ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7648/20 от 23.12.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0033-01-2020-000338-39

33а-7648/2020

Судья Глухова Т.Н.

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№2а-808/2020 по административному иску ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности

по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от18 марта 2020г.,

установила:

ФИО1 в обоснование иска указала, что Дата изъята ей на основании постановления мэра г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят выдано регистрационное удостоверение о праве собственности на домовладение под Номер изъят «д», по <адрес изъят>. Согласно техническому паспорту по состоянию на Дата изъята в фактическом пользовании административного истца с момента приобретения права собственности на индивидуальный жилой дом находиться земельный участок площадью 450кв.м.

Согласно проекту межевания территории планировочного элемента
П-02-04, утв. постановлением администрации г. Иркутска от 17 декабря 2018 г. №031-06-1128/8 из земельного участка находящегося в фактическом пользовании административного истца сформирован земельный участок подлежащий образованию с условным номером М1 площадью 467 кв.м., с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом КУМИ администрации г. Иркутска от 30 декабря 2019 г.
№ 505-71-27794/19 истца уведомили об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах красных линий, в границах территории размещения объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 г.
№ 031-06-001465/12.

Поскольку проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 г. № 031-06-1465/12 «Об утверждении проекта планировки предместья Марата, предместья ФИО2, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка», в части территории, (в границах которой расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок), а именно - ограниченной с западной стороны улицей Первомайской, с северной стороны улицами Фрунзе, ФИО2, с восточной стороны улицей Фучика, с южной стороны р. Ушаковка – отменен, из чего следует, что в отношении данной территории отменены и красные линии, установленные постановлением администрации города от 5 июля 2012 г. № 031-06-1465/12.

При таких обстоятельствах решение КУМИ администрации города Иркутска об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, изложенное в письме от 30декабря 2019 г. № 505-71-27794/19 в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, в границах размещения объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации г.Иркутска от 5 июля 2012 г. № 031-06-1465/12 является незаконным, создающим препятствия административному истцу к осуществлению его прав и реализации законных интересов по приобретению в собственность бесплатно земельного участка.

Просила суд признать незаконным и отменить решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> в собственность, изложенное в письме от 30 декабря 2019 г. № 505-71-27794/19; обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес изъят>Д, с условным № ЗУ-М1, общей площадью 467 кв.м, согласно проекту межевания территории планировочного элемента П-02-04, утвержденному постановлением администрации г. Иркутска от
17 декабря 2018 г. №031-06-1128/8, с учетом постановления администрации г.Иркутска от 17 декабря 2018 г. № 031-06-1127/8 отменившего часть проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации г.Иркутска от 5 июля 2012 г. № 031-06-1465/12.

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 18 марта 2020 г. административный иск ФИО1 удовлетворен в полном объёме.

Суд признал незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от
30 декабря 2019 г. № 505-71-27794/19 об отказе в предварительном согласовании ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в собственность.

Возложил обязанность на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска устранить нарушение прав и свобод ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления от 3декабря2019 г. № 502-05-7510/19 о предварительном согласовании К.Т.АБ. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в собственность, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее КУМИ администрации г.Иркутска) выражает несогласие с судебным решением.

Поясняет, что в нарушение норм действующего законодательства административным истцом не указано, каким именно образом нарушены права и законные интересы обжалуемым отказом.

Указывает, что отказывая в удовлетворении заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, КУМИ исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, в границах территории объекта местного назначения – магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утверждённых постановлением администрации города Иркутска от 5 июля 2012 г. № 031-06-1465/12. Проект планировки действительно претерпел изменения, но в границах <адрес изъят>, где расположен испрашиваемый земельный участок, проект не отменялся, о чем свидетельствует предоставленные суду информационное приложение в отношении спорного земельного участка, подготовленное КУМИ, а также информация от 4 марта 2020 г. № 945-71-1269/20, подготовленная департаментом обеспечения градостроительной деятельности КУМИ. Исходя из данной информации, красная линия пересекает испрашиваемый земельный участок согласно чертежу красных линий на отрезках от т. 2359 до т. 2360. Вместе с тем в решении указанная информация не отражена, надлежащая оценка представленным документам не дана.

Указывает, что по существу в административном иске ФИО1 оспаривает документы территориального планирования, в связи с чем полагает, административный истец должна была обратиться в суд в установленном порядке за оспариванием и признанием недействительным проекта планировки в части расположения принадлежащего ей имущества.

Считает, суд первой инстанции не оценил целесообразность принятого КУМИ администрации г. Иркутска обжалуемого решения, не указал закон, который при этом был нарушен административным ответчиком, то есть неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и дал ненадлежащую оценку представленным доказательствам.

Просит решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от
18 марта 2020 г. по данному административному делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей КУМИ администрации г. Иркутска Д., административного истца ФИО1 ФИО3, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит следующему.

На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены ст.ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1-13, 14.1-19, 22-23 ст.39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1-23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, 1970 года постройки, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Основание возникновения права – регистрационное удостоверение БТИ <адрес изъят> от Дата изъята , постановление мэра <адрес изъят>Номер изъят от Дата изъята г.

ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, в границах территории объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации города Иркутска от 5 июля 2012 г. №031-06-1465/12.

Из письма департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 30октября 2018 г. № 957-74-4290/8, следует, что в соответствии с проектом планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске», утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 4 сентября 2018 г. № 031-06-791/8 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят> не расположен в границах зон планируемого размещения линейного объекта (постоянный отвод, временный отвод).

Согласно письму департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 10 июля 2019 г. № 957-74-2988/9 в отношении планировочного элемента П-02-04 в 2018 году были утверждены проекты планировки территории:

- Постановлением администрации города Иркутска от 4 сентября 2018 г. № 031-06- 791/8 утвержден проект планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске».

- Постановлением администрации города Иркутска от 17 декабря 2018 г. № 031-06- 1127/8 утвержден проект планировки территории планировочного элемента П-02-04.

- Постановлением администрации города Иркутска от 17 декабря 2018 г. № 031-06-1128/8 утвержден проект межевания планировочного элемента П-02-04, в котором сформирован и земельный участок, испрашиваемый К.Т.АБ. на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» - с условным номером М1, общей площадью 467 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Согласно чертежам межевания территории, (Приложение № 2 к постановлению администрации г. Иркутска от 17 декабря 2018 г. № 031-06-1128/8) красные линии на территории земельного участка с условным номером М1, препятствующие образованию земельного участка и предоставлению его в собственность ФИО1 отсутствуют.

Пунктом 2 постановления администрации города Иркутска от 17декабря2018 г. № 031-06-1127/8 «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента П-02-04» отменены:

- проект планировки предместья Марата, предместья ФИО2, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 года № 031-06-1465/12 «Об утверждении проекта планировки предместья Марата, предместья ФИО2, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка», в части территории, ограниченной с западной стороны улицей Первомайской, с северной стороны улицами Фрунзе, ФИО2, с восточной стороны улицей Фучика, с южной стороны р. Ушаковка;

- проект планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске: основная часть: Чертеж красных линий, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 4 сентября 2018 года № 031-06-791/8 «Об утверждении проекта планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкции транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске», в части территории, в границах улиц Первомайская, ФИО4, ФИО2.

Граница зоны планируемого размещения линейного объекта (постоянный отвод) магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения, утверждена в составе проекта планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске Постановлением Администрации города Иркутска от 4 сентября 2018 г.
№ 031-06-791/8.

Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, исходя из того, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления ФИО1 в собственность испрашиваемого земельного участка, суд пришел к правильному выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца и обоснованно удовлетворил административные исковые требования, возложив на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления административного истца от 3декабря2019г. №502-05-7510/19 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.

Из обжалуемого ответа КУМИ от 30 декабря 2020 г. письмом КУМИ №505-70-27794/19 следует, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в границах красных линий, в границах территории объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации города Иркутска от 5 июля 2012 г. №031-06-1465/12.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Вместе с тем, из представленных представителем административного ответчика письменных доказательств следует следующее. Согласно письму комитета по градостроительной политике департамента обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска от
16 декабря 2020 г. № 94571-6283/20 на указанном земельном участке установлена красная линия, в границах которой планируется к размещению объект инженерной инфраструктуры местного значения – Сети теплоснабжения. Сведения о магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения не указаны. Далее указано, что земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения линейного объекта (постоянный отвод). Следовательно, доказательств, достоверно подтверждающих планирование на испрашиваемом ФИО1 земельном участке линейного объекта – дороги, материалы дела не содержат.

Довод жалобы о том, что красная линия пересекает испрашиваемый земельный участок согласно чертежу красных линий на отрезках от т. 2359 до т.2360 не подтвержден достоверными доказательствами и опровергается материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемого судебного решения, направлены на переоценку установленных и исследованных по делу доказательств, в силу чего не могут являться основаниями для удовлетворения жалобы.

Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ст. 310 КАС РФ судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от18 марта 2020г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева

Судьи Л.В. Гусарова

Н.М. Усова