Судья Холминова В.Н.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2019 года № 33а-763/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Молоковой Л.К., Коничевой А.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Карсанова Э.М. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.12.2018, которым исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области удовлетворены полностью.
С Карсанова Э.М., проживающего в <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области взыскана задолженность по земельному налогу в сумме 339243 рубля 74 копейки, пени по земельному налогу в сумме 427 рублей 99 копеек.
С Карсанова Э.М. в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6596 рублей 72 копейки.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области Твориловой С.М., административного ответчика Карсанова Э.М., его представителей Мальцеву Ю.С. и Рогачева И.Н., судебная коллегия
установила:
С учетом уменьшения заявленных требований просила суд взыскать с Карсанова Э.М. недоимку по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме 339243 рубля 74 копейки, пени по земельному налогу в сумме 427 рублей 99 копеек.
Судом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее Управление Росреестра по Вологодской области) и филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее филиал ФГБ «ФКП Росреестра» по Вологодской области) привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Карсанов Э.М. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Указывает, что обязательства по уплате земельного налога за 2014 и 2015 годы выполнил в полном объеме в соответствии с представленными налоговыми уведомлениями, при том, что налоговое законодательство в период спорных правоотношений не содержало права налогового органа на перерасчет налога. Полагает, что земельный налог за 2014-2016 года следует исчислять, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 1704 345 рублей, которая установлена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №... от 17.01.2018, поскольку ранее он был введен в заблуждение налоговым органом, указавшим неверную, заниженную в 7 раз кадастровую стоимость земельного участка в уведомлениях об оплате земельного налога за 2014 и 2015 годы, в связи с чем не имел возможности оспорить кадастровую стоимость земельного участка раньше. Считает, что в основу решения незаконно было положено требование об уплате налога №... по состоянию на 27.03.2018, но в любом случае, из него должен быть исключен перерасчет земельного налога за 2014 год, так как превышается 3-летний срок, установленный налоговым законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним Межрайонная ИФНС России № 9 по Вологодской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Карсанова Э.М. без удовлетворения. Полагает, что налоговым органом соблюден досудебный порядок взыскания, нарушений норм материального права не имеется.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный ответчик Карсанов Э.М. и его представители Мальцева Ю.С., Рогачев И.Н., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Вологодской области Творилова С.М., действующая на основании доверенности, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Карсанова Э.М. – без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц: Управления Росреестра по Вологодской области, филиала ФГБ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (часть 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый части 1 статьи 45).
Частью 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, Карсанову Э.М. в 2014-2016 годах принадлежал земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный налог на указанный земельный участок исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учет.
По информации, предоставленной филиалом ФГБ «ФКП Росреестра» по Вологодской области в суд первой инстанции по запросу, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляла: на 20.09.2010 – 71974 рубля 32 копейки.; на 25.04.2011 – 41 374 рубля.; на 30.09.2011 – 8 806 360 рублей; на 03.06.2013 – 13 301 878 рублей. На основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №... от 17.01.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... была определена в размере 1 704 345 рублей (л.д.169-170).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению №... от 27.04.2015 (по налогу за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015) земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., исходя из его кадастровой стоимости в размере 41374 рубля, за 2 месяца 2014 года составил 103 рубля (л.д.79).
В соответствии с платежным поручением №... от 25.09.2015 Карсановым Э.М. произведена оплата земельного налога в сумме 657 рублей (л.д. 90).
Согласно налоговому уведомлению №... от 05.08.2016 (по налогу за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016) земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., исходя из его кадастровой стоимости в размере 41374 рубля, за 12 месяцев 2015 года, с учетом переплаты 263 рубля 07 копеек, составил 357 рублей 93 копейки (л.д. 80).
В соответствии с платежным поручением №... от 30.11.2016 Карсановым Э.М. произведена оплата земельного налога в сумме 357 рубля 93 копейки (л.д. 91).
Налоговым уведомлением №... от 13.10.2017 (по налогу за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017) земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №... за 12 месяцев 2016 года рассчитан в размере 199528 рублей, исходя из его кадастровой стоимости в размере 13301878 рублей.
Одновременно данным уведомлением произведен перерасчет земельного налога за 2014-2015 годы по налоговым уведомлениям №..., №..., №... в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., исходя из его кадастровой стоимости 13 301 878 рублей, в связи с чем налогоплательщику вновь исчислен земельный налог за указанные периоды в размере 232783 рубля (33255 рублей за 2 месяца 2014 года и 199528 рублей за 12 месяцев 2015 года). Общая сумма земельного налога по указанному налоговому уведомлению за 2014-2016 годы, с учетом переплаты в размере 724 рубля, составила 431587 рублей. Установлен новый срок уплаты – до 01.12.2017 (л.д. 84-85).
В установленный названным уведомлением срок налогоплательщик обязанность по уплате исчисленного налога не исполнил.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства по уплате налога) сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, после истечение срока уплаты земельного налога, установленного налоговым уведомлением №... от 13.10.2017 (01.12.2017), налоговый орган с требованием об уплате образовавшейся по состоянию на 02.12.2017 недоимки по земельному налогу к налогоплательщику не обращался.
Напротив, налоговым уведомлением №... от 26.01.2018 налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2014-2016 годы по налоговому уведомлению №... в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., в связи с чем налогоплательщику вновь исчислен земельный налог за указанные периоды в размере 432311 рублей (33255 рублей за 2 месяца 2014 года+ 199528 рублей за 12 месяцев 2015 года+ 199528 рублей за 12 месяцев 2016 года), и установлен новый срок уплаты налога – до 22.03.2018 (л.д.95).
В связи с неуплатой в установленный названным уведомлением срок (до 22.03.2018) земельного налога за 2014-2016 годы, исчисленного на основании налогового уведомления №... от 26.01.2018, налоговым органом в адрес Карсанова Э.М. направлено требование №... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.03.2018 с указанием срока для добровольной уплаты до 03.05.2018 (л.д.96-97).
Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество за 2014-2016 годы в размере 427 рублей 99 копеек.
Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 62 о взыскании с Карсанова Э.М. недоимки по земельному налогу за 2014-2016 годы и пеней, за вынесением которого Межрайонная ИФНС России № 9 по Вологодской области обратилась в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (15.06.2018), определением от 13.07.2018 отменен (л.д.74), после чего в соответствии с приведенными выше требованиями закона административное исковое заявление могло быть подано в суд до 13.01.2019.
Административное исковое заявление подано Межрайонная ИФНС России № 9 по Вологодской области в Вологодский городской суд Вологодской области 18.09.2018, то есть в установленный законом срок.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогового органа в полном объеме, исходил из того, что процедура принудительного взыскания налога, исчисленного налоговым уведомлением №... от 13.10.2017, была соблюдена и поскольку выставленное на основании данного налогового уведомления налоговое требование №... от 27.03.2018 об уплате налога в срок до 03.05.2018 налогоплательщиком не было исполнено, пришел к выводу о наличии у налогового органа права на взыскание с него недоимки по земельному налогу за 2014-2016 годы, как предъявленной в пределах трех налоговых периодов, в отношении которых допускается направление налогового уведомления налогоплательщику.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Как указано выше, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в налоговое уведомление №... от 26.01.2018, которым произведен перерасчет земельного налога 2014-2016 годы по налоговому уведомлению №... в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., включен налоговый период за пределами указанного трехлетнего срока – земельный налог за 2014 год.
В рамках рассматриваемого дела Межрайонной ИФНС России № 9 по Вологодской области не представлено доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с Карсанова Э.М. земельного налога в сумме 33255 рублей за 2014 год на основании налогового уведомления №... от 13.10.2017, заключающегося в направлении налогоплательщику требования об уплате налога и пеней в предусмотренный налоговым законодательством срок, поскольку представленное в подтверждение указанного факта требование №... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.03.2018, было выставлено налогоплательщику ввиду неисполнения им обязанности по уплате земельного налога за 2014-2016 годы на основании налогового уведомления №... от 26.01.2018, а не налогового уведомления №... от 13.10.2017, в связи с чем доводы административного ответчика в указанной части заслуживают внимания.
Поскольку требования о взыскании с Карсанова Э.М. недоимки и пеней по земельному налогу за 2014 год заявлены на основании налогового уведомления №... от 26.01.2018 и требования №... от 27.03.2018, т.е. более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (2018 год), решение суда в части взыскания с Карсанова Э.М. недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 33255 рублей и пени на указанную недоимку в сумме 32 рубля 98 копеек подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении названых требований.
В части взыскания с Карсанова Э.М. недоимки по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером №... за 2015 и 2016 годы, исчисленной на основании налогового уведомления №... от 26.01.2018 и требования №... от 27.03.2018 с учетом уменьшенных административным истцом исковых требований в сумме 305988 рублей 74 копейки, пени на указанную недоимку за период с 23.03.2018 по 26.03.2018 в сумме 395 рублей 01 копейка, решение суда является законным и обоснованным, поскольку факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога за приведенный период в сроки, указанные в уведомлении и требовании, направленных с соблюдением установленной законом процедуры принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, нашел свое подтверждение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный налог за 2014-2016 годы следует исчислять, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 1704345 рублей, которая установлена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №... от 17.01.2018, аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных суду доказательств в их совокупности.
Так, судом первой инстанции верно определено, что согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», абзацу 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 1 704 345 рублей будет учитываться при определении налоговой базы за 2017 и последующие годы, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано Карсановым Э.М. в 2017 году.
Также судом первой инстанции верно установлено, что Карсанов Э.М. вправе был получить у органа кадастрового учета достоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка при его покупке, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка носят открытый характер, в связи с чем, доводы Карсанова Э.М. о том, что был введен в заблуждение налоговым органом, указавшим в уведомлениях об оплате земельного налога неверную кадастровую стоимость земельного участка, являются несостоятельными.
Доводы Карсанова Э.М. относительно того, что в период действия спорных правоотношений налоговое законодательство не предоставляло возможности налоговым органам самостоятельно производить перерасчет налога за предыдущие периоды, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Действительно, Налоговый кодекс Российской Федерации до 01.01.2019 не содержал положений, устанавливающих порядок перерасчета ранее исчисленного налога.
Между тем, сама по себе возможность такого перерасчета Налоговым кодексом Российской Федерации не исключалась.
Так, абзацем вторым пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 02.05.2014, предусмотрено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
При этом форма налоговых уведомлений, согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В период возникновения спорных правоотношений действовала форма налогового уведомления, утвержденная Приказом ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@, которая прямо предусматривала формирование раздела «Перерасчет налога» по соответствующему налогу, по которому произошли изменения.
Письмом от 01.12.2016 № БС-4-21/22888@, действовавшим до 21.08.2018, ФНС России, руководствуясь вышеназванным приказом, дала разъяснения по поводу возникающих вопросов, связанных с перерасчетом физическим лицам транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога, где привела перечень ситуаций, в результате которых возникает необходимость перерасчета налога, к которым отнесла, в частности, помимо обращения самих налогоплательщиков за перерасчетом налога, изменений в налоговом законодательстве, выявления кадастровых ошибок, все иные ошибки (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.), указав, что Налоговым кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пункт же 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с абзацем 2 которого перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (земельного налога и налога на имущество физических лиц), не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, вступил в силу 01.01.2019 и его действие на предыдущие правоотношения не распространяется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.12.2018 в части взыскания с Карсанова Э.М. недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 33255 рублей и пени на указанную недоимку в сумме 32 рубля 98 копеек отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований.
В остальной части решение суда изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Карсанова Э.М., проживающего в <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области задолженность по земельному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 305988 рублей 74 копейки, пени по земельному налогу за период с 23.03.2018 по 26.03.2018 в сумме 395 рублей 01 копейка, всего взыскать 306383 рубля 01 копейка.
Взыскать с Карсанова Э.М. в доход бюджета государственную пошлину в размере 6263 рубля 83 копейки.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: Л.К. Молокова
А.А. Коничева