ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7681/2022 от 28.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Фомушина М.А. Дело № 33а-7681/2022

УИД 24RS0040-01-2020-003828-24

3.010

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2022 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.

судей Данцевой Т.Н., Шавриной А.И.

при ведении протокола помощником Пинчук Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску Акционерного общества «Норильск-Телеком» к Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы»,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя МУП «КОС» Павловского И.М.,

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Норильска Штучного В.И.

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 04 апреля 2022 года, которым постановлено:

«административный иск Акционерного общества «Норильск-Телеком» к Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Постановление Администрации города Норильска Красноярского края от 01 июня 2020 года N 267 "Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы"

Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Заполярная правда" и на официальном сайте муниципального образования город Норильск.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

АО «Норильск-Телеком» обратилось с административным иском в суд администрации города Норильска о признании постановления администрации города Норильска от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» недействующим, принятым с нарушением закона.

Требования мотивированы тем, что АО «Норильск-Телеком» является оператором услуг связи. 28 ноября 2019 года обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с заявлением о нарушении МУП «КОС» антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии приказа устанавливающим необоснованные тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре. По результатам рассмотрения заявления вынесено предупреждение № 233 от 13 января 2020 года, поскольку МУП «КОС» не вправе самостоятельно формировать указанный тариф. 01 июня 2020 года администрацией города Норильска принято оспариваемое постановление. Однако тариф, утвержденный административным ответчиком, полностью идентичен тарифу, ранее установленному МУП «КОС», в связи с чем, администрацией города Норильска не были осуществлены мероприятия по проверке экономической обоснованности стоимости оказываемых МУП «КОС» услуг, не проведен анализ включения в состав тарифа затрат, не предусмотренных Правилами недискриминационного доступа, кроме того, установлены различные тарифы на доступ к одному и тому же объекту инфраструктуры.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель МУП «КОС» Павловский И.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы представленные доказательства, не истребован оригинал отчета для подтверждения факта отсутствия подписи оценщика, который соответствует установленным требованиям. Сделанный судом вывод носит формальный подход к исследованию представленных доказательств, что не может привести к принятию законного решения. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена отдельная или дополнительная подпись оценщика в сведениях о независимости юридического лица, следовательно, Управление ЖКХ администрации г.Норильска обязано было принять к рассмотрению отчет оценщика без наличия его подписи.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Норильска Штучный В.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в жалобе представителя МУП «КОС».

В возражениях на апелляционные жалобы представители ООО «Айтерика» Мустаев Р.Р., АО «Норильск-Телеком» Ивлева Д.Б. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Определив в силу ст.150 КАС РФ возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, извещенных надлежащим образом и не поставивших в известность о причинах неявки, проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителя МУП «КОС» Павловского И.М., участвующего в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи, поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, согласно п.п. 3.1, 3.1.3 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815 "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск" Администрацией города Норильска устанавливаются цены (тарифы) на услуги, работы, оказываемые физическим и юридическим лицам. Муниципальными унитарными предприятиями: иные услуги, работы муниципальных унитарных предприятий.

Основным методом установления цен (тарифов) является метод установления фиксированных цен и тарифов по принципу экономической обоснованности расходов (п. 4.1 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815).

Установление цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий производится Администрацией города Норильска в соответствии с законодательством согласно Порядку, утвержденному Постановлением Администрации города Норильска (п. 5.1 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815).

В целях урегулирования вопроса установления цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" утвержден Порядок установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (прилагается) Постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от 26.05.2020 N 251.

АО «Норильск-Телеком» является собственником внешних сетей связи, расположенных в районе Кайеркан г. Норильска, «АТС-4» с ремонтной базой «Алтай-1» линейно-кабельного сооружения связи, протяженностью 25226 м, линейно-кабельного сооружения АТСЭ-46, протяженностью 84770 м, расположенного в Центральном районе г. Норильска, линейно-кабельного сооружения связи АТС-44, протяженностью 41149 м, расположенного в районе Талнах г.Норильска, магистральной телефонной сети, протяженностью 33587 м в Центральном районе г. Норильска.

Согласно п.3 ст.6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (п.5 ст.6 закона).

19.01.2016 утверждено Положение о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры МУП «КОС» на основании приказа № КОС/51-п.

14.06.2019 МУП «КОС» был принят приказ № КОС/72-п об утверждении Порядка формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП «КОС», в котором определялось формирование тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, а 28.06.2019 года МУП «КОС» утвердил и ввел в действие с 01.07.2019 изменения в п. 2.5 Прейскуранта на работы и услуги на 2019 год, в отношении которого по обращению истца 13.01.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в адрес Администрации города Норильска вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 233, согласно которого МУП «КОС» является муниципальным унитарным предприятием города Норильска Красноярского края, однако Норильский городской Совет депутатов предусмотрел, что цены (тарифы) на все услуги всех муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск устанавливаются Администрацией города Норильска. Предупреждением был установлен срок до 01.06.2020 для осуществления действий по установлению тарифов МУП «КОС».

25.05.2020 Администрацией города Норильска утвержден Порядок установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (постановление № 251), согласно которого установление цен (тарифов) осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Решением Норильского городского Совета депутатов от 28.06.2011 N 34-815 "Об утверждении порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск". Основаниями для установления или изменения цен (тарифов) являются: изменение внешних экономических условий (цен на материалы, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, объема оказываемых услуг, выполняемых работ (производства продукции) и т.п.; изменение нормативных правовых актов по вопросам регулирования цен (тарифов); обоснованное изменение затрат, результатов финансовой деятельности МУП "КОС"; предписания органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю за соблюдением законодательства в области регулирования тарифов, а также вступившие в законную силу решения суда; окончание периода действия прейскуранта; начало оказания услуг (выполнение работ), ранее не оказывавшихся.

01.06.2020 Администрацией города Норильска вынесено оспариваемое постановление № 267, которым утверждены следующие цены (тарифы) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы":

N п/п

Наименование

Единица измерения

Тариф, руб. (без НДС)

1

Предоставление доступа для размещения линейно-кабельных сооружений

1 п. м/месяц

26,94

2

Предоставление доступа для размещения сетей электросвязи и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений:

2.1

до 17 мм

1 п. м/месяц

5,47

2.2

18 - 26 мм

1 п. м/месяц

8,37

2.3

27 - 33 мм

1 п. м/месяц

10,62

2.4

34 - 41 мм

1 п. м/месяц

13,19

2.5

42 - 48 мм

1 п. м/месяц

15,44

2.6

более 49 мм

1 п. м/месяц

15,76

Постановление № 267 опубликовано в газете «Заполярная Правда» 19.06.2020.

Оспариваемое постановление было принято на основании решения балансовой комиссии по результатам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий МО город Норильск от 29.05.2020, которым предлагаемые цены (тарифы) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС» рекомендованы Главе города Норильска к утверждению своим Постановлением, в свою очередь основанием решения балансовой комиссии явились представленные МУП «КОС» отчет № 863 Ю/19 об оценке объекта оценки ООО «Прайм Груп» от 19.12.2019, проект прейскуранта на продукцию и услуги МУП «КОС» на 2020 год, пояснительная записка о тарифах за предоставление доступа к инфраструктуре МУП «КОС» для размещения инженерных коммуникаций, калькуляция, расчеты расходов и затрат, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год, положительное заключение МКУ «УЖКХ» от 28.05.2020 № 130-1564 по итогам проверки правильности расчетов цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС».

Удовлетворяя требования, руководствуясь выше приведенными положениями муниципальных нормативных актов, а также положениями п.п. 38, 30 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284, и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что МКУ «УЖКХ» при осуществлении проверки с учетом того, что заключение независимой оценки не было подписано оценщиком, должно было возвратить представленные документы МУП "КОС" на доработку с указанием причин возврата в письменном виде, что сделано не было, соответственно о противоречии Порядку установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы», утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 26.05.2020 № 251, а также федеральному законодательству Постановления Администрации города Норильска Красноярского края № 267 от 01.06.2020.

Между тем приведенные доводы суда об отсутствии подписи оценщика в отчете ООО «Прайм Груп» от 19.12.2019№ 863 Ю/19 не основаны на фактических обстоятельствах. В материалы дела была представлена копия этого отчета, сведений о том, что суд предложил представить подлинник отчета с целью убедиться соответствия копии подлиннику при наличии сомнений и, соответственно проверить наличие подписи оценщика, в материалах дела не имеется. Тем самым суд лишил возможности сторону ответчика, заинтересованного лица доказывать законность и обоснованность оспариваемого решения. Между тем и в представленной в ходе судебного разбирательства копии отчета просматривается наличие подписи оценщика, которая соответствует подлиннику, представленном МУП "КОС" с апелляционной жалобой. При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным. Однако данные обстоятельства не влекут отмену решения об отказе в иске.

Согласно п.38 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284, тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил.

Так заинтересованным лицом ООО «Айтерика» представлено заключение АНО «СИНОЭ» №2526-2022-А№№-39299, выполненное в рамках судебного спора, рассматриваемого Арбитражным судом Красноярского края, согласно которому размер тарифа, который принят оспариваемым постановлением, является экономически не обоснованным, принять в противоречии законодательству Российской Федерации. Действительно, постановление не содержит экономическое обоснование принимаемых тарифов, при этом судебная коллегия соглашается с доводами ООО «Айтерика», что отчет ООО «Прайм Груп» от 19.12.2019№ 863 Ю/19 нельзя признать содержащим достоверное экономическое обоснование формирования тарифов на доступ к объектам инфраструктуры, поскольку принимаются несравнимые аналоги (проектные, жилые сооружения), основанием расчета тарифов является право аренды, имеются арифметические ошибки.

При указанных обстоятельствах нельзя сделать вывод, что оспариваемое постановление устанавливает экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли владельца МУП "КОС". Доказательств обоснованности оспариваемого решения, помимо указанного отчета, стороной ответчика не представлено.

В силу изложенного у судебной коллегии оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется. При этом ответчик не лишен права установления цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" с учетом установленных нормативными актами критериев.

Нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ст.310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 04 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: