ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7783 от 02.01.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Юсупова Н.С. Дело № 33а-7783

25RS0002-01-2018-006205-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Ровенко П.А.

судей Пилипенко Е.В., Королевой Е.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония», администрации города Владивостока о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 марта 2019 года, которым на администрацию города Владивостока возложена обязанность выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония», на МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» возложена обязанность произвести работы по обработке огнезащитным средством потолка и стен спортивного зала (помещение № 5 согласно техническому паспорту) на 1 этаже здания для обеспечения класса пожарной опасности не ниже КМ0 или КМ1; привести основной эвакуационный путь в здании (проход из коридора № 3 в тамбур № 2 и № 1 согласно техническому паспорту и далее на улицу) в соответствие с требованиями, предъявляемыми к эвакуационным выходам.

Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., объяснения представителя администрации г.Владивостока и Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Кольцовой М.Ю., представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО2, представителя МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Фрунзенского района города Владивостока обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что отделом надзорной деятельности Фрунзенского района г. Владивостока УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония», по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности. Указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя – администрации г.Владивостока.

С учетом уточненных требований просил возложить на МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» обязанность произвести работы по обработке огнезащитным средством потолка и стен спортивного зала (помещение № 5 согласно техническому паспорту) на 1 этаже здания для обеспечения класса пожарной опасности не ниже КМ0 или КМ1; привести основной эвакуационный путь в здании (проход из коридора № 3 в тамбур № 2 и № 1 согласно техническому паспорту и далее на улицу) в соответствие с требованиями, предъявляемыми к эвакуационным выходам; на администрацию г.Владивостока возложить обязанность по обеспечению финансирования, необходимого для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по работе с муниципальными учреждениями администрации города Владивостока и Управление по охране объектов культурного наследия по Приморскому краю.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, суду причины неявки не известны.

В судебном заседании помощник прокурора уточненные требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» признала необходимость устранения нарушений требований пожарной безопасности, сослалась на отсутствие надлежащего финансирования.

В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока иск не признала, пояснила, что здание учреждения является объектом культурного наследия г.Владивостока, в связи с чем установлен запрет на проведение архитектурных работ, а финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности включено в бюджет на 2019 год.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация г.Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно статье 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Согласно части 8 статьи 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных образовательных организациях должна быть выполнена из материала класса КМ0 и (или) КМ1.

В таблице 29 названного закона предусмотрена область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в таких помещениях.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы (часть 2 статьи 53).

В силу пункта 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пункта 4.3.4 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 ода № 171, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной отделом надзорной деятельности Фрунзенского района г.Владивостока УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю проверки в деятельности МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» выявлены нарушения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, часть которых не устранена в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя – администрации города Владивостока.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени не устранены и нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны администрации г.Владивостока, доказательств обратного административными ответчиками не представлено.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию г.Владивостока подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, а МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» - устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем денежных средств является управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока, необоснован.

Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

С учетом вышеизложенных норм на администрации г. Владивостока как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении.

Ссылки в жалобе на то, что здание МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Гармония» относится к памятнику культурного наследия, поэтому проведение мероприятий по увеличению высоты горизонтального участка пути основного эвакуационного выхода возможно только после изготовления проектно-сметной документации проектной организацией, не освобождает административных ответчиков от обязанности соблюдать правила пожарной безопасности.

Вопреки доводам жалобы, на прокуроре не лежит обязанность по согласованию с соответствующими государственными органами охраны памятников работы по увеличению высоты горизонтального участка пути к свету эвакуационного выхода здания. Кроме того, как следует из письма и.о. начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования от 15 августа 2018 года, в проект бюджета Владивостокского городского округа на 2019 год включено финансирование мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации реконструкции эвакуационного выхода образовательного учреждения.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владивостока - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи