Дело № Председательствующий – ФИО8
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
№
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики ФИО7 в составе:
председательствующего – ФИО14,
судей – ФИО18. и ФИО13,
при секретаре ФИО10
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО3 по Республике ФИО7 на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО5, ФИО1, ФИО2 и ФИО6 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по Республике ФИО7 и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО7 (далее – ФИО4).
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административные истцы в заявлении ссылаются на то, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики и временно обосновались в Республике ФИО7. Миграционной службой по месту пребывания они были наделены статусам вынужденного переселенца, срок действия которого систематически продлевался. При очередном обращении ФИО3 по Республике ФИО7 отказало им в продлении срока действия статуса в связи с получением в 2000 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 133 000 руб. Полагая данный отказ незаконным, административные истцы просили обязать ФИО3 по Республике ФИО7 продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ФИО4 вывести административного истца ФИО2 из состава семьи ФИО5 и включить его и членов его семьи в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранив первоначальную очередь.
В судебном заседании административные истцы требования уточнили, просили обязать ФИО3 продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение сертификата или субсидии, сохранив за учетным делом ФИО2 первоначальную очередность.
ФИО3 по Республике ФИО7ФИО11 и ФИО3ФИО4 М.А. в удовлетворении требований просили отказать.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ФИО3 по Республике ФИО7 продлить административным истцам статус вынужденного переселенца, восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранив за ФИО2 первоначальную очередность.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования административных истцов в части обязания ФИО4 вывести административного истца ФИО2 из состава семьи ФИО5 и включить его и членов его семьи в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранив первоначальную очередь оставлены без рассмотрения в связи с неявкой сторон по вторичному вызову.
В апелляционной жалобе ФИО3 по Республике ФИО7 ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Автор жалобы приводит доводы об отсутствии у административных истцов обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства, в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество.
Административные истцы ФИО5, ФИО1, ФИО6 и ФИО3 административного ответчика ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО3 по Республике ФИО7ФИО12, поддержавшей доводы жалобы, административного истца ФИО2, просившего решение суда оставить в силе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 5. ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В силу п. 1 ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления ФИО3 по Республике ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 2000 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 133 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является, выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в Республике ФИО7 на 2000 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья за IV квартал 2000 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставлялись за счет средств федерального бюджета» утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации на IV квартала 2000 г. в размере 4 460 руб.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Как усматривается из материалов дела, семья заявителей на момент подачи заявления об оказании государственной поддержки состояла из четырех человек. Размер выплаченной им компенсации составляет 133 000 руб. Таким образом, на одного члена семьи приходится 7,4 кв.м. (133 000 руб. : 4460 руб. : 4 человек) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы, что свидетельствует о жилищной необустроенности их семьи.
При таких обстоятельствах, с учетом норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о неправомерности действий ФИО3 по Республике ФИО7, выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с выплатой семье компенсации, не отвечающей требованиям вышеприведенных норм.
Вместе с тем следует исключить из абзаца третьего резолютивной части судебного постановления слова « … на получение жилищного сертификата или субсидии, сохранив за учетным делом ФИО2 первоначальную очередность», поскольку данные требования были предъявлены к ФИО4 и вышеуказанным определением суда оставлены без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д ел и л а:
решение Магасского районного суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО1, ФИО2 и ФИО6 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по Республике ФИО7 и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО7 оставить без изменения, исключив из абзаца третьего его резолютивной части слова « … на получение жилищного сертификата или субсидии, сохранив за учетным делом ФИО2 первоначальную очередность».
Апелляционную жалобу ФИО3 по Республике ФИО7 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики ФИО7ФИО13
Определение19.02.2016