ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7948/18 от 17.09.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Кононова Ю.С.

Дело№33а-7948/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.09.2018 г.

город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р.,

ФИО3

при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.06.2018 г. по делу №2а-1639/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании незаконным решения, возложении обязанности зарегистрировать право собственности,

заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.03.2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое строение, кадастровый , общей площадью 250,9 кв.м., расположенное в <адрес>; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что ФИО4 является собственником указанного нежилого помещения на основании решения ликвидатора ООО Международный центр «Гидрофлекс Ялта» №01 от 25.08.2017 г. В декабре 2017 года она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности, приложив необходимые документы. После получения уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности, 31.01.2018 г. она предоставила дополнительные документы, затребованные регистратором, однако сообщением от 23.03.2018 г. в регистрации права собственности ей было отказано в связи с непредоставлением в регистрирующий орган сведений о наличии либо погашении кредиторской задолженности, в связи с отсутствием информации, что данное имущество распределяется соразмерно вклада в уставной капитал ликвидируемого юридического лица, а также в связи с прекращением существования ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» и невозможности регистрации ранее возникшего права. ФИО4 указывает на незаконность принятого решения в связи с тем, что у ликвидируемого юридического лица отсутствовала задолженность перед кредиторами, что подтверждается ликвидационным балансом, представленным регистратору. При этом, поскольку за вторым участником Общества числилась дебиторская задолженность в связи с неоплатой доли в уставном капитале оставшееся после ликвидации имущество было передано на основании решения ликвидатора учредителю Общества – ФИО4, в тех объемах, в которых оно ею было внесено в уставной фонд юридического лица. Документы, свидетельствующие о наличии ранее учтенного и зарегистрированного права ООО Международный центр «Гидрофлекс Ялта» также были представлены регистратору.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.06.2018 г. по делу №2а-1639/2018 иск ФИО4 удовлетворен частично; признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.03.2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО4 на объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером общей площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации надвижимости» повторно рассмотреть заявление ФИО4 о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером <адрес>, общей площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и документы, представленные 13.12.2017 г.; в остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.06.2018 г. по делу №2а-1639/2018, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 отказать в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявителем не представлены сведения о наличии либо погашении кредиторской задолженности. Кроме того, из представленных документов усматривается, что участниками ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» являются: ФИО4 с долей в уставном капитале 88%; ФИО9, с долей в уставном капитале 12%, однако в представленных документах отсутствует информация, что данное имущество распределяется соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица. Более того, на государственную регистрацию ранее возникшего права собственности представлено заявление от ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» в лице ликвидатора ФИО4, при этом указанное юридическое лицо прекратило свое существование 01.09.2017 г., в связи с чем государственная регистрация ранее возникшего права не представляется возможной.

В судебном заседании 17.09.2018 г. представитель ФИО4 – ФИО5 просил оставить обжалуемое решение без изменения.

Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №164.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).

Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При этом, в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона №218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.12.2017 г. ФИО4 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением от имении ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» как его ликвидатор, а также от своего имени о регистрации права и регистрации перехода права собственности на нежилое помещение площадью 250,9 кв.м. с кадастровым номером расположенное в <адрес>, к которому были приложены: протокол общего собрания от 03.11.2016 г. №02 ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» о принятии решения о ликвидации предприятия и назначении ликвидатором ФИО4; акт приема-передачи ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» от 25.08.2017г.; уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе от 04.09.2017 г.; лист записи в ЕГРЮЛ от 04.09.2017 г.; квитанция об уплате государственной пошлины.

25.12.2017 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 23.03.2018 г. на том основании, что на государственную регистрацию ранее возникшего права собственности представлено заявление от ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» в лице ликвидатора ФИО4, при этом указанное юридическое лицо прекратило свое существование 01.09.2017 г., в связи с чем государственная регистрация ранее возникшего права не представляется возможной; не представлены сведения о наличии либо погашении кредиторской задолженности; из представленных документов усматривается, что участниками ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» являются: ФИО4 с долей в уставном капитале 88%; Навтек ГМБХ – управляющий директор Ольга Гротц, с долей в уставном капитале 12%, однако в представленных документах отсутствует информация, что данное имущество распределяется соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица.

31.01.2018 г. ФИО4 были представлены дополнительные документы: ликвидационный баланс от 25.08.2017 г. ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта»; промежуточный ликвидационный баланс от 17.05.2017г.; решение ликвидатора ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» о распределении имущества общества между его участниками от 25.08.2017 г.; акт приема-передачи и денежной оценки имущества от 24.05.2013 г. ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта».

23.03.2018 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации на том основании, что причины, послужившие приостановлению Государственной регистрации, устранены не были.

ФИО4 считает данное сообщение незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, признал незаконным указанное решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.03.2018 г. и возложил обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО4

Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным на основании следующего.

Так, в качестве основания для осуществления государственной регистрации права и регистрации перехода права собственности на нежилое помещение площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>ФИО2 было, в том числе представлено свидетельство о праве собственности ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» на указанное нежилое помещение, выданное регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции Автономной Республики Крым 26.09.2013 г., а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» на нежилое помещение площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на основании ранее выданных Обществу документов, подтверждающих возникновение права собственности на объект недвижимого имущества, а также акт приема-передачи имущества ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта», в том числе нежилого помещения площадью 250,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4 от 25.08.2017 г.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

В соответствии со ст. 57 указанного Закона, Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Поскольку согласно Ликвидационному балансу, представленному в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, у ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» отсутствовала кредиторская задолженность и иные обязательства, учитывая, что у второго участника Общества имелась дебиторская задолженность (о чем указано в пояснении к промежуточному Ликвидационному балансу, также представленному в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым), нежилое помещение площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, было передано ФИО4 согласно акту приема-передачи имущества ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» от 25.08.2017 г., которой оно и принадлежало до его внесения в уставной фонд.

В силу п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Тот факт, что Законом №218-ФЗ не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации, не может служить основанием для отказа в регистрации на основании следующего.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.

С учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при ликвидации продавца – юридического лица, покупатель недвижимого имущества, которому это имущество было передано во владение, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца моет быть обжаловано в суд.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Общества на имущество, переданное одному из его учредителей по результатам ликвидации в ситуации его ликвидации на момент обращения за государственной регистрацией перехода прав, препятствием переходу прав служить не может.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что ФИО4 вправе была обратиться с заявлением о государственной регистрации права.

При этом, как было отмечено выше, к поданному ФИО4 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была приложена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» на нежилое помещение площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; Ликвидационный баланс, свидетельствующий об отсутствии у ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» кредитной задолженности и иных обязательств; пояснения к промежуточному Ликвидационному балансу, согласно которым у второго участника ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» имелась дебиторская задолженность, в связи с чем при выполнении процедуры распределения имущества ликвидируемого Общества между его участниками, было принято решение о передаче имущества ФИО4, которой оно и принадлежало до его внесения в уставной фонд; а также акт приема-передачи имущества ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта», в том числе нежилого помещения площадью 250,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4 от 25.08.2017 г.

Каких-либо обоснований, почему представленные регистратору документы не являются достаточными для регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, обжалуемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.03.2018 г. не содержит. На такие обстоятельства также не было указано административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.

При этом в силу ч. 5 ст. 18 Закона №218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами не допускается.

Изложенные обстоятельства подтверждают правомерность и законность обжалуемого решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.06.2018г. по делу №2а-1639/2018 как в части признания незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.03.2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО4 на объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, так и в части возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации надвижимости» повторно рассмотреть заявление ФИО4 о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 250,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и документы, представленные 13.12.2017 г., поскольку это необходимо для защиты прав и законных интересов административного истца с учетом соблюдения принципа невмешательства в полномочия государственных и муниципальных органов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.06.2018 г. по делу №2а-1639/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий подпись З.И. Курапова

Судьи подпись Н.Р. Мостовенко

подпись ФИО3

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>