ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7816/18ГОРОД от 23.11.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-7816/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Романовой И.А., Поздняковой О.Ю.,

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности,

по апелляционному представлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, апелляционной жалобе администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 22 августа 2018 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Степановой А.О.,

УСТАНОВИЛА:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории сельских поселений «Село Хурба», «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ненадлежащим образом осуществляется водоотведение, сброс неочищенных сточных вод из системы отведения на территории сельских поселений «Село Пивань», «Поселок Молодежный», «Село Хурба» осуществляется на рельеф местности, что противоречит водному законодательству, законодательству о водоснабжении и водоотведении, представляет угрозу загрязнения почв опасными веществами, нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также на благоприятную окружающую среду. Полномочия по организации водоотведения на территории сельских поселений Хабаровского края возложены на органы местного самоуправления муниципального района.

Просил возложить обязанность на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края организовать на территории сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями суда от 19.07.2018, 7.08.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс», ООО «Управляющая компания»; в качестве соответчиков – администрация сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрация сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 22 августа 2018 года административное исковое заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено частично.

Возложена обязанность на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края до 1 января 2020 года организовать водоотведение сточных вод в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Возложена обязанность на администрацию сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края до 1 января 2020 года организовать в сельском поселении «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Возложена обязанность на администрацию сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края до 1 января 2020 года организовать в сельском поселении «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

В удовлетворении административных исковых требований Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении организовать на территории сельских поселения «Село Пивань», «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, отказать.

В апелляционном представлении Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований с возложением обязанности на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края по организации на территории всех сельских поселений, указанных в административном иске, надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности. Не согласен с выводами суда о возложении указанной обязанности на территории сельских поселений «Поселок Молодежный» и «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, на администрации указанных сельских поселений, поскольку полномочия по организации водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств, не могут передаваться от органов местного самоуправления муниципальных районов в органы местного самоуправления сельских поселений, которые расположены на территории указанных районов. Судом не установлено, в каких объемах администрацией Комсомольского муниципального района осуществлялось финансирование переданных в рамках соглашений, заключённых с администрациями сельских поселений «Поселок Молодежный» и «Село Пивань» полномочий по организации водоотведения, является ли объем межбюджетных трансфертов на исполнение указанных полномочий достаточным для организации администрациями сельских поселений надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод на рельеф, с учетом состояния систем водоотведения в данных сельских поселениях. Судом не учтены доводы административных ответчиков о том, что с 1.01.2019 полномочия по организации водоотведения на территории сельских поселений «Село Пивань» и «Поселок Молодежный» будут переданы от органов местного самоуправления данных поселений в органы местного самоуправления Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

В апелляционной жалобе представитель администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края просит решение суда в части возложения обязанности на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края организовать водоотведение сточных вод в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, отменить по тем основаниям, что организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения на территории с.Хурба Комсомольского муниципального района Хабаровского края, является ООО «ШЕЛТЭК», т.е. полномочия органа местного самоуправления в области водоотведения исполнены в полном объеме. Отмечает, что схема водоснабжения и водоотведения утверждена, а материалы дела не содержат документов, определяющих степень загрязнения сточных вод, равно как и место их сброса.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении.

Установлено, что на территории сельских поселений «Село Хурба», «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края сброс неочищенных сточных вод из системы водоотведения на территории сельских поселений «Село Пивань», «Поселок Молодежный», «Село Хурба» осуществляется на рельеф местности.

Постановлением администрации сельского поселения «Село Хурба» от 26.08.2014 утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Село Хурба», согласно которой в сельском поселении комбинированная система водоотведения – децентрализованная и централизованная. Сброс сточных вод осуществляется в хлораторные и частично на рельеф.

Водоотведение осуществляется от населения ( 105,3 тыс. куб.м), от бюджетных потребителей ( 21, 6 тыс. куб.м), от прочих потребителей ( 1. 1 тыс. куб.м).

Постановлением администрации сельского поселения «Поселок Молодежный» от 04.09.2014 утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Поселок Молодежный», в соответствии с которой, сброс сточных вод осуществляется в хлораторные и на рельеф.

Водоотведение осуществляется от населения ( 17 тыс. куб.м), от бюджетных потребителей ( 2 тыс. куб.м).

Постановлениями администрации сельского поселения «Поселок Молодежный» от 27.10.2014 , Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 16.04.2018 , ООО «Шелеховский Теплоэнергетический комплекс» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в сельском поселении «Поселок Молодежный». Зона деятельности гарантирующей организации установлена в границах сельского поселения «Поселок Молодежный», «Село Хурба».

Между администрацией сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (арендодатель), администрацией сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края и ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (арендатор) заключены договоры аренды от 30.12.2014 ( с дополнительными соглашениями к договору) и от 14.11.2014 ( с дополнительными соглашениями к договору) объектов нежилого фонда, по условиям которых арендодатель передал, а арендатор принял в аренду муниципальное имущество, согласно акту приема-передачи.

Постановлением администрации сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2018 , передано безвозмездно муниципальное имущество сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского каря в муниципальную собственность Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Согласно соглашению от 19.12.2014, администрацией Комсомольского муниципального района передана часть полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района, в том числе по водоснабжению и водоотведению.

Согласно информации ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» в сельском поселении комбинированная система водоотведения – децентрализованная и централизованная. Сброс сточных вод из системы водоотведения осуществляется без очистки непосредственно на рельеф местности. Контроль за объемом и качеством сбрасываемых вод не ведется.

Постановлением администрации сельского поселения «Село Пивань» от 28.07.2014 утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Село Пивань», согласно которой, сброс сточных вод осуществляется в хлораторные и частично на рельеф.

Водоотведение осуществляется от населения ( 12,5 тыс. куб.м), от бюджетных потребителей ( 3, 6 тыс. куб.м), от прочих потребителей ( 0, 4 тыс. куб.м).

Согласно соглашению от 19.12.2014, администрацией Комсомольского муниципального района передана часть полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Поселок Пивань» Комсомольского муниципального района, в том числе по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением администрации сельского поселения «Село Пивань» от 10.10.2014 ООО «Управляющая компания» наделена статусом гарантирующей организации с 1 октября 2014 года, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение. Установлена зона деятельности гарантирующей организации в границах сельского поселения «Село Пивань».

Согласно договору аренды объектов нежилого фонда от 28.08.2014, ООО «Управляющая организация» приняла от администрации сельского поселения «Село Пивань» имущество для предоставления коммунальных услуг населению с.Пивань, согласно приложению – здание центральной котельной и сеть теплоснабжения.

23.07.2018 администрацией сельского поселения «Поселок Молодежный» принято постановление о передаче безвозмездно муниципального имущества сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Комсомольского муниципального района Хабаровского края – водонапорная башня, насосная станция над скважиной .

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», п.19 ст.1, ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.1 ст.14 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», установив, что сброс сточных вод на территории сельских поселений «Село Хурба», «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края осуществляется на рельеф местности, в то время как положениями действующего законодательства сброс сточных вод может осуществляться только в водный объект либо в системы водоотведения после надлежащей очистки, поскольку сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности представляет угрозу заражения почв опасными веществами, нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также конституционные права на благоприятную окружающую среду, правильно сделал вывод о необходимости возложения обязанности по организации водоотведения сточных вод в сельских поселениях «Село Хурба», «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края», исключающее сброс сточных неочищенных вод на рельеф местности.

Возлагая указанную обязанность на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края по организации водоотведения сточных вод в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, суд верно исходил из обязанности органа местного самоуправления по осуществлению действий, связанных с организацией водоотведения.

Доводы апелляционной жалобы администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края об исполнении полномочий в области водоотведения, исходя из того, что гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и(или) водоотведения поселения «Село Хурба» определена, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об отсутствии оснований для возложения данной обязанности на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края по организации водоотведения сточных вод в сельском поселении «Село Хурба», исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, ошибочны, поскольку полномочия по организации водоотведения на территории сельских поселений Хабаровского края действующим федеральным и краевым законодательством возложены на органы местного самоуправления муниципального района.

В этой связи, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для возложения указанной обязанности по организации водоотведения сточных вод в сельских поселениях «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс сточных неочищенных вод на рельеф местности, на сельские поселения «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в связи с чем, доводы апелляционного представления заслуживают внимание.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 « О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Хабаровского края вопросы организации водоснабжения не закреплены.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Следовательно, полномочия по организации водоотведения на территории сельских поселений Хабаровского края возложены на органы местного самоуправления муниципального района.

В этой связи, выводы суда о возложении обязанности по организации на территории сельских поселений «Село Пивань» и «Поселок Молодежный» надлежащего водоотведения сточных вод, исключающего сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, ошибочны.

Ссылаясь на соглашения от 19.12.2014 и от 19.12.2014, которыми сельские поселения «Поселок Молодежный» и «Село Пивань» приняло от Комсомольского муниципального района Хабаровского края к исполнению осуществления части полномочий района, в том числе по водоснабжению и водоотведению за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения, судом не учтено следующее.

Положениями ч.4 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Абзацами первым, третьим и четвертым части 4 статьи 15 данного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представителем администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края не оспаривалось, доказательств обратному не представлялось, а представителями сельских поселений подтверждалось, что обязанность по перечислению платы в установленном соглашении размере сельским поселениям не производилась.

В этой связи, обязанность по организации на территории поселений надлежащего водоотведения сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, должна быть возложена на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края, поскольку, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При таких обстоятельствах, решение в части возложения обязанности на сельское поселение «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края по организации водоотведения сточных вод в сельских поселениях «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения о возложении обязанности на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок до 1 января 2020 года, который является достаточным для выполнения мероприятий для организации сточных вод в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязанности организовать водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в сельских поселениях «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 22 августа 2018 года отменить в части возложения обязанности на сельское поселение «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края по организации водоотведения сточных вод в сельских поселениях «Поселок Молодежный», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, и в указанной части принять по делу новое решение.

Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края до 1 января 2020 года организовать водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в сельских поселениях «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края», «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

В удовлетворении требований к администрации сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий И.А.Коноплева

Судьи О.Ю.Позднякова

И.А.Романова