ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7807/2022 от 20.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Васюнина Н.М.

УИД 38RS0032-01-2022-000830-06

Судья-докладчик Исакова Н.Н.

№ 33а-7807/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе судьи Исаковой Н.Н.,

при помощнике судьи Синцовой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1423/2022 по административному исковому заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области к Главному управлению МЧС России по Иркутской области, начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области Федосеенко Вячеславу Сергеевичу, начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Абаеву Алексею Васильевичу, главному специалисту отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Кобызеву Никите Викторовичу о признании актов, предписаний, распоряжений, решений, бездействий незаконным, обязании устранить нарушение прав

по частной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области на определение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июня 2022 г.,

установила:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Иркутской области, начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области Федосеенко В.С., начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Абаеву А.В., главному специалисту отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Кобызеву Н.В., в котором, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований, просит суд:

- признать незаконными акт проверки 12 февраля 2020 г. № 5 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- признать незаконным распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 в период с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г.;

- признать незаконным акт проверки от 12 февраля 2020 г. № 3 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- признать незаконным решение о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области: истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение срока устранения предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 3 в период с 8 ноября 2021 г. по 19 ноября 2021 г.;

- признать незаконным акт выездной внеплановой проверки от 19 ноября 2021 г. № 46 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 19 ноября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- признать незаконным решение начальника ГУ МЧС России по Иркутской области об отказе в рассмотрении жалобы ГУФСИН России по Иркутской области от 24 декабря 2021 г. № В-12941-ДСП;

- признать незаконным бездействие ГУ МЧС России по Иркутской области об оставлении без ответа обращения ГУФСИН России по Иркутской области от 3 ноября 2021 г. № 39/ТО/10-21554 о ненаправлении акта и предписания от 12 февраля 2020 г. № 5 своевременно в адрес ГУФСИН России по Иркутской области для исполнения;

- обязать ГУ МЧС России по Иркутской области отменить:

акт проверки от 12 февраля 2020 г. № 5 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

распоряжение (приказ) от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

акт проверки 18 марта 2021 г. № 3 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

решение о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области;

акт выездной внеплановой проверки от 19 ноября 2021 г. № 46 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 19 ноября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области;

решение начальника ГУ МЧС России по Иркутской области об отказе в рассмотрении жалобы ГУФСИН России по Иркутской области от 24 декабря 2021 г. № В-12941-ДСП;

- обязать ГУ МЧС России по иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ГУФСИН России по Иркутской области путем направления ответа в ГУФСИН России по Иркутской области на обращение от 3 ноября 2021 г. № 39/ТО/10-21554 о снятии нарушения, указанное ГУ МЧС России по Иркутской области в акте и предписании от 12 февраля 2020 г. № 5 и акте и предписании от 18 марта 2021 г. № 3.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июня 2022 г. административное исковое заявление оставлено без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, поскольку не соблюден досудебный порядок обращения в суд в части требований:

- признания незаконными акта проверки от 12 февраля 2020 г. № 5 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- признания незаконным распоряжения (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 в период с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г.;

- признания незаконным акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- признания незаконным решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области: истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение срока устранения предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 в период с 8 ноября 2021 г. по 19 ноября 2021 г.

- возложении обязанности по отмене:

акта проверки 12 февраля 2020 г. № 5 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

распоряжения (приказа) от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области.

В частной жалобе ГУФСИН России по Иркутской области просит определение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что ст. 13.1 введена в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170- ФЗ с 1 июля 2021 г. Согласно п. 3 ст. 13.1 Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с чем, на внеплановые проверки в периоды с 16 января 2020 г. по 12 февраля 2020 г. и с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г., которые осуществлялись по требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзоре) и муниципальном контроля», который не содержит обязательного требования о досудебном обжаловании, процедура досудебного урегулирования спора не распространяется. Решение о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области обжаловано ГУФСИН России по Иркутской области в ГУ МЧС России по Иркутской области в досудебной жалобе от 24 декабря 2021 г. № В-12941-ДСП о незаконности акта и предписания от 19 ноября 2021 г. № 46.

Письменных возражений на частную жалобу не поступило.

В соответствии с частями 2 и 21 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судьей суда апелляционной инстанции единолично.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Суд первой инстанции, установив отсутствие доказательств соблюдения досудебной процедуры оспаривания предписания, пришел к выводу, что имеются основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции соглашается.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст. 310 КАС РФ).

Такие нарушения при оставлении административного искового заявления без рассмотрения в части допущены.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает, что право на обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 13 ст. 98 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, согласно п.3 которого досудебный порядок применяется при рассмотрении жалоб по вопросам Федерального государственного надзора в области гражданской обороны.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.

Порядок подачи жалобы и требования к ее форме и содержанию определены в ст. 40 Закона № 248-ФЗ, согласно ч. 1 которой жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи (если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну). При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи следует, что подаче административного искового заявления об оспаривании актов, распоряжений и предписаний МЧС России предшествует обязательная досудебная процедура оспаривания их в вышестоящий государственный орган, должностному лицу. При отсутствии соблюдения указанных требований, оспаривание предписания в судебном порядке исключается.

Поскольку проверка в рамках государственного пожарного контроля назначена и проведена после 1 июля 2021 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обжалование оспариваемого решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 возможно только после его обжалования в административном порядке.

Между тем, доказательств соблюдения административным истцом порядка досудебного обжалования данного решения контролирующего органа в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о досудебном оспаривании данного решения в жалобе от 24 декабря 2021 г. № В-12941-ДСП не нашли своего подтверждения, поскольку из буквального толкования текста данной жалобы не следует, что предметом обжалования и проверки является решение о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46. Ссылка подателя жалобы на данное решение в тексте жалобы без указания на его обжалование в просительной части жалобы не свидетельствует что указанное решение являлось предметом жалобы и было обжаловано в государственный орган.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный является законным и обоснованным в части оставления административного иска без рассмотрения по требованиям:

- о признании незаконным решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области: истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение срока устранения предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 в период с 8 ноября 2021 г. по 19 ноября 2021 г.;

- возложении обязанности по отмене решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2021 г. № 46 ГУ МЧС России по Иркутской области.

В остальной части судебная коллегия полагает обжалуемое определение вынесенным с нарушением норм материального права.

Действие закона, по общему правилу, распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Статья 13.1 введена в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 1 июля 2021 г., закон не содержит указание на придание закону обратной силы.

В связи с изложенным на внеплановые проверки в периоды с 16 января 2020 г. по 12 февраля 2020 г. и с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г. процедура досудебного урегулирования спора не распространялась.

При таких обстоятельствах определение суда от 6 июня 2022 г. об оставлении без рассмотрения административного иска подлежит отмене в части требований о признании незаконными:

- акта проверки от 12 февраля 2020 г. № 5 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- распоряжения (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 в период с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г.;

- акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

возложении обязанности по отмене:

- акта проверки 12 февраля 2020 г. № 5 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- распоряжения (приказа) от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 июня 2022 г. об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области к Главному управлению МЧС России по Иркутской области, начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области Федосеенко В.С., начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Абаеву А.В., главному специалисту отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области Кобызеву Н.В. отменить в части требований о признании незаконными:

- акта проверки от 12 февраля 2020 г. № 5 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- распоряжения (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 в период с 17 февраля 2021 г. по 18 марта 2021 г.;

- акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

возложении обязанности по отмене:

- акта проверки 12 февраля 2020 г. № 5 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12 февраля 2020 г. № 5 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- распоряжения (приказа) от 21 января 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области;

- акта проверки от 18 марта 2021 г. № 3 и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 18 марта 2021 г. № 3 ГУ МЧС России по Иркутской области.

В отмененной части административный иск направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В остальной части определение оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

Н.Н. Исакова