ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7794/2022 от 30.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Хасаншина А.Н. Дело № 33а-7794/2022

УИД 24RS0015-01-2021-000378-75

3.012

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2022 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Шавриной А.И., Данцевой Т.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.

административное дело по административному иску прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов Ермаковского района Красноярского края, Екимову Александру Васильевичу, Тюлюш Сайлык Семеновне, Чатпал Зое Ховалыговне, Шукайло Диане Ивановне, Антиповой Анне Викторовне, Бабушкиной Татьяне Ивановне, Шишлянникову Сергею Михайловичу о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов

по апелляционной жалобе председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края Богданова Д.И.

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов Ермаковского района Красноярского края, Екимову Александру Васильевичу, Тюлюш Сайлык Семеновну, Чаптал Зое Ховалыговне, Шукайло Диане Ивановне, Антиповой Анне Викторовне, Бабушкиной Татьяне Ивановне, Шишлянникову Сергею Михайловичу о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов, удовлетворить.

Признать незаконным решение Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края от 26 августа 2020 г. № 13-35в «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» со дня его принятия.

Прекратить досрочно полномочия депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края:

Екимова Александра Васильевича, Тюлюш Сайлык Семеновны, Чаптал Зои Ховалыговны, Шукайло Дианы Ивановны, Антиповой Анны Викторовны, Бабушкиной Татьяны Ивановны, Шишлянникова Сергея Михайловича».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным решения Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26 августа 2020 года № 13-35в о вынесении предупреждения депутатам Верхнеусинского сельского совета депутатов Екимову А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х, Шукайло Д.И., Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Шишлянникову С.М., о досрочном прекращении полномочий данных депутатов.

Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Ермаковского района Красноярского края проверки исполнения законов о противодействии коррупции депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлено, что Екимов А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х, Шукайло Д.И., Антипова А.В., Бабушкина Т.И., Шишлянников С.М., как лица, обладающие особым статусом, выполняя определенные публичные функции, в силу федерального законодательства обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок. За неисполнение данного предписания предусмотрено наступление неблагоприятных последствий в виде прекращения полномочий депутата. Вместе с тем соответствующее решение Верхнеусинским сельским советом депутатов не принято. Согласно протоколу внеочередной сессии Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020 и принятому депутатами представительного органа решению, депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов: Екимову А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х, Шукайло Д.И., Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Шишлянникову С.М. вынесено предупреждение о неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе глава Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Богданов Д.И. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов может быть принято только представительным органом муниципального образования. Указывает, что судом не учтены внесенные в закон изменения, устанавливающие альтернативные меры ответственности депутатов, не связанные с досрочным прекращением полномочий, а также отсутствие у депутатов умысла на непредставление необходимых сведений о доходах.

От помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Степановой В.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края А.Г. Андреева. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. От административных ответчиков - председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов Богданова Д.И., Чатпал З.Х., Бабушкиной Т.И. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора Андрееву А.Г., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В силу ч. 4.2 ст.12.1, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 2.2, 2.3 ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений" лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случае совершения в отчетном периоде (с 1 января по 31 декабря) сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет Губернатору края:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);

в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (п.2.2).

В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, письменно сообщает об этом Губернатору края по форме согласно приложению к настоящему Закону в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 09 сентября 2019 года № 9/54 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов» Антипова А.В., Бабушкина Т.И., Богданов Д.И., Екимов А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х., Шарыпов В.И., Шишлянников С.М., Шукайло Д.И., Юрьева Н.А. избраны депутатами в Верхнеусинский сельский Совет депутатов.

Решением Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 29 января 2020 года № 07-21р на основании личного заявления досрочно прекращены полномочия депутата Шарыпова В.И.

По информации управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 27.05.2020 исх.52-05547, поступившей 28.05.2020 председателю Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края Богданову Д.И., депутатами Екимовым А.В., Тюлуш С.С., Шарыповым В.И. – сведения о доходах Губернатору Красноярского края не представлены; депутатами Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Шишлянниковым С.М. – сведения о доходах Губернатору Красноярского края представлены с нарушением сроков (02.05.2020).

При рассмотрении 26 августа 2020 года на внеочередной сессии Верхнеусинского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края (протокол № 13) информации, поступившей от управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 27.05.2020 № 52-05547 «О неисполнении депутатом антикоррупционной обязанности», согласившись с указанным нарушением, единогласно было принято решение о применении меры ответственности в виде предупреждения депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов: Екимову А.В., Тюлюш С.С., Антиповой А.В., Бабушкина Т.И., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Шишлянников С.М.

Решением Верхнеусинского Совета депутатов № 13-35в от 26 августа 2020 года указанным депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов за допущенные нарушения применена мера ответственности в виде предупреждения.

Полагая решение Верхнеусинского Совета депутатов № 13-35в от 26 августа 2020 года незаконным, прокурор Ермаковского района Красноярского края обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, руководствуясь нормами КАС РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений", Устава Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края" (принят Решением Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края от 23.08.2004 N С11-02р),

суд первой инстанции исходил из того, что досрочное прекращение полномочий депутата в случае не предоставления им сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера является безусловным последствием допущенных им нарушений.

Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 7.3-1, 7.3-2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, может быть применена мера ответственности, среди прочих, в виде предупреждения (ч.7.3-1). Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.7.3-2).

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 апреля 2020 года № 14-П и определениях от 17 июля 2018 года № 1710-О, от 25 сентября 2014 года № 1858-О, от 28 июня 2018 года № 1480-О и от 29 января 2019 года № 95-О, применение указанных процедур, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения депутата в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих обращений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представительного органа местного самоуправления, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений. Законоположение п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» действует и подлежит применению с учетом установленной для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных исходя из особенностей правового статуса этих лиц, и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.

Из материалов дела следует, что Екимов А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Антипова А.В., Бабушкина Т.И., Шишлянников С.М. избраны депутатами в Верхнеусинский сельский Совет депутатов 09.09.2019 на непостоянной основе.

Установив, что указанными лицами в нарушение требований действующего законодательства не предоставлены (не представлены в установленный законом срок) Губернатору Красноярского края сведения о доходах, управлением Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений в адрес председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края Богданова Д.И. было направлено соответствующее уведомление, которое было рассмотрено и по нему принято решение №13-35в от 26.08.2020 о применении меры ответственности в виде предупреждения каждому из депутатов. Указанное решение принято уполномоченным муниципальным органом с соблюдением процедуры его принятия, мера ответственности, примененная к депутатам, предусмотрена действующим законодательством.

При этом, оценивая возможность применения такой меры ответственности за вышеуказанные нарушения депутатами антикоррупционного законодательства как предупреждение, судебная коллегия находит ее соответствующей степени тяжести совершенного нарушения. Так, согласно информации, предоставленной начальником управления Губернатора края по профилактике и коррупционных нарушений и иных правонарушений Поповым А.В. №52-013765 от 07.12.2021, сведения о доходах не представлены депутатами Екимовым А.В., Тюлюш С.С. депутатами Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Шишлянниковым С.М. сведения о доходах представлены с нарушением установленных законом сроков – 02.05.2020.

Вместе с тем, согласно вышеприведенным положениям закона сведения о доходах административные ответчики Екимов А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Антипова А.В., Бабушкина Т.И., Шишлянников С.М. должны были предоставить лишь в том случае, если ими были совершены сделки, общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При отсутствии таких сделок, депутаты направляют письменное сообщение об этом Губернатору края. Материалы дела не содержат каких-либо сведений, свидетельствующих о совершении Екимовым А.В., Тюлюш С.С., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Шишлянниковым С.М. таких сделок, в нарушение положений ст.62, п.п. 3 и 4 ч.9 ст.226 КАС РФ стороной административного ответчика таковых не представлено, что свидетельствует об отсутствии со стороны депутатов нарушения порядка предоставления сведения о доходах и расходах. Факт того, что письменные сообщения Губернатору края о том, что вышеуказанные сделки в отчетном периоде не совершались, Екимовым А.В. и Тюлюш С.С. не предоставлены, а Антиповой А.В., Бабушкиной Т.И., Чатпал З.Х., Шукайло Д.И., Шишлянниковым С.М. предоставлены с нарушением сроков, не свидетельствуют о необходимости применения такой меры ответственности как досрочное прекращение полномочий депутатов, поскольку умысел на сокрытие информации о своем имущественном положении у указанных лиц отсутствовал, что подтверждается отсутствием информации о совершаемых ими сделках за отчетный период и последующим предоставлением ими сведений о доходах (расходах) за отчетный период, что подтверждается вышеназванным сообщением начальника управления Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений Попова А.А., а также указанием председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов Боганова Д.И. о том, что депутатами после получения письма из Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений указанные сведений были направлены.

Таким образом, учитывая характер совершенного нарушения антикоррупционного законодательства, отсутствие факта сокрытия депутатами своего имущественного положения, а значит отсутствие умысла на не предоставление информации о своих доходах и расходах, а также учитывая альтернативные виды ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, установленные действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, судебная коллегия находит выводы суда о безусловной необходимости досрочного прекращения полномочий депутатов несостоятельными, не основанными на нормах закона, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором Ермаковского района Красноярского края требований.

Кроме того, прекращая полномочия практически всему составу Совета депутатов – семерым из восьми автоматически следует, что представительный орган местного самоуправления не сможет осуществлять свои полномочия в связи с отсутствием необходимого кворума (2/3 от установленной численности), что вызывает необходимость в проведении вновь выборов, что, при вышеописанных обстоятельствах и отсутствии доказательств об умышленном сокрытии доходов, является неразумным и нецелесообразным, противоречащим целям организации и осуществления местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ермаковского района Красноярского края к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов Ермаковского района Красноярского края, Екимову Александру Васильевичу, Тюлюш Сайлык Семеновне, Чатпал Зое Ховалыговне, Шукайло Диане Ивановне, Антиповой Анне Викторовне, Бабушкиной Татьяне Ивановне, Шишлянникову Сергею Михайловичу о признании решения Верхнеусинского сельсовета депутатов от 26 августа 2020 года № 13-35в незаконным, досрочном прекращении полномочий депутатов – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение 6-ти ме6сяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: