Судья Юсупова Л.А-В. | Дело № 33а-7900/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.09.2018 г. | город Симферополь |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р.,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Потребительского кооператива рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2018 г. по делу №2а-7/2018 по административному исковому заявлению Потребительского кооператива рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» об установлении кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной и возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
заслушав доклад судьи ФИО10,
УСТАНОВИЛА:
Потребительский кооператив рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» (далее - ПКРНиЛР «Дельфин») обратился в Верховный Суд Республики Крым с названным административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4849600 руб. по состоянию на 18.10.2016 г.; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в государственный кадастр недвижимости в раздел сведений о кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка его рыночную стоимость в размере 4849600 руб., исключив сведения в части установления вместо кадастровой стоимости нормативной цены земли в размере 12595546,65 руб.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что административному истцу на основании договора аренды земельного участка от 23.02.2009 г., Лучистовским сельским советом Автономной Республики Крым передан сроком на 49 лет земельный участок площадью 0,8000 га, расположенный в г. Алушта Республики Крым. Договор аренды заключен на основании решения Лучистовского сельского совета Автономной Республики Крым от 04.11.2008 г. №585. Границы земельного участка установлены в натуре с фиксацией актом от 10.02.2009 г. Земельный участок предоставлен для размещения многоэтажной рекреационной застройки. В целях приведения договора аренды в соответствие с нормами российского законодательства административный истец в установленном порядке до 01.04.2017г. обратился в соответствующий орган с заявлением о переоформлении договора. Земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера №. 24.08.2017 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым административному истцу выдана выписка из ЕГРН №90/ИСХ/2017-562019, из которой следует, что в разделе «кадастровая стоимость земельного участка» указана нормативная цена земли в размере 12595546,65 руб., в графе - «реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости» указано 12.11.2014 г. №450, дата определения кадастровой стоимости – 18.10.2016г.
12.07.2017 г. по заказу ПКРНиЛР «Дельфин» составлен отчет №020-2017, которым определена рыночная стоимость названного земельного участка в размере 4849600 руб. Административный истец считает, что нормативная цена земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, полагая, что нормативная цена земли является аналогичной кадастровой стоимости земельного участка и может быть пересмотрена судом по аналогии с пересмотром результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Изложенное, по мнению административного истца, указывает на нарушение его прав и законных интересов, поскольку стоимость земли в качестве базы для расчета размера платежей влечет, в частности, необоснованное увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога за землю, исчисляемого из кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2018 г. по делу №2а-7/2018 в удовлетворении административного искового заявления ПКРНиЛР «Дельфин» об установлении кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной и понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести сведения в государственный кадастр недвижимости отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, представитель ПКРНиЛР «Дельфин» Горная Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением гарантированного ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, поскольку суд не может отказать в защите обратившемуся лицу сославшись на отсутствие нормы, в том числе с учетом того, что КАС РФ предусматривает возможность применения аналогии закона и аналогии права. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 01.03.2011 г. №275-О-О указал, что под понятием кадастровая стоимость понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В жалобе также указано, что кадастровая оценка устанавливается либо в результате государственной кадастровой оценки, либо в случае определения ее рыночной стоимости, и никакие иные условия и обременения для землепользователей закон не устанавливает. Кроме того, вопреки выводу суда первой инстанции, на территории Республики Крым нормативная цена земли, учитываемая вместо кадастровой стоимости до ее определения в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, определяется и вносится в государственный кадастр недвижимости в отношении конкретного участка. Ссылка суда первой инстанции на отсутствие нормативной цены конкретных земельных участков опровергается, в том числе письмом администрации города Алушты №02-15-2713 от 18.10.2016 г.
В судебном заседании 10.09.2018 г. представитель ПКРНиЛР «Дельфин» - Горная Е.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Кравец А.В. просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Совета министров Республики Крым – Гамм А.Ф. против апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Носов Б.С. также настаивал на оставлении обжалуемого решения без изменения.
Представитель Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления земельных отношений администрации г. Алушты Республики Крым, администрации г. Алушты Республики Крым – Торопова И.В. против апелляционной жалобы также возражала. Основания несогласия с апелляционной жалобой ПКРНиЛР «Дельфин» изложены в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.
Как было установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, решением Алуштинского городского совета народных депутатов Крымской АССР № 300 от 30.03.1992 г. зарегистрирован Кооператив рыбаков-любителей «Дельфин», основной вид деятельности - строительство и эксплуатация базы-причала для хранения плавсредств с инженерными коммуникациями и подъездными путями.
Решением Алуштинского городского совета народных депутатов Автономной Республики Крым № 492 от 10.07.1998 г. Кооператив рыбаков-любителей «Дельфин» перерегистрирован в Потребительский гаражно-лодочный кооператив рыбаков-любителей «Дельфин».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.11.2017 г. ПКРНиЛР «Дельфин» зарегистрировано в качестве юридического лица, вид деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, председатель правления – Желобецкий А.М.
Согласно Уставу ПКРНиЛР «Дельфин» кооператив осуществляет свою деятельность на земельном участке общей площадью 2,32 га, из них 1,52 га, предоставленном решением Лучистовского сельского совета народных депутатов б/н от 06.09.1995 г., для строительства эллингов (государственный акт – серия I-КМ №001283), и площадью 0,8 га, предоставленном решением 27 сессии 5-го созыва Лучистовского сельского совета № 585 от 04.11.2008 г. (договор аренды б/н от 23.02.2009 г.).
В пользовании ПКРНиЛР «Дельфин» сроком 49 лет находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,8000 га, что подтверждается договором аренды земли от 23.02.2009 г., заключенного ПКРНиЛР «Дельфин» с Лучистовским сельским советом Автономной Республики Крым на основании решения Лучистовского сельского совета Автономной Республики Крым от 04.11.2008 г. №585. Указанный земельный участок предоставлен для размещения многоэтажной рекреационной застройки. Границы земельного участка установлены в натуре с фиксацией актом от 10.02.2009 г. Данный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера 90:15:040301:308.
Постановлением администрации г. Алушта Республики Крым №1988 от 23.12.2015 г. «Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования» по результатам рассмотрения заявления ПКРНиЛР «Дельфин» от 13.11.2015 г. земельный участок с кадастровым номером № площадью 0,8000 га, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание (4,7).
Согласно акту сверки арендных платежей по состоянию на 08.02.2018 г. по договору аренды №75 от 23.02.2009 г потребительскому кооперативу управлением земельных отношений администрации г. Алушта Республики Крым начислены арендные платежи.
В целях заключения договора аренды находящегося в пользовании земельного участка административный истец, в порядке переоформления прав на земельный участок, установленного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313, обращался в администрацию г. Алушта Республики Крым, в чем ему было отказано со ссылкой на не предоставление полного пакета документов (письмо администрации г. Алушта Республики Крым №02-19-5616).
Указанное свидетельствует о том, что административный истец является пользователем земельного участка и плательщиком арендной платы.
Согласно выписке из ЕГРН №90/ИСХ/2017-562019 от 24.08.2017 г., выданной административному истцу Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в разделе «кадастровая стоимость земельного участка» указана нормативная цена земли в размере 12595546,65 руб., на основании акта об утверждении от 12.11.2014 г. № 450, дата определения кадастровой стоимости – 18.10.2016 г.
12.07.2017 г. по заказу ПКРНиЛР «Дельфин» составлен отчет №020-2017, которым определена рыночная стоимость находящегося в пользовании у административного истца земельного участка в размере 4849600 руб.
ПКРНиЛР «Дельфин» полагает, что стоимость земли в качестве базы для расчета размера платежей влечет необоснованное увеличение обязательств по уплате земельного налога за землю, исчисляемого из кадастровой стоимости, что нарушает права и законные интересы последнего, и явилось основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ПКРНиЛР «Дельфин» об установлении кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка, исходил из того, что установление нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти Республики Крым без проведения оценки конкретных земельных участков, и не может быть установлено решением суда. При этом представленный административным истцом отчет устанавливает рыночную стоимость конкретного, а не типичного земельного участка, тогда как нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
При этом суд первой инстанции также указал, что установление нормативной цены является отличным от установления кадастровой стоимости, поскольку нормативная цена земли применяется в том случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена; установление платы за использование земли на территории Республики Крым исходя из нормативной цены земли имеет временный характер до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, принятое решение законным, исходя из следующего.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. №1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1.03.1997 г. №319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Частью 1 ст. 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК) определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основной для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
При этом в силу ч. 2 ст. 11 Закона №38-ЗРК до утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков, порядок определения которой утвержден постановлением Совета министров Республики Крым № 450 от 12.11.2014 г. «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».
Пунктом 4 постановления Совета министров Республики Крым № 450 от 12.11.2014 г. «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в силу п. 2.6 которого нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков.
Пунктом 2.3 указанного Положения определено, что при отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым, по формуле: НЦзу = НЦ x П, где НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях; П - площадь земельного участка, в квадратных метрах.
Изложенное свидетельствует об обоснованности выводов суда первой инстанции о том, что нормативная цена земли, которую фактически оспаривает административный истец, устанавливается исключительно в порядке, утвержденном органом исполнительной власти Республики Крым, и применяется на территории республики для определения размера арендной платы в отношении земельных участков и для целей налогообложения.
При этом суд не вправе по своему усмотрению заменять орган исполнительный власти Республики Крым, на который действующим законодательством возложены полномочия по определению нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, и самостоятельно определять нормативную цену земельного участка вопреки установленной п. 2.3 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым формуле.
Не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения доводы жалобы о том, что на территории Республики Крым нормативная цена земли, учитываемая вместо кадастровой стоимости до ее определения в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, определяется и вносится в государственный кадастр недвижимости в отношении конкретного участка, а ссылка суда первой инстанции на отсутствие нормативной цены конкретных земельных участков опровергается, в том числе письмом администрации города Алушты №02-15-2713 от 18.10.2016 г.
Вопреки выводам апеллянта, нормативная цена земельного участка с кадастровым номером 90:15:040301:308, расположенного по адресу: <адрес>, была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании обшей установленной нормативной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Отдельная оценка конкретного земельного участка органом исполнительной власти Республики Крым не проводилась.
На основании изложенных обстоятельств суд первой инстанции также не принял во внимание отчет о рыночной стоимости земельного участка, находящегося в пользовании административного истца, поскольку указанный отчет устанавливал рыночную стоимость конкретного, а не типичного земельного участка.
Довод жалобы о том, что понятия «кадастровая стоимость земельного участка» и «нормативная стоимость земли», являются сходными, а с учетом особенностей регионального законодательства тождественны, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен на том основании, что установление нормативной цены земли и проведение государственной кадастровой оценки земель имеют только единую цель – для определения размера платы за использование земли, однако эти категории не являются тождественными, несмотря на то, что служат базой налогообложения используемого земельного участка.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, о чем фактически просит административный истец, является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в Республике Крым была проведена в 2016 году в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 06.04.2016 г. №334-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым» и результаты данной кадастровой оценки земельных участков утверждены распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым». Вместе с тем, на момент подачи административного искового заявления и вынесения обжалуемого решения, указанное распоряжение еще не вступило в законную силу, поскольку не было принято дополнительное решение о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков (на необходимость принятия такого решения указано в п. 13 распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. №1498-р).
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали прямо предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции также обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости в размере 4849600 руб., исключив сведения в части установления вместо кадастровой стоимости нормативной цены земли в размере 12595546,65 руб.
Учитывая изложенное, решение Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2018 г. по делу №2а-7/2018 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2018 г. по делу №2а-7/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Потребительского кооператива рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>