста протокола усматривается, что указанные дома рассматриваются совместно, как усадьба и единый архитектурный ансамбль.

10.02.2017г. ООО «ВООПИиК» направило на имя министра культуры Омской области Лапухина В.П. материалы исследования историко-культурной ценности спорных объектов недвижимости. В указанных материалах содержится обоснование культурной значимости зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия «Ансамбль жилых домов Омского городского самоуправления, выстроенных для служащих Омской железной дороги», 1913 год, которое подготовила член совета Омского отделения «ВООПИиК» - Хахаева Ж.М.(л.д.96-99).

Из протокола заседания консультативного совета от 11.04.2017г. следует, что большинством голосов членов совета признано несоответствие объектов (домов) критериям историко-культурной ценности.

04.04.2017г. на Консультативном совете было принято следующее решение: по результатам проведенной работы по установлению историко-культурной ценности объектов (дома) Министерству с учетом мнения решения Консультативного совета принять в соответствии с законодательством решение о включении объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включение указанных объектов в данный перечень (л.д.111-115).

Пункты 4, 8 Положения о консультативном совете Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусматривают, что основными задачами Совета являются содействие Министерству в решении вопросов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Дата очередного заседания Совета определяется председателем.

Пунктами 9,10,11 Положения о консультативном совете предусмотрено, что заседания Совета являются правомочными при наличии не менее половины его членов.

Совет принимает свои решения простым большинством голосов присутствующих членов. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании. Решения Совета носят рекомендательный характер.

Согласно п. 2 Положения о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 11.05.2016г. №132-п, организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта осуществляется Министерством культуры Омской области.

Для проведения указанной работы в Министерстве культуры Омской области на постоянной основе функционирует консультативный совет по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия.

Критериями историко-культурной ценности, перечисленными в п. 8 Положения о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия являются: наличие у объекта признаков объекта культурного наследия, определенных в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; соответствие объекта требованиям, предусмотренным п. 12 ст. 18 названного закона; наличие у объекта историко-архитектурной ценности (стилевая выразительность, индивидуальность, персонификация авторства, использование при проектировании и строительстве тех или иных передовых приемов, методов и материалов), градостроительной ценности (влияние объекта на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль либо ансамблевый характер застройки территории); подлинность объекта (степень его сохранности в историческом виде).

Пунктом 9 Положения о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по результатам проведенной работы по установлению историко-культурной ценности объекта Министерство с учетом решения консультативного совета принимает в соответствии с законодательством решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

Отказывая в удовлетворении требовании суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии нарушений в процессе принятия консультативным советом решений, поставленный административным истцом в заявлении от 23.01.2017г. вопрос был разрешен, принятые на заседаниях решения были правомочны, поскольку заседания были проведены и оформлены в соответствии с действующим законодательством. Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Как следует из протокола заседания Консультативного совета от 30.01.2017г., где присутствовал член совета - Шалмин Н.П., было принято решение рекомендовать Министерству организовать работу по установлению Историко-культурной ценности объектов — «Жилые дома», по адресу: <...>, и вынести вопрос на рассмотрение Консультативного совета.

На заседании Консультативного совета 04.04.2017г., где присутствовала Хахаева Ж.М. в полном объеме были изучены материалы исследования историко-культурной ценности домов <...>, выполненной членами Общества. Большинством голосов членов совета признано несоответствие объектов критериям историко-культурной ценности. Фактически Консультативный совет собирался дважды по заявлению Общества о включении объекта (усадьбы, состоящих из 4 домов) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

На основании решений Консультативного совета и рабочей группы Министерством принят приказ от 20.04.2017г. № 39 «Об отказе во включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия», согласно которому Министерством отказано во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ вышеуказанных жилых домов.

Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства настоящего административного дела, проанализировав протоколы заседания Консультативного совета от 30.01.2017г., 11.04.2017г. судебная коллегия приходит к выводу о правомочности заседания Консультативного совета от 04.04.2017г. Процедура принятия решения путем голосования была соблюдена, определение соответствия (несоответствия) указанных объектов критериям историко-культурной ценности проводилось путем рассмотрения каждым членом Консультативного совета раздаточного материала, содержащего информацию об объекте и критерии историко-культурной ценности. Материалы исследования историко-культурной ценности домов, расположенных по адресам: <...> выполнены членами «ВООПИиК» и представлены на заседании в полном объеме. Решение об отказе во включении спорных объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением всех установленных процедур, являются законными и обоснованными, не нарушают права Общества.

Требования административного истца об обязании Министерства провести заседание Консультативного совета по вопросу о рассмотрении заявления Общества о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - ансамбля жилых домов, 1913 года постройки, расположенных по адресу: <...>, не основаны на нормах права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что принятие отрицательного решения по данному вопросу не свидетельствует о незаконных действиях Министерства культуры Омской области как таковом, поскольку в рамках своих полномочий им был организован весь комплекс необходимых работ по выявлению объектов, представляющих историческую и культурную ценность, рассмотрению вопроса на заседании Консультативного совета о включении жилых домов, 1913 года постройки, расположенных по адресу: <...><...>, в список объектов культурного наследия и вынесению соответствующего решения.

Доводы жалобы о том, что на заседании Консультативного Совета не были рассмотрены сведения и материалы, представленные ООО «ВООПИиК», поскольку это не отражено в протоколе заседания Консультативного совета от 04.04.2017г. несостоятельны и не соответствуют действительности. В протоколе заседания Консультативного совета Министерства культура Омской области от 04.04.2017г. указано, что материалы исследования историко-культурной ценности домов, расположенных по адресам: <...> выполнены членами ООО «ВООПИиК» и представлены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Обществом не указаны доказательства, имеющиеся в материалах дела, которым не соответствуют выводы суда.

Каких-либо доказательств иных нарушений прав заявителя, ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи