ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7741/2022 от 25.08.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Юсупова А.Р.

УИД 38RS0016-01-2022-000927-78

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-7741/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

с участием прокурора Вокиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Востриковой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-635/2022 по административному иску Ступиной Натальи Викторовны к Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 1 августа 2022 года №67/518

по апелляционной жалобе Ступиной Натальи Викторовны, апелляционному представлению прокурора на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 августа 2022 г.

установила:

в обоснование административного иска указано, что Дата изъята уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» в Иркутской области в Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию представлено заявление Ступиной Н.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва, в котором основным родом занятий указано – председатель Думы Новоигирминского муниципального образования четвертого созыва. Дата изъята в Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию Ступиной Н.В. представлены копия паспорта, копия документа об образовании, справка с места работы, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Дата изъята ею получено уведомительное письмо от Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Номер изъят об ответе на запрос в Думу Новоигирминского муниципального образования с просьбой сообщить сведения о занимаемой должности председателя Думы Новоигирминского городского поселения, в котором указывалось, что эту должность занимает ФИО3, в связи с чем, ей предложено внести уточнение в заявление о согласии баллотироваться, и в качестве основного рода занятий указать, что она является пенсионером.

Административный истец указывает на то, что Дата изъята ею в комиссию представлена копия решения Нижнеилимского районного суда от Дата изъята о признании незаконным решения Думы Новоигирминского городского поселения «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения, а также выписка из единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ Номер изъят, где в сведениях о лице, имеющем право без доверенности от имени юридического лица в качестве председателя Думы Новоигирминского городского поселения, числится Ступина Н.В., справка с основного места работы. Дополнительно членам Нижнеилимской территориальной комиссии даны пояснения о неисполнении решения Нижнеилимского районного суда от Дата изъята Думой Новоигирминского городского поселения в части устранения препятствий по допуску к трудовой деятельности и начисления заработной платы за нее.

Решением комиссии № 67/518 от 1 августа 2022 г. Ступиной Н.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4. Доводы Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии, о том, что решение Нижнеилимского районного суда от Дата изъята и выписка из единого реестра юридических лиц не являются дополнительными обстоятельствами, подтверждающими, что род занятий в заявлении о согласии баллотироваться указан правомерно, находит несостоятельными.

Административный истец просила суд признать незаконным и отменить решение Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии № 67/518 от 1 августа 2022 г. «Об отказе Ступиной Наталье Викторовне в регистрации кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4».

Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 августа 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Ступина Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылаясь на положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывает, что предоставление дополнительных документов кандидатов в подтверждение сведений о месте работы или службы, занимаемой должности не предусмотрено законодательством. В извещении избирательная комиссия должна была указать какие конкретно документы необходимо предоставить в подтверждение рода деятельности.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылаясь на положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывает, что в уведомлении Нижнеилимской ТИК от 27 июля 2022 г. № 01-19/182 не указано какие конкретно документы отсутствуют, полагает, что избирательной комиссией незаконно отказано в регистрации кандидата.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Нижнеилимская территориальная избирательная комиссия просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях заинтересованное лицо Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» в Иркутской области указывает на незаконность судебного решения.

В судебное не явился представитель Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие, представителя Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С. объяснения административного истца Ступиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица ФИО12, полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, заключение прокурора ФИО10, поддержавшей апелляционное представление, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, представление прокурора, возражения административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 г. № 59/356 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий в период подготовки и проведения муниципальных выборов на территории Нижнеилимского района 11 сентября 2022 г. на Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию» в период подготовки и проведения муниципальных выборов в Нижнеилимском районе 11 сентября 2022 г. полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 4 Новоигирминского городского поселения возложены на Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию.

Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссией от 23 июня 2022 г. № 60/384 «О назначении выборов депутатов Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва» на 11 сентября 2022 г. назначены выборы депутатов Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва.

Также судом установлено, что Ступиной Н.В. в территориальную избирательную комиссию представлены документы для регистрации в качестве кандидата, в том числе, заявление от 20 июля 2022 г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4, в котором административный истец указала в качестве основного места работы или службы, занимаемая должность/род занятий - Председатель Думы Новоигирминского муниципального образования четвертого созыва. Кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4 Ступиной Н.В. для регистрации в комиссию представлены, а также сведения от 23 июля 2022 г. о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. В сведениях о размере и об источниках доходов кандидат в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4 Ступиной Н.В. указан только ее доход за 2021 год в виде пенсии в размере 192 000 руб., источник выплаты Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ответе на запрос комиссии заместитель председателя Думы Новоигирминского городского поселения ФИО13 от Дата изъята исходящий Номер изъят, сообщил, что председателем Думы Новоигирминского городского поселения является ФИО3, к ответу приложил копию трудовой книжки, справки о начисленной и выплаченной заработной плате, отчисления, производимые в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования.

Из решения Думы Новоигирминского городского поселения от 30 мая 2019 г. № 70 «О выборах председателя Думы Новоигирминского городского поселения» следует, что председателем Думы Новоигирминского городского поселения избран ФИО3.

В уведомлении от Дата изъята Номер изъят председателя комиссии ФИО14 указано, что кандидату в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу Номер изъят Ступиной Н.В. направлено извещение о праве внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате.

В качестве доказательств трудовой деятельности в Думе Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В. в комиссию Дата изъята представлена выписка из ЕГРЮЛ от Дата изъята № ЮЭНомер изъят, лист записи ЕГРЮЛ по форме Номер изъят, справка за собственной подписью Ступиной Н.В., копия решения Нижнеилимского районного суда от Дата изъята , в котором признано незаконным решение Думы Новоигирминского городского поселения от Дата изъята Номер изъят «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной И.В.».

Вопрос об отказе в регистрации Ступиной Н.В. кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу Номер изъят вынесен на заседание комиссии Дата изъята в присутствии Ступиной Н.В., принят большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 1 августа 2022 г. № 67/518 Ступиной Н.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4 по основаниям, предусмотренным подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ.

Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции, исходил из того, что истец не подтвердила основное место работы, не предоставила сведения об основном месте работы, доходах обязательные для кандидата в депутаты в силу закона, при этом указав, что должность председателя Думы Новоигирминского городского поселения фактически замещает иное лицо.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика имелись законные основания для принятия 1 августа 2022 г. решения № 67/518 «Об отказе Ступиной Наталье Викторовне в регистрации кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4».

Проверяя законность, принятого по делу судебного акта, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.

Так, в соответствие с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Согласно подп. «б» п. 2.2. ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Из разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 34-П следует, что требование о личной подаче гражданином документов о выдвижении кандидатом в избирательную комиссию направлено на то, чтобы подчеркнуть высокую степень ответственности, которую принимает на себя гражданин, изъявивший желание баллотироваться по соответствующему избирательному округу; обеспечить с самого начала избирательной кампании непосредственное взаимодействие кандидата и избирательной комиссии с целью создания условий для реализации им своих прав (например, устранения недостатков в документах непосредственно при их представлении в избирательную комиссию); исключить возможные злоупотребления на данной стадии избирательного процесса (например, представления документов о выдвижении кандидата, уже выдвинутого в другом избирательном округе).

В силу подп. «в. 2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные правила установлены ч. 2 ст. 49, ст. 50, п. 3,5 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.

Избирательная комиссия во исполнение возложенных обязанностей своевременно уведомила Ступину Н.В. о необходимости уточнения сведений о кандидате.

Материалами настоящего административного дела безусловно подтверждается факт того, что решением Думы Новоигирминского городского поселения Номер изъят от Дата изъята отменено Решение Думы Новоигирминского городского поселения от Дата изъята Номер изъят «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В.», прекращены полномочия председателя Думы Новоигирминского городского поселения в связи со вступлением в должность вновь избранного председателя Думы Новоигирминского городского поселения ФИО3 с Дата изъята

При таком положении фактически должность председателя Думы Новоигирминского городского поселения занимает ФИО3, о чем не могло быть неизвестно Ступиной Н.В. на момент подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Вместе с тем, правом на уточнение сведений о кандидате Ступина Н.В. не воспользовалась, следовательно, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы Новоигирминского муниципального образования пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 4.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы Ступиной Н.В. о том, что в уведомлении Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2022 г. № 01-19/182 не указано какие конкретно документы отсутствуют, поскольку, по смыслу положений ч. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ на избирательную комиссию возложена обязанность не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить кандидата о неполноте, представленных им сведений.

В уведомлении от 27 июля 2022 г. Нижнеилимской территориальной избирательной комиссией Ступиной Н.В. указано на право внесения уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, в связи с тем, что Ступиной Н.В. в качестве основного места работы, занимаемой должности/род занятий указано: председатель Думы Новоигирминского муниципального образования четвертого созыва, при том, что согласно ответу Думы Новоигирминского городского поселения председателем Думы по состоянию на 23 июля 2022 г. является иное лицо.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что представленная административным истцом справка от 27 июля 2022 г., подписанная Ступиной Н.В. о том, что она является председателем Думы Новоигирминского муниципального образования, не является надлежащим документом, свидетельствующим о месте работы кандидата, так как не представлен документ, подтверждающий ее полномочия на выдачу данной справки. Приложенная же к справке выписка из ЕГРЮЛ о прекращении полномочий ФИО3Дата изъята не свидетельствует о статусе Ступиной Н.В., как председателя Думы Новоигирминского муниципального образования, поскольку в избирательную комиссию представлены документы однозначно свидетельствующие о том, что председателем Думы Новоиригминского муниципального образования является ФИО3, в том числе трудовая книжка ФИО3, заверенная надлежащим образом, из которой усматривается, что с Дата изъята ФИО3 избран председателем Думы и исполняет свои обязанности в качестве председателя по настоящее время. О статусе ФИО3, как председателя Думы Новоигирминского муниципального образования свидетельствует и справка о доходах и суммах налога физических лиц за 2022 г. от Дата изъята , выданная ФИО3, в которой указано место работы налогового агента Дума Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района.

Таким образом, Ступиной Н.В. в Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию не представлены документы, подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения об основном месте работы, представление которых является обязательным в силу подп. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 64-ФЗ.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены либо изменения в апелляционном порядке отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 310 КАС РФ.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 августа 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Л.Л. Каракич

Судьи

Н.Н. Исакова

О.С. Махмудова