<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | Дело №33а-776/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Верещагина Г.С.
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 30 января 2017 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 5 декабря 2016 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, государственному казенному учреждению Архангельской области «Емецкое лесничество» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу кабана, ответа о законности такого отказа и бездействия по не направлению мотивированного ответа на заявление, поданное через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг, отказать».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу кабана и ответа о законности такого отказа.
В обоснование заявления указано, что 18 июля 2016 года ФИО1 обратился через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг за получением разрешения на добычу кабана взрослого. Его заявление зарегистрировано в 00 часов 07 минут. В выдаче разрешения было отказано через региональный портал государственных и муниципальных услуг по причине исчерпания нормы добычи кабана.
Отказ он обжаловал в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. В своем ответе от 5 августа 2016 года министерство сообщило, что заявление ФИО1 зарегистрировано 18 июля 2016 года в 09 часов 14 минут, к этому моменту норма добычи кабана была исчерпана, отказ в выдаче разрешения на добычу кабана сотрудниками Емецкого лесничества является законным.
С отказом в выдаче разрешения на добычу кабана и ответом министерства о законности такого отказа истец не согласен. Полагает, что его заявление было подано ранее, чем заявления, которые поданы на личном приеме 18 июля 2016 года в период времени с 09 часов 00 минут до 09 часов 08 минут и на основании которых уполномоченным органом выданы разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Считает, что административный ответчик допустил нарушение действующего административного регламента предоставления государственной услуги, вторично зарегистрировав его заявление 18 июля 2016 года в 09 часов 14 минут.
С учетом изменения предмета иска, просил также признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по не направлению мотивированного ответа на заявление, поданное через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Определением суда от 3 октября 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Архангельской области «Емецкое лесничество», в качестве заинтересованного лица – министерство связи и информационных технологий Архангельской области.
Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО3 иск не признал.
ГКУ АО «Емецкое лесничество», министерство связи и информационных технологий Архангельской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Согласно отзыву на исковое заявление, ГКУ АО «Емецкое лесничество» иск не признало, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд принял решение, с которым не согласился ФИО1
В поданной апелляционной жалобе его представитель ФИО2 просит решение отменить.
Указывает на то, что регистрация заявлений ведется в Архангельской региональной системе исполнения регламента (АРСИР), которая, согласно Положению, является государственной информационной системой Архангельской области, обеспечивающей организацию, реализацию и контроль процессов исполнения электронных регламентов предоставления государственных, муниципальных услуг и иных услуг, сведения о которых размещаются в государственной информационной системе Архангельской области «Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг». Региональная система функционирует в целях обеспечения предоставления государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими предоставление государственных, муниципальных и иных услуг без использования информационных систем, операторами которых они являются (ведомственных информационных систем).
Регистрация заявления ведётся в АРСИР на основании электронного регламента.
Согласно Положению, под электронным регламентом предоставления государственных, муниципальных и иных услуг понимается порядок действий должностных лиц органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и организаций, связанных с предоставлением государственной, муниципальной или иной услуги, реализованный с применением информационно-коммуникационных технологий.
Электронные регламенты разрабатываются на основе соответствующих административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
Исходя из норм Положения орган государственной власти при оказании государственной услуги через Архангельский портал государственных и муниципальных услуг должен руководствоваться электронным регламентом предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
АРСИР выполняет функцию структурного подразделения уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера). После регистрации (присвоения входящего номера) заявление направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа.
Однако суд при рассмотрении дела не учёл данного обстоятельства, а сослался на Административный регламент, утверждённый приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №204 от 29.06.2012.
Регистрация заявления 18.07.2016 в 00 часов 07 минут в АРСИР является основанием для начала предоставления государственной услуги, так как через АРСИР обеспечивается организация, реализация и контроль процессов исполнения электронных регламентов предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
О том, что заявление принято, зарегистрировано в АРСИР и направлено для исполнения ответственному исполнителю свидетельствуют материалы дела: распечатка с портала государственных и муниципальных услуг заявления № на предоставление государственной услуги, распечатка уведомления от 18.07.2016 (07:55) с портала госуслуги29.ру, ответ портала госуслуги29.ру.
Вывод суда о том, что с заявлением через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области истец не обращался, противоречит материалам дела.
Доказательствами направления заявления является его регистрация 18.07.2016 в АРСИР за №, поданное через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг 18.07.2016, сканы поданного заявления, распечатка уведомления от 19.07.2016 (19:01) с портала госуслуги29.ру, в котором ФИО1 сообщено об отказе в получении разрешения.
Кроме того, суд не принял во внимание, что подавалось два заявления, одно через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг, второе в ГКУ Архангельской области «Емецкое лесничество».
Из ответа ГКУ Архангельской области «Емецкое лесничество» за № от 19.07.2016 следует, что он дан на заявление, зарегистрированное в журнале регистрации заявлений «Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов» 18.07.2016 в 09.14 мин. за №.
Ответа на заявление, поданное через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг 18.07.2016 и зарегистрированное 18.07.2016 в АРСИР за №, ФИО1 не получал, доказательств дачи ответа на указанное заявление ответчиком не представлено.
Судом неправильно установлен государственный орган, осуществляющий государственную услугу.
Оператор АРСИР (в том числе через уполномоченное учреждение) осуществляет предоставление участникам региональной системы учётных записей для организации, реализации и контроля процессов исполнения электронных регламентов предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
Участники региональной системы определяют работников, ответственных за работу в региональной системе, и направляют сведения о них в уполномоченное учреждение.
На основании данных положений министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, через министерство связи и информационных технологий, осуществляет допуск своих сотрудников к АРСИР.
Доказательств того, что территориальный орган – Емецкое лесничество, как самостоятельный орган, имеет допуск к АРСИР, ответчиком в суд не предоставлено. Также не предоставлено доказательств того, что уполномоченные сотрудники, допущенные к АРСИР, исполняют свои функции не от лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество ФИО1 отказано в выдаче разрешения в целях производства любительской и спортивной охоты на добычу кабана взрослого в сезон охоты 2016-2017 годов, поскольку при выдаче разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов.
Жалоба на данный отказ министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности отказа территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях Холмогорского района, а также ответа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по жалобе на данный отказ.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов представляет собой деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий и является государственной услугой.
Вопросы о предоставлении государственных услуг регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона №210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных услуг является возможность получения государственной услуги в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, если это не запрещено законом.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, регулируются Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесённых в красную книгу Российской Федерации, утверждённым Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года №204.
В соответствии с пунктом 46 Административного регламента предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов включает в себя следующие административные процедуры: приём заявления и документов от заявителя; рассмотрение заявления и представленных документов; формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; принятие решения по результатам рассмотрения заявления и представленных документов о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на добычу охотничьих ресурсов; направление заявителю мотивированного отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов; выдача заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Юридическим фактом – основанием для начала предоставления государственной услуги – является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов (пункт 49 Административного регламента).
Как предусмотрено в пункте 33 Административного регламента, запрос заявителя о предоставлении государственной услуги, представленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме через официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или Единый портал, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежит обязательной регистрации в день поступления.
Согласно пункту 44 Административного регламента заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера). После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа.
В силу п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 года № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона Архангельской области от 28 мая 2010 года №161-13-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» уполномоченный исполнительный орган в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения Архангельской области. Территориальные органы уполномоченного исполнительного органа в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов могут наделяться правами юридического лица в соответствии с положениями о них, утверждаемыми уполномоченным исполнительным органом в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В силу Положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецком лесничестве, утверждённого приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 18 мая 2015 года №82, Емецкое лесничество министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющим отдельные полномочия министерства на подведомственной территории, в том числе выдачу разрешений на использование объектов животного мира (разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях).
Таким образом, судом первой инстанции правильно определено, что на момент возникновения спорных правоотношений территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество (в настоящее время – ГКУ АО «Емецкое лесничество») являлся исполнительным органом государственной власти Архангельской области специальной компетенции и оказывал государственную услугу по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях на подведомственной территории.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года №379.
Пунктом 10 Порядка определено, что для получения разрешения физическое лицо представляет указанным в пункте 3 настоящего Порядка охотпользователю, в уполномоченный орган либо природоохранное учреждение заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений.
Согласно пункту 11 Порядка уполномоченный орган при получении заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствия требованиям порядка подачи заявок и заявлений; запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия документы в случае их непредставления заявителем по собственной инициативе; оформляет персонально каждому заявителю разрешение путём заполнения бланка разрешения с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) чёрного или синего цвета и выдаёт заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении; направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
На основании пункта 12 Порядка уполномоченный орган осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка, при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте, в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления.
Отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 17.7 Порядка).
В силу пункта 11 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года №379, заявление может быть подано в уполномоченный орган лично, по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения, в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 29 Положения о формировании и ведении Архангельского регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и Архангельского регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года №408-пп, определено, что Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) является государственной информационной системой Архангельской области, предназначенной для обеспечения доступа граждан и организаций к сведениям, размещенным в региональном реестре, и предоставления гражданам и организациям в электронной форме услуг (функций) Архангельской области и услуг (функций) муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что административный истец через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг обратился в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления охоты на кабана взрослого (1 особь) в общедоступных охотничьих угодьях Холмогорского района.
Заявление подано через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг 18 июля 2016 года в 00 часов 07 минут и зарегистрировано в журнале регистрации заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество 18 июля 2016 года в 09 часов 14 минут.
До регистрации заявления ФИО1 в период времени с 09 часов 00 минут до 09 часов 08 минут должностным лицом территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество на личном приёме зарегистрировано 4 заявления от граждан.
Поскольку количество поданных заявлений превысило установленную норму добычи охотничьих ресурсов, утверждённую приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 12 июля 2016 года №153, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Емецкое лесничество в своём письме от 19 июля 2016 года № сообщило ФИО1 о том, что в выдаче разрешения ему отказано со ссылкой на пункт 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года №379.
На обращение ФИО1 в адрес министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о проверке законности отказа в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области письмом от 5 августа 2016 года № сообщило административному истцу о законности вынесенного отказа.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия должностного лица по регистрации и рассмотрению заявления ФИО1 соответствуют требованиям вышеуказанных Порядка и Административного регламента.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функцию структурного подразделения уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера) исполняет Архангельская региональная система исполнения регламента (АРСИР), основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что регистрация заявления на региональном портале государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет» не означает регистрацию заявления в уполномоченном органе, поскольку Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг является посредником между гражданами и исполнительными органами государственной власти Архангельской области.
Доводы жалобы о том, что ответ на поданное заявление истец не получил, опровергаются материалами дела.
Непосредственное обращение истца с письменным заявлением, помимо поданного через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг, материалами дела не подтверждено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 5 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий | Г.С. Верещагин |
Судьи | И.А. Пыжова |
Т.Н. Рудь |