Судья Юсупова Н.С. Дело № 33а-7777 25RS0002-01-2018-006230-13 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 июля 2019 года город Владивосток Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кудриной Я.Г. судей Туктамышевой О.В., Пилипенко Е.В. при секретаре Гулай А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МБОУ ДО «Дом детства и юношества им. Крыгина г.Владивостока», администрацию г.Владивостока по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 марта 2019 года, которым административное исковое заявление прокурора удовлетворено: на администрацию г.Владивостока возложена обязанность выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока». На МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока» возложена обязанность во всех коридорах и проходах здания на 1 этаже, служащих для эвакуации людей, установить аварийное эвакуационное освещение; произвести работы по замене кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, не соответствующие пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования; в здании дома детского творчества шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики необходимо проложить отдельно от линий электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале. Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации г.Владивостока – ФИО1, прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия у с т а н о в и л а: прокурор Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ОНД Фрунзенского района г.Владивостока УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ ДО «Дом детства и творчества им.Крыгина г.Владивостока», по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере. На момент предъявления иска нарушения фактически не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя – администрации г.Владивостока. Просит возложить на МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, установить аварийное эвакуационное освещение; на путях эвакуации во всех коридорах и лестничных клетках на всех этажах установить указательные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС), обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а именно: знаки пожарной безопасности, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных шкафов, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану); направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, линии, обозначающие контур дверей эвакуационных выходов; знаки, указывающие как открываются двери; поэтажное цифровое обозначение этажей здания; сигнальную разметку с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации. Указанные элементы должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ согласно разработанному плану; произвести работы по замене кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенных одиночно и групповой, не соответствующих пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования; в здании дома детского творчества шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики необходимо проложить отдельно от линий электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале. Возложить на администрацию г.Владивостока обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований пожарной безопасности. Помощник прокурора в судебном заседании уточнил требования, просил возложить на МБОУ ДО «Дом детства и творчества им.Крыгина г.Владивостока», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность устранить нарушения требования пожарной безопасности, а именно: во всех коридорах и проходах здания на 1 этаже, служащих для эвакуации людей, установить аварийное эвакуационное освещение; произвести работы по замене кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенных одиночно и групповой, не соответствующих пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования; в здании дома детского творчества шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики необходимо проложить отдельно от линий электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале; возложить на администрацию г.Владивостока обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований пожарной безопасности. Представитель МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока» пояснил, что на сегодняшний день нарушения не устранены. Финансирование мероприятий по устройству аварийного эвакуационного освещения, замене кабельных линий и шлейфов пожарной сигнализации включены в проект бюджета Владивостокского городского округа на 2019 год. Представитель администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что муниципальные задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно уставу МБОУ ДО «Дом творчества и юности им.Крыгина г.Владивостока» таким органом является управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа, предоставляемых на основании соглашения о предоставлении субсидий. Денежные средства в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждениям, подотчетным Управлению, предусматриваются в бюджете ВГО по главному распорядителю бюджетных средств «Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока». Администрация г.Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств ВГО. Какие-либо средства по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока предусмотреть не представляется возможности, т.к. администрация не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств ВГО. Оборудование путей эвакуации элементами ФЭС не является обязательным и не проведение регламентных работ по обслуживанию ФЭС в МБОУ ДО «Дом детства и юности им Крыгина г.Владивостока» не является нарушением обязательных требований пожарной безопасности. По делу вынесено указанное решение. В апелляционной жалобе администрации г.Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Согласно ст.2 Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты В соответствии с ч.1 ст.6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. В силу ч.9 ст.82 Закона светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (ч.1 ст.84 Закона). Согласно п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. В соответствии с п.4.3.1 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями. Пунктами 4.4 - 4.9 Свода правил СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года N 115, установлены требования пожарной безопасности к кабелям и проводам СПЗ. По делу установлено, что государственным инспектором Фрунзенского района г.Владивостока по пожарному надзору была проведена внеплановая выездная проверка МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока», по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, отсутствует аварийное эвакуационное освещение; на путях эвакуации во всех коридорах и лестничных клетках здания на всех этажах отсутствуют указательные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС), обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а именно: знаки пожарной безопасности, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных шкафов, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану); направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, линии, обозначающие контур дверей эвакуационных выходов; знаки, указывающие как открываются двери; поэтажное цифровое обозначение этажей здания; сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого или желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации; указанные элементы должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ согласно разработанного проекта; часть кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, не имеют требуемых показателей пожарной безопасности по нераспространению горения и дымообразования (отсутствует соответствующая маркировка на кабелях пожарной сигнализации); шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики проложены совместно с линиями электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале. По факту выявленных нарушений 27 июля 2017 года МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока» выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №. По требованию прокурора ОНДиПР Фрунзенского района г.Владивостока УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю представлена информация, в соответствии с которой в МБОУ ДО «Дом детства и юношества им.Крыгина г.Владивостока» выявлены нарушения требований пожарной безопасности: часть кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, не имеют требуемых показателей пожарной безопасности по нераспространению горения и дымообразования (отсутствует соответствующая маркировка на кабелях пожарной сигнализации); шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики проложены совместно с линиями электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале; во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, отсутствует аварийное эвакуационное освещение; в тамбуре на пути эвакуации размещены различные материалы, изделия, мебель, оборудование и другие предметы; не отделена кладовая от музыкального зала и от коридора противопожарными дверями с требуемым пределом огнестойкости не менее EI 60; производится хранение горючих материалов в подвале. Согласно п.1.4 Устава МБОУ ДО «Дом детства и юности им.Крыгина г.Владивостока» учредителем и собственником имущества школы является Владивостокский городской округ в лице администрации г.Владивостока. Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию г.Владивостока подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование устранения выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, а на МБОУ ДО «Дом детства и юности им.Крыгина г.Владивостока» - обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности. Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Владивостока является ненадлежащим ответчиком, т.к. не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа, является необоснованным. Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. С учетом вышеизложенных норм на администрации г.Владивостока как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении. На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владивостока – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |