ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7708/2018 от 07.05.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Шкуратов Д.С. Дело № 33а-7708/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2018 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Шикуля Е.В.,

судей Богатых О.П., Авиловой Е.О.,

при секретаре Эфендиевой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Багаевского района Ростовской области к администрации Багаевского района Ростовской области об обязании обратиться с заявлением о постановке объектов на учет, как бесхозяйного имущества, по апелляционной жалобе администрации Багаевского района на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 28 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам

установила:

прокурор Багаевского района Ростовской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации Багаевского района Ростовской области, выразившегося в непостановке на учет, как бесхозяйного имущества, водопровода 1975 г., водонапорной башни 1990 г., водонапорной башни 1992 г., расположенных в пос. Отрадный Багаевского района Ростовской области и об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйного имущества, данных объектов.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки прокуратуры, проведенной по обращению инвалида *** группы Денисенко О.В. и жителей п. Отрадный Багаевского района Ростовской области, о нарушении их прав по обеспечению питьевой водой установлено, что на территории пос. Отрадный Багаевского района Ростовской области имеются водопроводная сеть и две водонапорные башни, по которым осуществляется водоснабжение, право собственности на них не зарегистрировано.

Данная водопроводная сеть состояла на балансе ЗАО «Орошаемое».

ЗАО «Орошаемое» написало в администрацию Багаевского района Ростовской области заявление об отказе от указанных водопроводных сетей и водонапорных башен, поскольку указанное общество не является ресурсоснабжающей организацией и к полномочиям данной организации не отнесено водоснабжение населения.

Водопроводная сеть и водопроводные башни имеют высокий уровень износа и нуждаются в проведении ремонтных работ, что подтверждается неоднократными обращениями жителей п. Отрадный об отсутствии водоснабжения.

Администрацией Багаевского района Ростовской области в нарушение требований ст.225 ГК Российской Федерации мер к постановке указанного водопровода и водонапорных башен на учет, как бесхозяйного имущества, не принимается, запросы в соответствующие регистрационные органы не направлены.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, а также на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

По выявленным нарушениям в адрес администрации Багаевского района внесено представление, нарушения до настоящего времени не устранены.

Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 28 февраля 2018 года требования прокурора Багаевского района Ростовской области удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация Багаевского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель апелляционной жалобы, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указывает, что бесхозяйные недвижимые вещи: водопровод 1975г., водонапорная башня 1990г., водонапорная башня 1992г., находятся в п. Отрадный на территории Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, и в соответствии со ст.225 ГК Российской Федерации должны приниматься на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению администрации Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, которая должна быть надлежащим ответчиком по данному делу.

В судебном заседании апелляционной инстанции старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика - администрации Багаевского района Ростовской области, представителя заинтересованного лица - ЗАО «Орошаемое», надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца - старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелину Е.А., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя административные исковые требования прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований.

В силу ч.1 ст.39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.

Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Как установлено районным судом и подтверждается материалами дела, 27.09.2017г. в прокуратуру Багаевского района Ростовской области поступило обращение инвалида *** группы Денисенко О.В. и жителей п. Отрадный Багаевского района Ростовской области о нарушении их прав по обеспечению питьевой водой.

По указанному обращению прокуратурой Багаевского района Ростовской области проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что на территории п. Отрадный Багаевского района Ростовской области имеются водопроводная сеть и две водонапорные башни, по которым осуществляется водоснабжение, право собственности на данные объекты не зарегистрировано.

Указанная водопроводная сеть, состоящая из водопровода 1975 г., водонапорной башни 1990 г., водонапорной башни 1992 г., расположенная в пос. Отрадный Багаевского района Ростовской области стояла на балансе ЗАО «Орошаемое», что подтверждается справкой ЗАО «Орошаемое» (л.д. 8) и пояснениями представителя общества, данными в судебном заседании суда первой инстанции от 28 февраля 2018 г.

Поскольку ЗАО «Орошаемое» не является ресурсоснабжающей организацией, и к полномочиям и обязанностям указанной организации не отнесено водоснабжение населения, общество написало заявление в администрацию Багаевского района Ростовской области об отказе от указанных объектов (л.д. 7).

Проверкой прокуратуры также установлено, что указанная водопроводная сеть и водопроводные башни имеют высокий уровень износа и нуждаются в проведении ремонтных работ, что подтверждается неоднократными обращениями жителей пос. Отрадный об отсутствии водоснабжения.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Вместе с тем, администрацией Багаевского района Ростовской области в нарушение требований ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке указанного водопровода и водонапорных башен на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было; сведения об указанных объектах, о их протяженности, наличии оснований для признания данных объектов бесхозяйными, административным ответчиком запрошены не были.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что данное бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия проживания и на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что необращение администрации Багаевского района Ростовской области в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанных объектов водоснабжения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, районный суд обоснованно возложил на администрацию Багаевского района Ростовской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйного имущества – водопровода 1975 г., водонапорной башни 1990 г., водонапорной башни 1992 г., расположенных в пос. Отрадный Багаевского района Ростовской области.

В силу ч. 3. и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 5 ст. 4 Федерального закон от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона N 131-ФЗ, с 1 января 2015 г. отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, в связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов в регистрирующий орган должна обратиться администрация Красненского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, на территории которой находятся бесхозяйные объекты, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании действующих норм, регулирующих данные правоотношения.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку являлись предметом надлежащей оценки суда первой инстанции, опровергаются материалами дела, поэтому отклоняются судебной коллегией.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу решения суда, и предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, районным судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Багаевского районного суда Ростовской области от 28 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Багаевского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: