ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7851/19А-021А от 05.06.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Басинская Е.В. Дело №33а-7851/2019 А-021а

05 июня 2019 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Соснина Ю.А., Шавриной А.И.,

при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,

административное дело по административному иску прокурора города Дивногорска Красноярского края к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

по апелляционной жалобе Министерству лесного хозяйства Красноярского края,

на решение суда Октябрьского района города Красноярска от 25 января 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора города Дивногорска Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях государственного лесного фонда в границах лесного участка, расположенного на территории Усть-Манского участкового лесничества, квартал 13, выдел 6 в районе земельного участка с кадастровым номером (координаты

Возложить на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанность в трехмесячный срок с даты вступления решения суд в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и твердых коммунальных отходов с территории государственного лесного фонда в границах лесного участка, расположенных на территории Усть-Манского участкового лесничества, квартал 13, выдел 6 в районе земельного участка с кадастровым номером

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Дивногорска обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях государственного лесного фонда в границах лесного участка, расположенного на территории Усть-Манского участкового лесничества, квартал 13, выдел 6 в районе земельного участка с кадастровым номером возложить на ответчика обязанность в трехмесячный срок с даты вступления решения суд в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и твердых коммунальных отходов с названной территории государственного лесного фонда.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории земельного фонда в квартале 13 (выдел 6, 12) Усть-Манского участкового лесничества ГКГБУ «Красноярское лесничество» расположены в несанкционированном месте свалка отходов производства и потребления, свалка строительных материалов.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства Красноярского края просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку на министерство не возложены полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, свалок строительных материалов.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО1, поддержавшую жалобу, прокурора Шадрину Е.А., согласившуюся с решением, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также отзыв на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на землях государственного лесного фонда в границах лесного участка, расположенного на территории Усть-Манского участкового лесничества, квартал 13, выдел 6 в районе земельного участка с кадастровым номером имеются несанкционированные свалки бытовых и строительных отходов.

На момент рассмотрения дела данные свалки не ликвидированы, что сторонами не оспаривалось.

Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда Усть-Манского участкового лесничества и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью

Согласно ст. 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков в силу пп. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе, радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление переданных федерацией полномочий в Красноярском крае осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 374-П.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

В соответствии со ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункта 14 Правил).

Как следует из положений пунктов 2, 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу – Министерством лесного хозяйства Красноярского края).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Красноярского края отнесено к полномочиям Министерства лесного хозяйства Красноярского края, обоснованно возложена судом первой инстанции на указанный орган.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.

В соответствии ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от лесоматериалов, порубочных остатков, а также бытовых и строительных отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства Красноярского края по охране и защите лесов, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по проведению уборки несанкционированных свалок, а также то, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, не основаны на нормах права.

Ссылка представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции на разъяснения Рослесхоза по вопросам ликвидации несанкционированных свалок мусора, загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, судебной коллегией отклоняется, поскольку данные разъяснения не имеют юридической силы в силу того, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение суда Октябрьского района города Красноярска от 25 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья Полынцев С.Н.

Судьи Соснин Ю.А.

Шаврина А.И.