АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А-778/2015
13 мая 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Потапченко И.Н.,
судей Патланя В.А. и Давыдова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Простове К.И.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части № на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2015 г., которым удовлетворено заявление проходящего военную службу по контракту <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части №, связанных с отказом в регистрации заявителя по месту жительства по адресу воинской части.
Заслушав доклад судьи Давыдова Д.А., объяснение представителя командира войсковой части № – ФИО2 в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
ФИО1, будучи снятым с регистрационного учета в порядке исполнения решения суда, которым он признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, обратился к командованию по вопросу регистрации его по месту жительства по адресу воинской части, при этом свое фактическое место жительства или пребывания не указал.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия войсковой части № приняла решение, изложенное в протоколе №, которым ходатайствовала перед командованием об отказе в регистрации заявителя по адресу воинской части.
ФИО1 оспорил в суд данный отказ и просил обязать командира войсковой части № дать согласие на его регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
Гарнизонным военным судом заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе командир воинской части просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Регистрация по адресам воинских частей предусмотрена для военнослужащих, прибывших к новому месту военной службы, до обеспечения их жилым помещением. Оснований для регистрации заявителя по адресу воинской части не имеется, поскольку заявитель к новому месту службы не прибывал, проходит военную службу в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ и с рапортом о принятии на жилищный учет для обеспечения жилым помещением по месту службы не обращался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что командование обязано дать согласие на регистрацию ФИО1 по месту жительства по адресу воинской части, поскольку заявитель не обеспечен по месту службы жилым помещением и не имеет регистрации по месту жительства.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства по адресам воинских частей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новые места службы военнослужащих, предусмотрена п.3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» до получения жилых помещений. Указанным военнослужащим и членам их семей, согласно названному положению, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с абз. 4 п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Такой порядок установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 20 сентября 2007 г. № 208.
Таким образом, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части производится на основании положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предусмотрена только для лиц, состоящих на учете для обеспечения жилыми помещениями по месту военной службы. Причем, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, поступление гражданина на военную службу по месту жительства не является препятствием для такой регистрации до обеспечения жилым помещением. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, которые не проживают на территории воинской части и не нуждаются в предоставлении жилого помещения, обязаны зарегистрироваться не по адресу воинской части, а по фактическому месту жительства.
Обеспеченность заявителя по месту службы жилым помещением соответствующей жилищной комиссией не проверялась, поскольку заявитель по вопросу о принятии его на соответствующий жилищный учет не обращался и необходимые документы не представлял. В связи с этим вывод суда о том, что заявитель не обеспечен по месту службы жилым помещением, предрешает существо решения по этому вопросу, которое принимается уполномоченным органом в случае соответствующего обращения. Само по себе отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства не свидетельствует об обязанности командования дать согласие на такую регистрацию по адресу воинской части, поскольку ФИО1 на территории воинской части не проживает и на жилищном учете не состоит. При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что повлекло неправильное применение судом норм материального права, поэтому решение суда подлежит отмене.
Разрешая заявление ФИО1 на основании вышеприведенных норм права, судебная коллегия полагает, что у командира воинской части до разрешения вопроса о нуждаемости заявителя в обеспечении жилым помещением по месту службы отсутствовали основания для дачи согласия на его регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, поэтому заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 и пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2015 г. по заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи