ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-770/19 от 26.02.2019 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Инкин В.А.                                                               Дело № 33а-770/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                         26 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 декабря 2018 года, по которому постановлено:

Административное исковое заявление прокурора города Димитровграда Ульяновской области, выступающего в защиту интересов Российской Федерации к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 14.11.2018 № 5/42 «О назначении исполняющего обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области».

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области Валиулина А.Т. и Архипова П.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения заинтересованного лица Шишкиной Л.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области,   прокурора Данилова Е.В., просившего решение суда оставить без  изменения,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, выступающий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным решения от 14.11.2018 № 5
42, которым исполняющим обязанности Главы города Димитровграда назначен Гадальшин А.Р.

В обоснование иска указал, что в соответствии Уставом МО «город Димитровград» Ульяновской области» руководство деятельностью Администрации города Димитровграда  осуществляет Глава города (ч. 2 ст. 44 Устава), который избирается Городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет при тайном голосовании и возглавляет Администрацию города (ч. 2 ст. 36 Устава города).

С учетом положений ч. 1 ст. 33 Устава города и решения Городской Думы города Димитровграда от 29.08.2018 № 89/1085 «Об осуществлении Главой города Димитровграда Ульяновской области своих полномочий» 03.10.2018 истекли полномочия Главы города Димитровграда Кошаева А.М. При этом Глава города Димитровграда до настоящего времени Городской Думой города Димитровграда не избран. В соответствии с ч. 4 ст. 38 Устава города в случае досрочного прекращения полномочий Главы города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель Главы города (один из Первых заместителей), а в случае отсутствия первого заместителя Главы города (Первых заместителей) или невозможности исполнения обязанностей Главыгорода первым заместителем Главы города (Первыми заместителями), обязанности и Главы города исполняются его заместителем (одним из его заместителей). Согласно действующей структуре Администрации города, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда от 29.08.2018  № 89/1069, в исполнительном органе предусмотрена одна штатная единица Первого заместителя Главы города.

С учетом этих требований 10.10.2018 решением Городской Думы города Димитровграда № 3/12 Гадальшин А.Р. был назначен исполняющим обязанности Главы города Димитровграда. При этом  по состоянию на 10.10.2018 должность первого заместителя Главы города Димитровграда являлась вакантной.

Распоряжением Администрации города Димитровграда от 12.11.2018 № 523-р/лс Гадальшин А.Р. назначен в порядке перевода на должность муниципальной службы «Первый заместитель Главы города Димитровграда Ульяновской области». Соответствующее сообщение было размещено на официальном сайте Администрации города Димитровграда в сети Интернет http://dimitrovgrad.ni/. Согласно оттиску штампа входящей корреспонденции копия распоряжения Администрации города Димитровграда от 12.11.2018 № 523-р/лс «О назначении Гадальшина А.Р.» получена Городской Думой города Димитровграда 14.11.2018 в 15 часов 04 минуты. При этом заседание Городской Думы города Димитровграда, на котором было принято оспариваемое решение, началось 14.11.2018 в 16 часов 30 минут. На момент принятия Городской Думой города Димитровграда решения о назначении Шишкиной Л.П. исполняющей обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области должность Первого заместителя Главы города Димитровграда вакантной не являлась, что исключало возможность принятие представительным органом муниципального образования оспариваемого правового акта.

В связи с  этим прокурор г.Димитровграда просил суд признать незаконным решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 14.11.2018 № 5/42 «О назначении исполняющего обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области».

Судом к участию в деле качестве заинтересованных лиц привлечены Гадальшин А.Р. и Шишкина Л.П.

Рассмотрев заявленные требования,  суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе (и дополнениях к ней) Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области просит об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильного применения норм материального и процессуального законодательства.

Считает невозможным применение в данном деле положений ст. 38 Устава города, поскольку указанная статья распространяет свое действие на Главу города как высшее должностное лицо города, прошедшее соответствующую процедуру его избрания, и утвержденного решением Городской Думы, принесшего присягу Главы города, а не на лицо, временно назначенное исполнять обязанности Главы города, в отношении которого впоследствии  полномочия были сняты решением Городской Думы и переданы Шишкиной Л.П.

Считает ошибочным вывод суда о том, что Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области, приняв решение о назначении   Шишкиной Л.П. исполняющей обязанности Главы города, допустила нарушение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, вышла за пределы своей компетенции.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 292 -294 КАС РФ, которые определяют правила рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

При рассмотрении дела суд должен был ответить на вопросы: находится ли вопрос назначения исполняющего обязанности главы г.Димитровграда в компетенции Городской Думы; вправе ли Городская Дума самостоятельно определять случаи, когда первый заместитель не может исполнять обязанности Главы города Димитровграда; когда именно Гадальшин А.Р. приступил к обязанностям первого заместителя главы города и мог ли он фактически приступить к работе в качестве первого заместителя в период исполнения им обязанностей Главы города.

Указывает на то, что вывод суда об отсутствии у Городской Думы города Димитровграда полномочий на принятие решения о временном возложении исполнительно-распорядительных полномочий по руководству администрацией МО «город Димитровград», противоречит п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Несмотря на то, что законодательством прямо не урегулирована процедура назначения исполняющего обязанности главы города, Городская Дума города Димитровграда вправе была принять оспариваемое решение, поскольку в настоящее время Городская Дума города Димитровграда является единственным органом, которому власть делегирована непосредственно от населения. 

Оспариваемое решение принято Городской Думой города Димитровграда ввиду того, что  Устав города не содержит положений, которые предусматривали бы автоматического назначения или самоназначения исполнения обязанностей Главы города. 

В данном случае Городская Дума посчитала невозможным исполнение обязанностей главы города Первым заместителем главы города, что согласуется с соложениями ч. 4 ст. 38 Устава города Димитровграда. При принятии оспариваемого решения Городская Дума учла заявление самого         Гадальшина А.Р. о отмене решения Городской Думы о назначении его исполняющим обязанности главы города от 10.10.2018, а также наличие признаков возможного конфликта интересов при переводе Гадальшина А.Р. на вышестоящую должность.

Суд не дал оценки доводам представителя Городской Думы о том, что Гадальшин А.Р. не мог приступить к обязанностям первого заместителя Главы города 12.11.2018, поскольку в это время исполнял обязанности Главы города.

Суд необоснованно включил в число доказательств распоряжение администрации города Димитровграда от 19.11.2018 № 526-р/лс и записи в ЕГРЮЛ от 27.11.2018, поскольку данные документы изданы после обжалуемого прокурором решения Городской Думы от 14.11.2018.  

Суд необоснованно оставил  без рассмотрения довод о незаконности распоряжения администрации города Димитровграда от 12.11.2018, из которого устраивается конфликт интересов при переводе Гадальшина А.Р. на вышестоящую должность.   

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание не явился Гадальшин А.Р., представитель Администрации г.Димитровграда, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В силу п.10 ст.35 указанного Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с п.11 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

В соответствии с ч.1 ст. 26. Устава города в исключительной компетенции Городской  Думы находится, в том числе, принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений.

В части полномочий по Главе города - принятие решения об удалении Главы города в отставку.

В силу ч.2 ст.26 Устава города к компетенции Городской  Думы по вопросу избрания Главы города также относится: избрание Главы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; утверждение структуры и предельной численности Администрации города по представлению Главы города; утверждение порядка проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города; установление общего числа членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города; принятие решения об избрании Главы города.

Согласно ст. 36 Устава города Димитровграда Глава города является высшим должностным лицом города и наделяется в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава города избирается Городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет при тайном голосовании и возглавляет Администрацию города.

Полномочия Главы города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы города.

Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Глава города вступает в должность в день его избрания.

Кандидат на должность Главы города считается избранным, если за его избрание проголосовало большинство от установленной численности депутатов Городской Думы.

Решение Городской Думы об избрании Главы города подлежит официальному опубликованию.

Глава города не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Глава города не может одновременно исполнять полномочия депутата Городской Думы, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.

Глава города не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.

Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области  от 29.08.2018 № 89/1069 «Об утверждении структуры Администрации города Димитровграда Ульяновской области»  утверждена структура администрации г.Димитровграда в которую входят: Глава города одна единица; одна единица Первого заместителя Главы города; три единицы заместителя Главы города; одна единица руководителя аппарата; одна единица помощника Главы города; одна единица главного архитектора, а также управления, комитеты  и отделы администрации.    

03.10.2018 истекли полномочия прежнего Главы города Димитровграда Кошаева А.М., возглавлявшего представительный орган местного самоуправления.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции Глава города Димитровграда   избран Городской Думой в уставленном Уставом города Димитровграда порядке не был.

В Уставе города Димитровграда вопрос о порядке назначении исполняющего обязанности Главы города не регламентирован. 

Согласно ч. 4 ст. 38 Устава города, в случае досрочного прекращения полномочий Главы города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель Главы города (один из Первых заместителей), а в случае отсутствия первого заместителя Главы города (Первых заместителей) или невозможности исполнения обязанностей Главыгорода первым заместителем Главы города (Первыми заместителями), обязанности и Главы города исполняются его заместителем (одним из его заместителей).

Исходя из буквального толкования текста ч.4 ст.38 Устава  города  именно Первый заместитель Главы города временно исполняет обязанности Главы города при его отсутствии по тем или иным причинам.

Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва №3/12 от 10.10.2018  на период проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города Димитровграда Ульяновкой области  до вступления в должность избранного Главы города исполняющим обязанности Главы города Димитровграда был назначен Гадальшин А.Р., являвшийся на тот момент заместителем главы администрации города Димитровграда.

По состоянию на 10.10.2018 должность первого заместителя Главы города Димитровграда являлась вакантной.

Распоряжением администрации г.Димитровграда № 523-р/лс от 12.11.2018 с 12.11.2018 Гадальшин А.Р. – заместитель главы города Димитровграда Ульяновской области в порядке перевода был назначен первым заместителем Главы города Димитровграда Ульяновской области.

Впоследствии на основании распоряжения Администрации г.Димитровграда от 19.11.2018 № 526-р/лс Гадальшин А.Р.  в соответствии с ч.4 ст.38 Устава города Димитровграда приступил с 12.11.2018 к исполнению обязанностей Главы города Димитровграда Ульяновской области  (совмещение должностей) с правом первой подписи до вступления в должность Главы города Димитровграда Ульяновской области. 

13.11.2018 в Городскую Думу г. Димитровграда за подписью И.О. Главы города Димитровграда Гадальшина А.Р.  было направлено письмо, в котором сообщалось о том, что распоряжением администрации г.Димитровграда № 523-р/лс от 12.11.2018 с 12.11.2018 Гадальшин А.Р. назначен первым заместителем Главы города Димитровграда Ульяновской области. Разъяснены положения ч. 4 ст. 38 Устава города Димитровграда об исполнении обязанностей Главы города первым заместителем Главы города.  В связи с  этим Гадальшин А.Р.  просил прекратить решение Городской Думы от 10.10.2018 № 3/12 о назначении его исполняющим обязанности  Главы города на период проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города Димитровграда Ульяновской области  и до вступления в должность избранного Главы города.

Данное письмо поступило в Городскую Думу 14.11.2018 в 15 часов 04 мин.

Решением Городской Думы города Димитровграда от 14.11.2018 № 5/41 признано утратившим силу (отменено) решение Городской Думы г.Димитровграда  Ульяновской области третьего созыва от 10.10.2018 № 3/12 о назначении исполняющим обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области Гадальшина А.Р. Данное решение вступило в силу с момента его  принятия. 

В этот же день Городской Думой города Димитровграда было принято  решение  № 5/42 о назначении исполняющей обязанности Главы города Димитровграда Шишкиной Л.П.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу о незаконности данного решения, поскольку на момент его принятия Первым заместителем Главы города являлся Гадальшин А.Р., который в соответствии с ч. 4 ст. 38 Устава города и должен был исполнять обязанности Главы города до избрания Главы города  в установленном законом порядке.

Довод Городской Думы города Димитровграда  о незаконности распоряжения администрации г. Димитровграда №1523-р/лс от 12.11.2018 о назначении Гадальшина А.Р. первым заместителем Главы города, поскольку оно издано самим Гадальшиным А.Р. в его личных интересах, оформлено задним числом, имеет место  коррупционный фактор, правомерно не были приняты судом первой инстанции во внимание.

Данное распоряжение в установленном законом порядке незаконным не признано. Проверка законности данного распоряжения в настоящем судебном процессе не являлась предметом рассмотрения. 

Факт издания распоряжения задним число не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Как было указано выше, об издании данного распоряжения с приложением его копии было сообщено Городской Думе 14.11.2018 в 15 часов 04 мин. Заседание Городской Думы города Димитровграда, на котором было принято оспариваемое решение от 14.11.2018 № 5/42 о назначении исполняющей обязанности Главы города Димитровграда Шишкиной Л.П., началось в 16 часов 30 минут, то есть на момент принятия Городской Думой оспариваемого решения она уже обладала сведениями о том, что должность Первого заместителя Главы города вакантной не была.

Довод апелляционной жалобы о том, что принятие Городской Думой города Димитровграда решения о назначении исполняющей обязанности главы города Шишкиной Л.П. было обусловлено отсутствием законодательно закрепленной процедуры назначения  исполняющего обязанности Главы города Димитровграда, не может быть принят во внимание.

В данном случае следует применять положения ч. 4 ст. 38 Устава города Димитровграда, которые наиболее подходят к сложившейся ситуации.

Также судебная коллегия отмечает, что возложение исполнения обязанностей Главы города на Гадальшина А.Р. является временным - до избрания Главы города в установленном законом порядке. 

Довод апелляционной жалобы о нарушении процессуального законодательства, выразившегося в неверном указании в решении суда статей 292-294 КАС РФ, на правильность принятого судом решения не влияет. В данном  случае судом была допущена описка в части указания статей процессуального законодательства, которыми руководствовался суд при принятии решения. Указанная описка была устранена путем вынесения судом  28.12.2018 определения об исправлении описки.

Учитывая, что принятое по делу решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 декабря 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: