ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7992/19 от 01.10.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Сорокина Т.Ю.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-7992/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 01 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Петуховой В.Г.

судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.

при секретаре Шеине М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконными бездействия, обязании организовать водоснабжение, принять меры, направленные на обеспечение качества питьевой воды

по апелляционной жалобе администрации Иркутского районного муниципального образования

на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 марта 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и на основании Приказа Управления Роспотребнадзора по Иркутской области № 678 от 07.12.2015 «Об утверждении сети и программы лабораторного контроля факторов окружающей среды при проведении социально-гигиенического мониторинга в Иркутской области на 2016 год», Приказа Управления Роспотребнадзора по Иркутской области № 630 от 02.12.2016 «Об утверждении сети и программы лабораторного контроля факторов окружающей среды при проведении социально-гигиенического мониторинга в Иркутской области на 2017 год», Приказа Управления Роспотребнадзора по Иркутской области № 547 от 22.12.2017 «Об утверждении сети и программы лабораторного контроля факторов окружающей среды при проведении социально-гигиенического мониторинга в Иркутской области на 2018 год» Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения села Оёк (широта 52°35"51,6", долгота 104°27"20.8") и нецентрализованного водоснабжения деревни Жердовка. Отборы проб проводились в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга из скважин расположенных по адресу Оёк, ул. Коммунистическая (у котельной), с. Оёк, ул. Декабристов (НОШ), д. Жердовка, ул. Трактовая (пер. Озёрный). Скважины с. Оёк обеспечивают питьевой водой около 540 человек, д. Жердовка- 124 человек.

По результатам лабораторных испытаний, вода скважины по адресу с. Оёк, ул. Коммунистическая (у котельной) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям; привкус (3 балла при нормативе не более 2); мутность (по формазину 37,4±5,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,6); жесткость общая (7,8±1,2 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7,0), общие колиформные бактерии (1,0 КОЕ/100 мл при нормативе «отсутствие»); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (5,8±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (0,76±0,13 мг/дм3 при нормативе не более 0,1).

По результатам лабораторных испытаний вода скважины по адресу с. Оёк, ул. Декабристов (НОШ) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: мутность (по каолину 31,9 ±1,23 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); общее микробное число (81,0 КОЕ/100 мл при нормативе «не более 50,0»); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (6,2±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (1,15±0,12 мг/дм3 при нормативе не более 0,1).

По результатам лабораторных испытаний, вода скважины по адресу д. Жердовка, ул. Трактовая не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды децентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям: мутность (по каолину 6,2 ±1,1 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (1,43±0,21 мг/дм3 при нормативе «не более 0,3»), марганец (0,72±0,12 мг/дм3 при нормативе «не более 0,1»).

Качество воды из источников водоснабжения с. Оёк, ул. Коммунистическая (у котельной), с. Оёк. ул. Декабристов (НОШ), д. Жердовка. ул. Трактовая (пер.Озёрный), представляет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения села Оек и д. Жердовка.

Таким образом, вода из источника водоснабжения по адресу с. Оёк, Коммунистическая (у котельной) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1071-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: привкус (3 балла при нормативе не более 2); мутность (по формазину 37,4±5,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,6); жесткость общая (7,8±1,2 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7,0), общие колиформные бактерии (1,0 КОЕ/100 мл при нормативе «отсутствие»); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования» по показателям: железо (5,8±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (0,76±0,13 мг/дм3 при нормативе не более 0,1).

Вода источника водоснабжения по адресу с. Оёк, ул. Декабристов (НОШ) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: мутность (по каолину 31,9 ±1,23 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); общее микробное число (81,0 КОЕ/100 мл при нормативе «не более 50,0»); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (6,2±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (1,15±0,12 мг/дм3 при нормативе не более 0,1).

Вода источника водоснабжения по адресу д. Жердовка, ул. Трактовая не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям мутность (по каолину 6,2 ±1,1 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (1,43±0,21 мг/дм3 при нормативе «не более 0,3»), марганец (0,72±0,12 мг/дм3 при нормативе «не более 0,1»).

На основании выше изложенного, потребитель использует в своей жизнедеятельности недоброкачественную питьевую воду, что является нарушением положений Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации коммунальной инфраструктуры Оёкского муниципального образования является ООО «Южнобайкальское» (664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 10).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 07.12.201 1 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В случае получения уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

На основании вышеизложенной информации в администрацию Иркутского районного муниципального образования направлялись уведомления о неудовлетворительном качестве питьевой воды в с. Оёк и д. Жердовка по данным СГМ (исх. от 26.01.2018г. № 05-76/915; от 02.04.2018 г. № 05-76/4527; от 20.08.2018г. № 05-76/12399), а также Предложения Главного государственного санитарного врача по Иркутской области о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства по с. Оёк (от 17.10.2017 г. № 7 и 8) и по д. Жердовка (от 17.10.2017 г. № 10).

Инвестиционная программа ООО «Южнобайкальское» в сфере водоснабжения и водоотведения для объектов коммунальной инфраструктуры Иркутского района на 2019 - 2023 годы утверждена Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 284-мр от 29.08.2018 г. Однако, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Оёкского муниципального образования в Инвестиционной программе отсутствуют.

Таким образом, бездействие администрации Иркутского районного муниципального образования выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан питьевой водой, а также в необеспечении соответствия качества питьевой воды в с. Оек и д. Жердовка требованиям СанПиН 2.1.4.1174-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 1 марта 2019 года исковые требования удовлетворены частично.

Отказано в удовлетворении требований о бездействии администрации Иркутского районного муниципального образования незаконным в части ненадлежащей организации водоснабжения населения с. Оек, д. Жердовка питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства.

Было решено обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования организовать водоснабжение населения с. Оек, д. Жердовка из водных объектов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарными правилами и условиями безопасного для здоровья населения использования водных объектов в течении трех календарных лет после вступления в законную силу решения Иркутского районного суда Иркутской области.

В апелляционной жалобе представитель администрации Иркутского районного муниципального образования по доверенности О.Д., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применены нормы права

В обосновании доводов жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям, заявленным в суде первой инстанции, и приводит свое толкование норм материального и процессуального права регулирующих спорные правоотношения.

Указывает, что ООО «Южнобайкальское» является лицом ответственным за качество питьевой воды, предоставляемой посредством объектов водоснабжения, указанных в административном исковом заявлении.

Утверждает, что указанный в решении трехгодичный срок делает решение Иркутского районного суда неисполнимым.

Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении требований управления отказать.

В судебном заседании представитель администрации Иркутского районного муниципального образования К.С., доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно п. 2 ст. 2 этого же Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пункты 3 и 4 статьи 18 этого же Федерального закона указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения села Оёк (широта 52°35"51,6", долгота 104°27"20.8") и нецентрализованного водоснабжения деревни Жердовка.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность организации водоснабжения, на территории которой располагаются указанные выше объекты мониторинга, возлагается на администрацию Иркутского районного муниципального образования.

Объекты водоснабжения, указанные в административном иске, расположенные на территории Оёкского муниципального образования, являются собственностью Иркутского районного муниципального образования, и переданы по концессионному соглашению от 27 июня 2014 года ООО «Южнобайкальское», согласно которому администрация Иркутского районного муниципального образования обязана обеспечить необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения (п. 3.4 Соглашения).

Поскольку, вопросы местного значения по организации водоснабжения непосредственно отнесены к компетенции администрации Иркутского района, ею должны приниматься соответствующие меры по обеспечению качества питьевой воды населения.

Доводы администрации Иркутского районного муниципального образования о том, что в качестве ответчика по делу следует указать также ООО «Южнобайкальское» судебная коллегия, как и суд первой инстанции не может признать состоятельными, поскольку обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства, может быть осуществлено как по средствам имеющихся объектов водоснабжения, переданных по концессионному соглашению ООО «Южнобайкальское», так и по средствам иных средств и способов. На администрацию Иркутского районного муниципального образования законом возложена обязанность по обеспечению населения надлежащим качеством воды, следовательно, администрация является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

В нарушение ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не приняты меры по ограничению использования вышеуказанных водных объектов, которые предоставляют опасность для здоровья населения.

О несоответствии качества питьевой воды требованиям гигиенических нормативов свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы лабораторных испытаний за период с 2015 года по настоящее время, экспертными заключениями. При этом, судебная коллегия соглашается, что результаты лабораторных исследований являются допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими несоответствие качества питьевой воды нормируемым показателям; результаты лабораторных испытаний административным ответчиком не оспорены.

Установлено, что в целях обеспечения населения с. Оёк, д. Жердовка водой надлежащего качества, административным ответчиком заключен муниципальный контракт с МУП «Водоканал» г. Иркутска, согласно которому производится подвоз питьевой воды в населенные пункты.

О месте реализации питьевой воды администрацией Иркутского районного муниципального образования размещена информация на официальном сайте Иркутского районного муниципального образования, администрацией Оёкского муниципального образования осуществлено информирование населения путем размещения объявления о дате, времени и месте реализации питьевой воды путем размещения сведений на информационном стенде. Администрацией Иркутского районного муниципального образования совместно с администрацией Оёкского муниципального образования был разработан график подвоза питьевой воды.

В материалы дела была представлена согласованная и утвержденная в декабре 2017 года муниципальная программа Иркутского районного муниципального образования «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение в Иркутском районном муниципальном образовании» на 2018-2023 годы.

Судом первой инстанции верно было установлено, что административным ответчиком предпринимаются действия, направленные на обеспечение качественной питьевой водой населения Оекского муниципального образования, в связи с чем требования административного истца о признании бездействия администрации Иркутского районного муниципального образования незаконным, в части ненадлежащей организации водоснабжения населения с. Оек, д. Жердовка питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства, не подлежат удовлетворению.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В просительной части административного искового заявления административный истец просил возложить на административного ответчика администрацию Иркутского районного муниципального образования обязанности по выполнению определенных действий в течение 3 календарных лет с момента вступления решения в законную силу. Возражая против установленного срока, административный ответчик ссылался на ст. 23 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ, указывая о возможности предоставления срока реализации мероприятий, направленных на приведение качества питьевой воды в соответствие с требованиями, до 7 лет. Суд первой инстанции, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств, невозможности исполнения решения суда в течение 3 календарных лет, при этом законом предусмотрен максимальный срок - 7 лет, пришел к обоснованному выводу, что возможно установить срок для исполнения решения в течение 3 календарных дней после вступления решения в законную силу.

Довод жалобы о том, что ООО «Южнобайкальское» является лицом ответственным за качество питьевой воды, предоставляемой посредством объектов водоснабжения, указанных в административном исковом заявлении.

Данный довод не подлежит удовлетворению, поскольку, как было верно сказано судом первой инстанции, на администрацию Иркутского районного муниципального образования законом возложена обязанность по обеспечению населения надлежащим качеством воды, следовательно, администрация является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представленный в суд апелляционной инстанции план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в Оекском муниципальном образовании Иркутского района на период на период с 2019 года по 2015 год, не может повлиять на исполнение решения суда, так как у административного ответчика сохраняется право в случае на отсрочку исполнения решения суда в соответствии со ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 марта 2019 года, по данному административному делу, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова