ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7661/18 от 11.09.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Орлова О.В.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-7661/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М. и Харина Р.И.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Братский полигон ТБО» к Администрации муниципального образования города Братска о признании недействующим нормативного правового акта,

по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» к Администрации муниципального образования города Братска о признании недействующим нормативного правового акта,

по апелляционным жалобам представителя ООО «Братская служба санитарной очистки», ООО «Братский полигон ТБО» Гуженка М.В. на решение Братского городского суда Иркутской области от 21 мая 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Братский полигон ТБО» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Братска, в котором просила признать недействующим постановление Администрации муниципального образования города Братска № 2007 «Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Братский полигон ТБО» от 19.12.2017 полностью, как не соответствующее законодательству Российской Федерации; обязать Администрацию муниципального образования города Братска с 01.01.2018 включить в предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Братский полигон ТБО» плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; взыскать с Администрации муниципального образования города Братска суммы уплаченной госпошлины в размере 4 500 руб.

В обоснование требований административным истцом указано, что ООО "Братский полигон ТБО" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 038 00357 от 10.04.2017.

19.12.2017 Администрацией муниципального образования г. Братска было вынесено постановление за № 2007 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Братский полигон ТБО".

Согласно заключению о результатах экспертизы предложения ООО «Братский полигон ТБО» об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2018 год экспертами комиссии по регулированию отходов в расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов включена только плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности ООО «Братский полигон ТБО», исключая плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ООО «Братский полигон ТБО» не согласно с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности, физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была исключена из предельного тарифа. Исключение таких затрат противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии с п. 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2014 г. № 484), Административным истцом в адрес органа регулирования тарифов направлено предложение об установлении тарифов на захоронение ТКО на 2018, в котором при определении размера тарифа просил применить метод экономически обоснованных расходов (затрат) и установить тариф в размере 221,14 руб. за куб. м.

Административным ответчиком по результатам рассмотрения данного предложения принято решение о снижении заявленной для установления экономически обоснованного тарифа на захоронение ТКО валовой выручки на 51068,77 тыс. руб., что повлекло за собой установление для Общества предельного тарифа на захоронение ТКО на 2018 в размере 50,92 руб. за куб. м. (НДС не облагается).

Согласно Заключению о результатах экспертизы предложения ООО «Братский полигон ТБО», основанием снижения валовой выручки послужило не включение органом регулирования тарифов расходов Административного истца, в том числе на плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 35647,7 тыс. руб.

Исключение регулирующим органом из структуры экономически обоснованного тарифа на захоронение ТКО расходов Административного истца на плату за негативное воздействие на окружающую среду и утверждение обжалуемым актом тарифа без учёта данных расходов делает бессмысленной данную экономическую деятельность. Иными словами, деятельность ООО «Братский полигон ТБО» по захоронению ТКО в 2018 с применением обжалуемого тарифа является планово-убыточной, финансовый результат которой составит убыток, что нарушает права и законные интересы Общества на осуществление предпринимательской деятельности и извлечение из неё прибыли.

Общество с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» (далее ООО «БССО») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Братска, в котором просила суд признать недействующим постановление Администрации муниципального образования города Братска № 2006 «Об установлении долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» на период 2018-2020 годов» от 19.12.2017 полностью, как не соответствующе законодательству Российской Федерации; обязать Администрацию муниципального образования города Братска с 01.01.2018 включить в предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; взыскать с Администрации муниципального образования города Братска суммы уплаченной госпошлины в размере 4 500 руб.

В обоснование требований административным истцом указано, что ООО "БССО" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 038 00395 от 29.08.2017.

19.12.2017 Администрацией муниципального образования г. Братска было вынесено постановление за № 2006 "Об установлении долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Братская служба санитарной очистки" на период 2018-2020 годов".

Cогласно заключению о результатах экспертизы предложения ООО «Братская служба санитарной очистки» об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов методом индексации на 2018-2020 годы экспертами комиссии по регулированию отходов в расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов включена только плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности ООО «Братская служба санитарной очистки», исключая плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ООО «Братская служба санитарной очистки» не согласно с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности, физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была исключена из долгосрочных предельных тарифов. Исключение таких затрат противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии с п. 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2014 г. № 484), Административным истцом в адрес органа регулирования тарифов направлено предложение об установлении тарифов на захоронение ТКО на 2018, в котором при определении размера тарифа просил применить метод экономически обоснованных расходов (затрат) и установить тариф в размере 171,76 руб. за куб. м.

Административным ответчиком по результатам рассмотрения данного предложения принято решение о снижении заявленной для установления экономически обоснованного тарифа на захоронение ТКО валовой выручки на 12259,10 тыс. руб., что повлекло за собой установление для Общества предельного тарифа на захоронение ТКО на 2018 в размере 68,15 руб. за куб. м. (НДС не облагается).

Согласно Заключению о результатах экспертизы предложения ООО «БССО», основанием снижения валовой выручки послужило не включение органом регулирования тарифов расходов Административного истца в том числе на плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 10478,82 тыс. руб.

Исключение регулирующим органом из структуры экономически обоснованного тарифа на захоронение ТКО расходов Административного истца на плату за негативное воздействие на окружающую среду и утверждение обжалуемым актом тарифа без учёта данных расходов делает бессмысленной данную экономическую деятельность, т.к. при применении установленного обжалуемым нормативным актом тарифа валовая выручка Общества в 2018 от захоронения ТКО составит 8063,74 тыс. руб., в то время как плата за негативное воздействие на окружающую среду за тот же период составит 10514,11 тыс. руб. Иными словами, деятельность ООО «БССО» по захоронению ТКО в 2018 с применением обжалуемого тарифа является планово-убыточной, финансовый результат которой составит убыток в размере 2450,37 тыс. руб., что нарушает права и законные интересы Общества на осуществление предпринимательской деятельности и извлечение из неё прибыли.

Определением Братского городского суда от 24.04.2018 административные дела по вышеперечисленным административным искам объединены в одно производство.

Решением суда административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Братский полигон ТБО», Общества с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» оставлены без удовлетворения.

В апелляционных жалобах представитель ООО «Братская служба санитарной очистки», ООО «Братский полигон ТБО» Гуженок М.В. просит решение суда отменить по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в административных исковых заявлениях.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, представитель Администрации МО г. Братска Павлов С.В. считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя ООО «Братская служба санитарной очистки» Попова Т.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1); к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3); внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).

Закрепляющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 23).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО «Братский полигон ТБО» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 038 00357 от 10.04.2017.

19.12.2017 года Администрацией муниципального образования г. Братска было вынесено постановление за № 2007 «Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Братский полигон ТБО».

20.12.2017 года ООО «Братский полигон ТБО» обратилось к заместителю мэра по городскому хозяйству и строительству, председателю комиссии по урегулированию тарифов с просьбой предоставить основания, по которым экспертами комиссии по урегулированию тарифов была исключена из предельного тарифа на захоронение для ООО «Братский полигон ТБО» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ответу заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству от 26.12.2017 предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Братский полигон ТБО» на период 2018 года установлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»; приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Не согласившись с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности, физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была исключена из предельного тарифа, и исключение таких затрат противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу - ООО «Братский полигон ТБО» обратилось в суд.

ООО «БССО» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 038 00395 от 29.08.2017.

19.12.2017 Администрацией муниципального образования г. Братска было вынесено постановление за № 2006 «Об установлении долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Братская служба санитарной очистки» на период 2018-2020 годов»

20.12.2017 ООО "БССО" обратилось к заместителю мэра по городскому хозяйству и строительству, председателю комиссии по урегулированию тарифов с просьбой предоставить основания, по которым экспертами комиссии по урегулированию тарифов была исключена из долгосрочных предельных тарифов на захоронение для ООО «Братская служба санитарной очистки» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ответу заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству Гарус М.В. от 26.12.2017, долгосрочные предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Братская служба санитарной очистки» на период 2018-2020 годы установлены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»; приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Не согласившись с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности, физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была исключена из долгосрочных предельных тарифов, а исключение таких затрат противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу - ООО «БССО» обратилось в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, а также Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пришел к выводу, что оспариваемые постановления приняты в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления - администрацией города Братска, и полностью соответствуют законодательству Российской Федерации. Суд посчитал доводы, обосновывающие незаконность постановления, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений, полагая выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

В целом апелляционные жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции, равно как и на обстоятельства, опровергающие выводы районного суда. Доводам заявителя апелляционных жалоб, которые изначально излагались в административном исковом заявлении, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Братского городского суда Иркутской области от 21 мая 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ООО «Братская служба санитарной очистки», ООО «Братский полигон ТБО» Гуженка М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин