ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-7955/2018
г. Уфа 09 апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Минеевой В.В.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению наблюдателя Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от Коммунистической партии Российской Федерации ФИО1 ФИО12 к председателю Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ФИО2 ФИО13 о нарушении порядка ведения избирательной компании, злоупотреблении правом и должностными полномочиями
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 18 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., заключение прокурора Замалетдиновой Л.И. о законности решения суда, судебная коллегия
установила:
наблюдатель Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от Коммунистической партии Российской Федерации ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, требования мотивированы тем, что в избирательных участках муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан средства видеонаблюдения и трансляции изображения установлены с нарушением порядка, установленного Постановлением №... от дата «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации дата года». Ряд избирательных участков средствами видеонаблюдения и трансляции не оборудованы, что свидетельствует о создании препятствий к открытости и гласности избирательной компании.
В связи с изложенным административный истец просит признать действия председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ФИО2 незаконными и отстранить ее от исполнения обязанностей председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район РБ.
Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 18 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район РБ ФИО2, старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора Еркеев Р.Р. просят оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежащим образом. С учетом указанных обстоятельств, в соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 239 КАС РФ наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены права наблюдателей, в том числе право обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд (подпункт "з").
Вместе с тем, указанные нормы материального и процессуального права не могут применяться судом без учета общих положений административного судопроизводства, в силу положений которого заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на дата назначены выборы Президента Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является наблюдателем Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район РБ от КПРФ, что подтверждается списком лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола ТИК об итогах голосования в день голосования на выборах Президента Российской Федерации дата.
Обосновывая свои административные исковые требования о нарушении председателем Территориальной избирательной комиссии муниципального района Белебеевский район РБ ФИО2 порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображени, на выборах Президента Российской Федерации дата, ФИО1 сослался на акт об установке средств видеонаблюдения и трансляции изображения на объектах видеонаблюдения в рамках Государственного контракта №... от дата от дата участковой избирательной комиссии №... и схему размещения средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковой избирательной комиссии №... от дата.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 116/943-7 утвержден Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года (далее- Порядок).
Согласно п. 1.3 Порядка видеонаблюдение и трансляция изображения в сети Интернет осуществляются с использованием средств видеонаблюдения и трансляции изображения (далее - средства видеонаблюдения), которые устанавливаются в помещениях для голосования, помещениях ТИК и представляют собой устройства, предназначенные для видеонаблюдения, записи и трансляции изображения в сети Интернет. Средство видеонаблюдения состоит из двух видеокамер, оборудования для хранения видеозаписей (карты памяти или регистратор), коммутатора, блока (блоков) бесперебойного питания. Для обеспечения сохранности отдельных элементов средства видеонаблюдения применяется антивандальный шкаф. Средство видеонаблюдения с момента включения обеспечивает непрерывную звуко- и видеозапись в течение времени, установленного Порядком.
Пунктом 1.4 вышеуказанного Порядка регламентировано, что оказание услуг, связанных с организацией видеонаблюдения, трансляцией изображения в сети Интернет и хранением соответствующих видеозаписей, осуществляет организация, определенная Правительством Российской Федерации и привлекаемая в соответствии с действующим законодательством федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - технический оператор, Минкомсвязь России соответственно), которой и является Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», и согласно представленного акта об установке средств видеонаблюдения и трансляции изображения на объектах видеонаблюдения в рамках Государственного контракта № 0410/152 от 14.12.2017 года, является «Исполнителем».
В соответствии с п. 1.6 Порядка применение средств видеонаблюдения не должно нарушать принцип тайного голосования, а полученные в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК видеозаписи не могут использоваться вместо определенных законодательством процедур подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
В силу п. 2.1 Порядка объектами видеонаблюдения в помещении для голосования являются: в ходе голосования и подсчета голосов - помещение для голосования в целом; увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования; места, где осуществляется работа со списком избирателей; места выдачи избирателям избирательных бюллетеней (далее - бюллетени); при использовании комплексов для электронного голосования (далее - КЭГ) - места выдачи избирателям карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию; стационарные и переносные ящики для голосования; комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ); КЭГ; переносные устройства для электронного голосования в случае их использования; при проведении подсчета голосов избирателей - места погашения неиспользованных бюллетеней; места непосредственного подсчета голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из ящиков для голосования; при использовании КЭГ - места погашения неиспользованных карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию; место работы оператора специального программного обеспечения УИК при применении технологии изготовления протоколов УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом; место подписания протокола УИК об итогах голосования и проведения итогового заседания УИК.
Таким образом, исходя из системного толкования нормативно- правовых актов, применение средств видеонаблюдения не должно нарушать принцип тайного голосования, а полученные в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК видеозаписи не могут использоваться вместо определенных законодательством процедур подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
Согласно представленного акта об установке средств видеонаблюдения и трансляции изображения на объектах видеонаблюдения участковой избирательной комиссии №... в рамках Государственного контракта №... от дата от дата следует, что оборудование, передаваемое исполнителем по настоящему акту, находится в работоспособном состоянии, трансляция для пользователя доступна, установлено в соответствии с утвержденной схемой размещения средства видеонаблюдения и Порядком применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации дата, утвержденным Постановлением ЦИК Российской Федерации от дата№....
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 КАС РФ, допросив в качестве свидетеля представителя ТИК муниципального района Белебеевский район РБ ФИО3, в обязанности которого входила установка средств видеонаблюдения на избирательных участках, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
При этом суд первой инстанции верно указал, что доводы наблюдателя ТИК муниципального района Белебеевский район РБ от КПРФ ФИО1 об установлении на избирательных участках средств видеонаблюдения и трансляции изображения с нарушением порядка, установленного Постановлением №... от дата «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации дата года», допустимыми доказательствами по делу не подтверждены, равно как и нашло своего подтверждения нарушение предусмотренных пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прав административного истца как наблюдателя.
Доказательства обратного административным истцом не представлены, несмотря на обязанность, предусмотренную частью 2 статьи 62 КАС РФ, в силу которой административный истец обязан доказать, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что не все обстоятельства и доказательства были тщательно проанализированы судом первой инстанции по существу, сводятся к иной оценке доказательств по данному делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 18 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
В.В. Минеева
Справка: судья Антонов А.В.