ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-798/2017 от 01.06.2017 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья <данные изъяты> Дело №33а-798/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2017 года город Псков

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Панова И.М.,

судей Овчинникова А.Г., Лебедева А.А.,

при секретаре Шевчук В.С.,

с участием прокурора Сурусова А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» на решение Себежского районного суда Псковской области от 20.02.2017, которым постановлено:

Административный иск ФГБУ Минприроды РФ «Национальный парк «Себежский» удовлетворить.

Признать Решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № 1 от 26 декабря 2014 года «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» недействующим полностью с момента его принятия.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Лебедева А.А., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Национальный парк «Себежский» - ФИО1, представителя ФИО2 – ФИО3, заключение прокурора Сурусова А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Себежский» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Себежский», Учреждение) обратилось в Себежский районный суд Псковской области с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 26.12.2014 №1 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Себежское».

В обоснование требования указано на то, что в соответствии с утвержденным оспариваемым решением генеральным планом сельского поселения «Себежское» в состав земель населенных пунктов включены земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся на территории особо охраняемой природной территории федерального значения, что привело к изменению категории этих земельных участков на «земли населенных пунктов». На основании оспариваемого решения администрация сельского поселения «Себежское» принимает распоряжения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков. В связи с чем, административный истец, ссылаясь на пункт 1 статьи 61, пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 12, пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», обратился в суд с вышеуказанным требованием.

К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрация Себежского района, администрация сельского поселения «Себежское», общество с ограниченной ответственностью «Институт строительных проектов», общество с ограниченной ответственностью «Гидронефтестрой», ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24

Представители административного истца в судебном заседании поддержали требование по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, указали на то, что оспариваемое решение принято с нарушением порядка подготовки и согласования документов территориального планирования муниципальных образований, установленных градостроительным законодательством. Проект генерального плана не согласован в установленном порядке, отношение к данному проекту Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации не выявлено, заключений не представлено.

Представитель административного ответчика и администрации Себежского района возражал против удовлетворения административного иска.

Представители Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, ФИО2, ФИО5 поддержали позицию административного ответчика.

Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились. Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представили письменные позиции по требованию, в которых поддержали заявленные требования.

Дело рассмотрено Себежским районным судом Псковской области в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и части 1 статьи 20 КАС РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

Собрание депутатов сельского поселения «Себежское» с решением суда не согласилось и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Собрания депутатов сельского поселения «Себежское», установленная законом процедура принятия генерального плана сельского поселения соблюдена, полномочия представительного органа муниципального образования не превышены, оспариваемое решение не нарушает требований федерального законодательства, так как не затрагивает земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и относящиеся к заповедной и особо охраняемой зонам.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Национальный парк «Себежский», прокуратура Себежского района Псковской области представили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых полагали решение суда законным и обоснованным, в связи с чем просили оставить его без изменения, а жалобу административного ответчика без удовлетворения.

Заинтересованное лицо – ФИО8 представил письменное заявление в котором выражает свое несогласие с позицией административного истца, просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель ФИО2 (заинтересованного лица) - ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что оспариваемый нормативный акт с момента его принятия неоднократно применялся, признание его недействующим с момента принятия приведет к нарушению прав множества лиц.

Прокурор полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Принимая во внимание положения статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования «Себежское», принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 21.05.2010 № 1 (далее – Устав), пунктом 15 статьи 22 Закона Псковской области от 28.02.2005 № 420-оз «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» муниципальное образование «Себежское» имеет статус сельского поселения.

Согласно статьям 16, 22 Устава Собрание депутатов сельского поселения «Себежское» является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана поселения.

Как усматривается из материалов дела, решением Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 26.12.2014 № 1 утвержден Генеральный план сельского поселения «Себежское».

Данное решение опубликовано путем размещения на официальном сайте администрации сельского поселения «Себежское» в сети Интернет (т.1, л. 68-69).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

В частности, такое согласование требуется, если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения (пункт 3 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

В период подготовки генерального плана сельского поселения «Себежское» действовал Порядок согласования проекта генерального плана, установленный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований». Как следует из раздела 2 названного порядка, Министерство регионального развития Российской Федерации обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса.

Пунктом 2.2. названного Порядка установлено, что срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе. В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами.

В силу пунктов 1, 3 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон №33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона № 33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти, в области охраны окружающей среды, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 5.16(12) данного Положения установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Следовательно, при нахождении на территории сельского поселения особо охраняемых природных территорий федерального значения проект генерального плана сельского поселения подлежит обязательному согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что на территории муниципального образования «Себежское» находятся особо охраняемые природные территории федерального значения – ФГБУ «Национальный парк «Себежский».

Вместе с тем, на дату принятия решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 26.12.2014 № 1 «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское», проект генерального плана сельского поселения «Себежское» не был согласован с Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтверждено Министерством экономического развития Российской Федерации, которому в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации переданы функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального планирования, и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письменных отзывах.

Таким образом, утверждение Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» Решением № 1 от 26.12.2014 генерального плана при отсутствии согласования проекта генерального плана с Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы административного ответчика об обратном не принимаются судебной коллегией, как несостоятельные. Суду не представлены доказательства направления и получения Министерством регионального развития Российской Федерации уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка, установленного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

Более того, отсутствие указанного уведомления подтверждено письменными объяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации (т.9, л.94-96).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Поскольку в приложении № 1 к оспариваемому решению не указано конкретных земельных участков, подлежащих включению в состав населенных пунктов, со ссылкой на их кадастровые номера и местоположение, а перевод земель из одной категории в другую предусмотрен в отношении неопределенного количества неустановленных участков, идентифицировать которые не представляется возможным, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим полностью.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах административного дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства и нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части признания оспариваемого муниципального правового акта недействующим с момента его принятия.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов административного дела усматривается, что генеральный план сельского поселения «Себежское», утвержденный решением Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 26.12.2014 №1, применялся и на его основе реализованы гражданские права. В связи с этим оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия, у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного в силу положений части 2 статьи 215 КАС РФ решение Собрания депутатов сельского поселения сельского поселения «Себежское» от 26.12.2014 № 1 «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» подлежит признанию недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства и нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Руководствуясь статьями 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Себежского районного суда Псковской области от 20 февраля 2017 года изменить.

Признать недействующим полностью решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» от 26 декабря 2014 года № 1 «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

И.М. Панов

Судьи

А.Г. Овчинников

А.А. Лебедев