Судья: Эглит И.В. Дело № 33А–7824
Докладчик: Михеева С.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 августа 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Михеевой С.Н.,
судей: Шалагиной О.В., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре: Баранчиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат» по Кемеровской области на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 февраля 2019 года;
по делу по административному иску Ачелова Сергея Степановича к военному комиссариату городов Междуреченск, Мыски, Междуреченского района по Кемеровской области, призывной комиссии военного комиссариата городов Междуреченск, Мыски, Междуреченского района Кемеровской области о признании незаконным решения призывной комиссии от 03 октября 2018 года об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и о призыве на военную службу,
У С Т А Н О В И Л А:
Ачелов С.С.- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оспаривает решение призывной комиссии военного комиссариата городов Междуреченск, Мыски, Междуреченского района Кемеровской области от 3 октября 2018 года об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и о призыве на военную службу.
Требования мотивированы тем, что Ачелов С.С. состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата городов Междуреченск, Мыски и Междуреченского района Кемеровской области.
В период обучения в <данные изъяты>, где обучался на базе основного общего образования и окончил его 2 июля 2018 года, он достиг совершеннолетия.
В тот же год он зачислен для обучения на дневное отделение <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>») на первый курс по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) - <данные изъяты> в состав студентов по программе обучения «бакалавриат», срок окончания обучения - 31 августа 2022 года.
Указанное высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации от 25 мая 2015 года № 1304, срок действия свидетельства до 25 мая 2021 года.
Все документы он предоставил в военный комиссариат городов Междуреченск, Мыски и Междуреченского района Кемеровской области, однако решением от 3 октября 2018 года в предоставлении отсрочки отказано.
Решение об отказе основано на том, что административным истцом в порядке ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ уже было реализовано право на отсрочку в период обучения в Междуреченском горностроительном техникуме, законом предусмотрено, что отсрочка от призыва предоставляется только один раз, что исключает возможность предоставления повторной отсрочки на период обучения административного истца в ВУЗе по программе «бакалавриат».
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 февраля 2019 года признано незаконным и отменено оспариваемое решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат» по Кемеровской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что Ачелову С.С. на период обучения в техникуме была предоставлена отсрочка от призыва до 21.12.2017.
Считают, что Ачелов С.С. не имеет права на вторую отсрочку в связи с поступлением в образовательную организацию и имеющую государственную аккредитацию по программе бакалавриат.
Ачеловым С.С. представлены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области Лехнер Ю.Ю., просившую решение суда отменить, представителя Ачелова С.С., Потапову Т.Б., просившую решение суда оставить без изменения, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений, рассмотрев дело в соответствии со ст. 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением призывной комиссии Междуреченского городского округа № 12 от 28.10.2016г Ачелову С.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2018г на основании абз. 3 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности о военной службе».
02.07.2018г Ачелову С.С. выдан диплом о среднем профессиональном образовании, (л.д.23).
02.07.2018г призывной комиссией Междуреченского городского округа принято решение № 18 о призыве Ачелова С.С. на военную службу. Указанное решение не исполнено.
Решением призывной комиссии Междуреченского городского округа от 03.10.2018г Ачелов призван на военную службу. 11.10.2018г Ачелову отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, (л.д.9).
Оспаривая указанное решение, административный истец указывает на то, что ему была предоставлена отсрочка, когда он обучался в ГКП образовательное учреждение <данные изъяты> Однако в год окончания указанного техникума, он поступил в <данные изъяты>», в связи с чем полагает, что ему должна быть предоставлена повторная отсрочка от призыва на военную службу.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным оспариваемое решение призывной комиссии по тем основаниям, что Ачелов С.С. имеет право на предоставление повторной отсрочки.
Судебная коллегия находит выводы суда постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу положений статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу положений пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (ред. на 3.10.2018), право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Делая вывод о наличии у Ачелова С.С. права на отсрочку от призыва на военную службу, суд исходил из необходимости обеспечения законодательного принципа равенства прав граждан, получивших общее среднее образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программе бакалавриата.
Указанные выводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Абз. 2 подпункта "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает отсрочку гражданам, обучающимся в учебных заведениях по образовательным программам среднего общего образования. Между тем, из материалов дела следует, что отсрочка административному истцу предоставлялась в связи с обучением в техникуме, то есть по основаниям абз. 3 подпункта "а" п. 2 ст. 24 указанной нормы.
При этом абз. 10 подпункта "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где приведен исчерпывающий перечень оснований для предоставления повторной отсрочки, не содержит указаний на возможность предоставления повторной отсрочки в случае, если первая отсрочка предоставлялась в соответствии с абз. 3 подпункта "а" п. 2 ст. 24 Закона.
Не состоятельными являются и выводы суда о том, что Ачелов С.С. получил диплом о профессиональной квалификации, который не является дипломом бакалавриата или дипломом специалиста, в связи с чем при отсутствии такого диплома и поступлении на очное обучение <данные изъяты> на очную форму, Ачелов С.С. имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения и освоения образовательных программ по программе бакалавриата.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
В соответствии с п. 6 ст. 60 Федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
В соответствии с доказательствами, представленными сторонами по данному делу, по окончании школы Ачелову С.С. выдан аттестат об основном общем образовании (л.д. 24).
Частью 5 ст. 10 указанного Закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
В материалы дела представлен диплом о среднем профессиональном образовании по специальности <данные изъяты>, (л.д. 23). Данный диплом подтверждает получение Ачеловым С.С. среднего профессионального образования.
Наличие указанных обстоятельств свидетельствует о том, что повторная отсрочка Ачелову С.С. от призыва на военную службу, действующим законодательством не предусмотрена.
Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 февраля 2019 года -отменить. Принять по делу новое решение. Ачелову С.С. в удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата городов Междуреченска, Мыски, Междуреченского района Кемеровской области от 03.10.2018г об отказе в предоставлении отсрочки и о призыве на военную службу, отказать.
Председательствующий:
Судьи: