Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-7715
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 августа 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г. и Пилипенко Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 12 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании решения Управления Росреестра по Приморскому краю о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Управления Росреестра ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решение от 19 декабря 2017 года №25/17-56073 о приостановлении осуществления кадастрового учёта и возложении обязанности принять решение о постановке на кадастровый учёт недвижимое имущество (здание - индивидуальный жилой дом), расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указал, что ею подано через отделение №2 МФЦ города Владивостока заявление от 6 декабря 2017 года № 25-0-1-122/3001/2017-1850 о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества (здания - индивидуального жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> с приложением технического плана здания. На основании представленных документов Управление Россреестра по Приморскому краю вынесло решение от 19 декабря 2017 года №25/17-56073 о приостановлении осуществления кадастрового учёта. 25 декабря 2017 года через отделение №2 МФЦ города Владивостока было подано заявление №25-0-1-122/3001/2017- 2063 о предоставлении дополнительных документов: технического плана с приложенным к ней декларации №б/н от 25 декабря 2017 года на объект недвижимости. 28 декабря 2017 года Управление Росреестра по Приморскому краю вынесло решение №25/17-57550 об отказе отмены приостановления осуществления кадастрового учёта. Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по Приморскому краю решением от 14 февраля 2018 года №25/17-171 не нашла оснований для отмены решения от 19 декабря 2017 года №25/17-56073 и отклонила заявление об обжаловании от 16 января 2018 года. Вместе с тем считает, что решение Управления Росреестра по Приморскому краю от 19 декабря 2017 года №25/17-56073 незаконно и необоснованно, противоречит нормам действующего законодательства РФ. В решении от 19 декабря 2017 года отсутствует конкретное указание пункта части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, на основании которого осуществлена законная приостановка кадастрового учёта, отсутствует резолютивная часть решения, поэтому неясно, на каком основании государственный орган вынес решение о приостановлении и на какой срок. С целью осуществления кадастрового учёта и с целью реализации предоставленного законом до 1 марта 2018 года права «дачной амнистии», истцом дополнительно было направлено в государственный орган заявление от 25 декабря 2017 года №25-01-1-122/3001/2017-2063 о предоставлении дополнительных документов, а именно: технического плана с дополнительно приложенной декларацией. Государственный орган не дал правовую оценку представленной декларации и принял решение от 28 декабря 2017 года № 25/17-57550 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учёта.
Административный истец ФИО1 требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что принятое Управлением решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 19 декабря 2017 года № 25/17-56073 является законным и обоснованным.
Решением суда в удовлетворении иска отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Из материалов дела следует, 11 июня 1998 года ФИО1 приобретен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 660 кв. м с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
30 марта 2000 года комиссией при городском управлении архитектуры и градостроительства администрации города Владивостока ФИО1 разрешено строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
6 декабря 2017 года административный истец обратился за осуществлением кадастрового учета созданного объекта недвижимости, представив в Управление Росреестра декларацию и технический план, составленные кадастровым инженером.
Административный ответчик посчитал, что поскольку помимо названных документов представлено архитектурное решение вместо архитектурно проекта, нарушена процедура согласования проекта, жилой дом возведен с отступлением от проекта, то созданное здание не соответствует критериям, указанным в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем для подготовки технического плана необходимо получение разрешения на строительство.
Суд, проверяя решение Управления Росреестра, пришел к выводу о его законности.
Такой вывод суда первой инстанции является ошибочным в силу следующего.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (часть 2).
Из части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ следует, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в Градостроительном кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
ФИО1 возведен индивидуальный жилой дом на принадлежащем ей земельном участке с разрешенным использованием для этих целей. Следовательно, для кадастрового учета законодатель возложил обязанность представить на регистрацию декларацию и технический план.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953 утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Статьей 24 Закона N 218-ФЗФедеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О государственной регистрации недвижимости» установлены требования к техническому плану, в соответствии с которыми в техническом плане указываются в том числе сведения о здании, сооружении, необходимые для его кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете.
При этом если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона № 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Формы технического плана и требования к его подготовке (далее - Требования), состав содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953.
В силу пункта 41 указанных Требований раздел «Характеристики объекта недвижимости», за исключением сведений о площади здания, площади застройки сооружения, заполняется в соответствии с документами, указанными в пункте 20 Требований.
Требования к определению площади здания, сооружения и помещения утверждены приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с установленными требованиями договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
За достоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены кадастровым инженером, несет кадастровый инженер (статья 29.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
Таким образом, основанием для осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом, построенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт на жилой дом и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства (не представляется, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 N 122-ФЗ порядке).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект не допускается (пункт 5 статьи 25.3 данного Закона). Что касается разрешения органа местного самоуправления на ввод в эксплуатацию жилого дома, являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, то такого разрешения до 1 марта 2015 года не требуется ни для оформления технического паспорта указанного объекта, ни для государственной регистрации права собственности на него.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 дополнена пунктом 1.1. Согласно названному пункту не требуется выдача разрешения на строительство, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Между тем, создание объекта недвижимости и разрешение строительства индивидуального жилого регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 12 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать решение Управления Росреестра незаконным, возложить на административного ответчика рассмотреть заявление о кадастровом учете индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в течение 30 дней.
Председательствующий
Судьи