ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7980/19 от 24.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Ягжова М.В.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-7980/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

при секретаре Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании к Управлению образования администрации Ангарского городского округа, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 21» об устранении нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека,

по апелляционной жалобе территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 июня 2019 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной 27.10.2017 административным истцом был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, о чем был составлен Акт проверки № 002414/281 и вынесено предписание №2/241 от 27.10.2017 об устранении нарушений со сроком исполнения 01.12.2017. Кроме того, 01.08.2018 должностное лицо МБОУ «ООШ № 21» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ. С целью проверки исполнения предписания, 21.08.2018 проведена внеплановая выездная проверка и установлено, что предписание не выполнено в полном объеме. Выявленные нарушения не позволяют учреждению создавать безопасные условия для детей при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в соответствии с установленными нормами.

Административный истец просил суд обязать Управление образования администрации Ангарского городского округа сформировать, утвердить муниципальное задание для МБОУ «ООШ № 21» с целью исполнения предписания от 27.10.2017 в срок до 01.09.2019; обязать МБОУ «ООШ № 21» восстановить целостность асфальтового покрытия в срок до 01.09.2020; обеспечить количество санитарных узлов для мальчиков и девочек в срок до 01.10.2019; устранить дефекты напольного покрытия в учебных кабинетах №4, 7, 13 в срок до 01.10.2019; обязать обеспечить нормы площади для учащихся в учебных помещениях из расчета 2,5 кв.м. на 1 обучающегося в срок до 01.09.2019.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 19 июня 2019 г. заявленные требования удовлетворены частично.

На МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» возложены обязанности:

- восстановить целостность асфальтового покрытия в соответствии с требованиями ст.11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 3.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.09.2020;

- обеспечить количество санитарных узлов для мальчиков и девочек в соответствии с требованиями ст. 11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п.п. 4.1, 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.10.2019;

- устранить дефекты напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13 в соответствии с требованиями ст. 11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п.п. 4.29 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.10.2019.

На Управление образования администрации Ангарского городского округа возложены обязанности обеспечить финансирование при выполнении работ МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» по:

- восстановлению целостности асфальтового покрытия в соответствии с требованиями ст.11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 3.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.09.2020;

- обеспечить количество санитарных узлов для мальчиков и девочек в соответствии с требованиями ст. 11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п.п. 4.1, 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.10.2019;

- устранить дефекты напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13 в соответствии с требованиями ст. 11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п.п. 4.29 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.10.2019.

В части требований территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании к Управлению образования администрации Ангарского городского округа, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 21» о возложении обязанности по обеспечению комплектации учащихся в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий в соответствии с требованиями п.4.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.09.2019 постановлено отказать.

Не согласившись с решением суда, и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании Маркова Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что позиция Роспотребнадзора подтверждается судебной практикой, сложившейся в Иркутской области.

Полагает, что МБОУ «ООШ №21» осознанно нарушает требования законодательства в сфере образования, так в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, что подтверждается актом внеплановой проверки № 002134 от 21.08.2018, протоколом об административном правонарушении № ЮЛ-312/18-15-01 от 21.08.2019.

Считает, что выявленные в ходе проверки нарушения ставят в незащищенное состояние жизнь, здоровье и имущество лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников и не гарантируют защиты их прав и законных интересов.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Ангарского городского округа, Управление образования администрации Ангарского городского округа просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителей администрации Ангарского городского округа, по доверенности, Сгурос Е.В., МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» Высоких Л.П., управления образования администрации Ангарского городского округа Лащенову Т.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 названного выше федерального закона).

Согласно статье 2 Закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 утвержден СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 21» (далее МБОУ «ООШ № 21») является юридическим лицом, оказывающим образовательные услуги. Деятельность учреждения осуществляется по адресу: г. Ангарск, м/н Цементный, ул.Лесная, 1.

Согласно п. 2.1. Устава МБОУ «ООШ № 21», утвержденного приказом от 17.12.2015 за № 1074 Управления образования администрации Анграского городского округа, основным предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального, общего, среднего общего образования; образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам.

Пунктами 1.7 и 1.10 Устава установлено, что Учредителем Учреждения и собственником закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества является Ангарский городской округ.

Пунктом 1.8 Устава определено, что функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Ангарского городского округа в лице Управления образования администрации Ангарского городского округа.

Согласно п.1.9 Устава к компетенции Учредителя в области управления учреждением относится, в том числе, согласование программы развития учреждения; становление и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения, а также финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие Учреждения, перечень которых определяется Учредителем.

Судом установлено, что по результатам плановой проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушения ряда положений СанПин 2.4.2.2821-10, в том числе: нарушена целостность асфальтового покрытия; не обеспечено количество санитарных узлов для мальчиков и девочек; имеются дефекты напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13. С результатами проверки административный ответчик ознакомлен.

В связи с выявленными нарушениями, МБОУ «ООШ № 21» административным истцом вынесено предписание 2/241 от 27.10.2017, в соответствии с которым МБОУ «ООШ № 21» предложено восстановить целостность асфальтового покрытия в срок до 01.08.2018; обеспечить количество санитарных узлов для мальчиков и девочек в соответствии с проектом (поэтажным планом) в срок до 01.08.2018; устранить дефекты напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13 в срок до 01.08.2018.

Указанное предписание получено МБОУ «ООШ № 21» 09.11.2017, в установленном законом порядке не оспорено.

В целях исполнения предписания, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки № 002134 от 02.08.2018.

По результатам проверки составлен Акт № 002134 от 21.08.2018, из которого установлено, что требования предписания в части восстановления целостности асфальтового покрытия, обеспечения количества санитарных узлов для мальчиков и девочек, устранения дефектов напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13 не устранены в установленный срок, чем нарушены положения ст. 11, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», положения СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

По факту неисполнения предписания должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании в отношении МБОУ «ООШ № 21» составлен протокол об административном правонарушении № ЮЛ-312/18-15-01. Постановлением мирового судьи судебного участка № 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 20.09.2018 МБОУ «ООШ № 21» освобождено от административной ответственности, а производство по делу прекращено в связи с малозначительностью.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, правомерно пришел к выводу о возложении обязанности на МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» в части восстановления целостности асфальтового покрытия в срок до 01.09.2020; работ по обеспечению количеством санитарных узлов для мальчиков и девочек и устранению дефектов напольного покрытия в учебных кабинетах № 4, 7, 13 - в срок до 01.10.2019, а на Управление образования администрации Ангарского городского округа – по обеспечению финансирования при выполнении работ, поскольку на момент рассмотрения дела требования, предусмотренные законодательством, не выполнены.

Суд, рассмотрев требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании в части возложения на МБОУ «ООШ № 21» обязанности обеспечить нормы площади для учащихся МБОУ «ООШ № 21» в учебных помещениях из расчета 2,5 кв.м., на 1 обучающегося до

01.09.2019, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, обоснованно отказал в удовлетворении требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Неисполнение МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» возложенных обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану здоровья в период их нахождения в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21», что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда и содержат лишь иную оценку установленных по делу обстоятельств, а также направлены к иному толкованию норм материального права, правильно примененных судом.

С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Г. Туглакова

Судьи

Л.В. Гусарова

Р.И. Харин