ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8007/16 от 19.07.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Коноваленко Л.В. Дело № 33а-8007/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.,

судей Новиковой Н.В., Зацепина Е.М.,

при секретаре Усачевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца администрации Красногорского района Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 13 мая 2016 года по административному делу по административному иску администрации Красногорского района Алтайского края к начальнику отдела судебных приставов Красногорского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, отделу судебных приставов Красногорского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об оспаривании действий старшего судебного пристава.

Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

администрация Красногорского района Алтайского края обратилась в суд с административным иском к начальнику отдела судебных приставов Красногорского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – ОСП Красногорского района) ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – УФССП России по Алтайскому краю) о признании незаконными действий начальника ОСП Красногорского района ФИО1 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГ в размере <...> руб.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГ в пользу взыскателя З.Д.В. возбуждено исполнительное производство по исполнению условий мирового соглашения, в соответствии с которым администрация Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края осуществляет постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий З.Д.В. путем предоставления жилья на условиях социального найма в количестве двух членов семьи до ДД.ММ.ГГ. З.Д.В. предоставляет в администрацию Красногорского сельсовета пакет документов, необходимых для постановки его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, З.Д.В. предоставляет в администрацию Красногорского района пакет документов, необходимых для постановки его на учет в качестве участника (гражданина) ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Администрация Красногорского района осуществляет постановку на учет в качестве участника вышеуказанной ФЦП до ДД.ММ.ГГ, администрация Красногорского района осуществляет социальную выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств федерального и краевого бюджетов. В рамках названного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <...> руб. Административный истец считает незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению данного постановления в силу следующего: в рамках исполнения мирового соглашения администрацией Красногорского района вынесено постановление от ДД.ММ.ГГ*** о постановке З.Д.В. на учет в качестве претендента ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; ДД.ММ.ГГ администрацией района на имя Главного управления сельского хозяйства Алтайского края (далее также Главное управление) Ч.А.Н. направила письмо с просьбой дать разъяснения о возможности по заключенному мировому соглашению, внести изменения в ранее направленный сводный список граждан от ДД.ММ.ГГ путем включения З.Д.В. в список под номером 1 «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, застройщики». В ответе на письмо Главное управление сельского хозяйства Алтайского края сослалось на невозможность внесения изменения в список по причине частичного использования другим участником программы социальной выплаты. ДД.ММ.ГГ администрация района направила в Главное управление сельского хозяйства по Алтайскому краю список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках названной программы, включив в указанную выше группу под номером 1 З.Д.В., также направлено письмо от ДД.ММ.ГГ с содержанием просьбы рассмотреть вопрос, касающийся внесения изменений в список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках программы по Красногорскому району от ДД.ММ.ГГ с учетом первоочередного права предоставления социальной выплаты З.Д.В. В ответном письме от ДД.ММ.ГГ административному истцу сообщено об отсутствии возможности включить З.Д.В. во внеочередном порядке в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить в текущем году государственную поддержку З.Д.В. вне очереди, минуя граждан, подавших документы на участие в программе ранее. Из содержания мирового соглашения следует, что администрация Красногорского района должна осуществить в пользу взыскателя З.Д.В. социальную выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств федерального и краевого бюджетов, вместе с тем Порядком предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья не предусмотрено предоставление социальной выплаты во внеочередном порядке. Кроме того, указывает, что администрация Красногорского района не является распорядителем средствами федерального и краевого бюджетов, предназначенных участникам названной программы, распорядителем является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; в бюджете муниципального образования Красногорский района Алтайского края отсутствуют статьи, предусматривающие выделение денежных средств участникам государственной программы Алтайского края, бюджет принят с дефицитом на 2015 год. С учетом изложенного считает, что административным истцом исполнены требования мирового соглашения с учетом соблюдения норм федерального и краевого законодательства, в связи с чем действия по вынесению постановления о взыскании с должника исполнительского сбора являются незаконными.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ОСП Красногорского района.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 13 мая 2016 года административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе администрация Красногорского района просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что судом не приняты во внимание причины неисполнения требований мирового соглашения в части предоставления социальной выплаты из средств федерального и краевого бюджетов; не дана оценка доводам администрации о невозможности исполнения условий мирового соглашения в силу обстоятельств непреодолимой силы; в пунктах 4.4, 5.3 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья не предусмотрена такая группа граждан как граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания; препятствием выплаты субсидии является то обстоятельство, что администрация района не является распорядителем средств федерального и краевого бюджета в рамках программы; при заключении мирового соглашения стороны не могли предполагать о возникновении в будущем нового обстоятельства, связанного с не включением Главным управлением сельского хозяйства по Алтайскому краю З.Д.В. в список претендентов на получение социальной выплаты; требования мирового соглашения должником исполнены.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности оспариваемого постановления, основанном на законе и обстоятельствах дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, определением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в рамках гражданского дела утверждено заключенное между сторонами мировое соглашение, согласно которому администрация Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края осуществляет постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий З.Д.В. путем предоставления жилья на условиях социального найма в количестве 2 членов семьи до ДД.ММ.ГГ.

З.Д.В. предоставляет в администрацию Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края пакет документов, необходимых для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ.

З.Д.В. предоставляет в администрацию Красногорского района Алтайского края пакет документов, необходимых для постановки его на учет в качестве участника (гражданина) ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», до ДД.ММ.ГГ.

Администрация Красногорского района Алтайского края осуществляет постановку на учет в качестве участника (гражданина) ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», до ДД.ММ.ГГ.

Администрация Красногорского района Алтайского края осуществляет социальную выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств Федерального и краевого бюджетов.

ДД.ММ.ГГ взыскатель З.Д.В. обратился в ОСП Красногорского района с заявлением о возбуждении исполнительного производства по названному мировому соглашению, указывая на его неисполнение в части социальной выплаты на строительство жилого дома вне очереди из средств Федерального и краевого бюджетов.

На основании выданного по названному мировому соглашению исполнительного листа, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Красногорского района от ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника администрации Красногорского района.

По заявлению судебного пристава-исполнителя определением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ, разъяснено, что при исполнении исполнительного листа *** от ДД.ММ.ГГ в части исполнения требования о том, что администрация Красногорского района осуществляет взыскателю З.Д.В. социальную выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств Федерального и краевого бюджетов, судебный пристав должен руководствоваться требованиями ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем и.о. главы администрации Красногорского района Ш.В.В. вручено требование от ДД.ММ.ГГ о необходимости в 5-дневный срок со дня получения настоящего требования произвести выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств Федерального и краевого бюджетов З.Д.В. из расчета норм положенности.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГ исх. *** администрация Красногорского района сообщила о невозможности исполнить названное требование, поскольку администрация района не является распорядителем средств федерального и краевого бюджетов, предназначенных участникам программы, распорядителем является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. Согласно п.п. 5.3, 4.4 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья предоставление социальной выплаты осуществляется согласно очередности состоящей из шести групп граждан, среди которых отсутствует группа граждан – предоставление социальной выплаты гражданам, жилые помещения которых признаны аварийными и непригодными для проживания. Следовательно, администрация Красногорского района не может внести изменения в список граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» Красногорского района на 2015 год путем постановки З.Д.В. в очередности под ***. Кроме того, в бюджете муниципального образования Красногорский район Алтайского края на 2015 год отсутствуют статьи, предусматривающие выделение денежных средств участникам государственной программы.

На повторное требование судебного пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГ главой администрации района дан ответ о невозможности внести изменения в список получателей на 2015 года, поскольку такой список утвержден ДД.ММ.ГГ и в настоящее время выделенные средства частично использованы получателем.

ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем вынесены требования о предоставлении информации о поступлении денежных средств в администрацию Красногорского района на реализацию программы ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» за периоды 2014-2016 годы, а также осуществить социальную выплату на строительство жилого дома вне очереди из средств федерального и краевого бюджетов З.Д.В. в 7-дневный срок со дня поступления требования. Названные требования вручены главе администрации Красногорского района Д.М.И.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГ администрацией Красногорского района сообщено о невозможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, поскольку Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, являющееся распорядителем денежных средств, указывает на отсутствие возможности включить З.Д.В. во внеочередном порядке в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить в текущем году государственную поддержку З.Д.В. вне очереди, минуя граждан, подавших документы на участие в программе ранее.

ДД.ММ.ГГ постановлением начальника отдела ОСП Красногорского района с должника администрации Красногорского района взыскан исполнительский сбор в размере <...> руб.

Таким образом, учитывая, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа должником не исполнены, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, администрацией Красногорского района не представлено, то у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительного сбора.

В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ о взыскании исполнительского сбора.

Доводы апелляционной жалобы о наличии непреодолимой силы, выразившейся в невключении Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края З.Д.В. в список граждан на получение социальной выплаты во внеочередном порядке, во внимание не принимаются, поскольку обстоятельства непреодолимой силы (чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство) связано с наличием объективных причин, не зависящих от воли сторон.

В данном случае отказ Главного управления в предоставлении З.Д.В. социальной выплаты во внеочередном порядке обусловлено действующим законодательством, что не может быть расценено в качестве непреодолимой силы.

Указание в жалобе на исполнение условий мирового соглашения в полном объеме опровергается вышеизложенными установленными по делу обстоятельствами и не оспаривается самим должником.

С учетом изложенного, оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГ незаконным по делу не установлено.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ о взыскании исполнительского сбора, администрация Красногорского района ссылалась на отсутствие вины по той причине, что распорядителем денежных средств в рамках федеральной целевой программы является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, и без утверждения последним списков и выделении денежных средств администрация района лишена возможности исполнить требования исполнительного документа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».

В соответствии с названной программой постановлением Администрации Алтайского края от 28 мая 2015 года № 200 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее – Порядок).

Согласно п.п. 1.2, 1.3 Порядка государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее – «получатели социальной выплаты»), осуществляется путем предоставления за счет средств федерального и краевого бюджетов социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Органом исполнительной власти Алтайского края, который организует проведение на территории региона мероприятий программ и перечисляет в бюджеты муниципальных образований средства федерального и краевого бюджетов, является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее – «Главное управление»).

В соответствии с п. 2.1 Порядка средствами, в рамках программ направляемыми на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, являются:

субсидии из федерального бюджета;

субсидии из краевого бюджета;

собственные и (или) заемные средства гражданина, молодой семьи (молодого специалиста);

средства работодателя.

Федеральные субсидии, поступившие в краевой бюджет, и средства краевого бюджета, в очередном финансовом году предусмотренные на софинансирование мероприятий по обеспечению жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов на селе, перечисляются Главным управлением в доходы бюджетов соответствующих муниципальных районов (городских округов) с целью финансирования строительства (приобретения) жилья для данной категории граждан (п. 2.5 Порядка).

В силу п. 3.10 Порядка граждане, молодые семьи и молодые специалисты становятся участниками мероприятий программ с момента утверждения начальником Главного управления сводного списка на текущий финансовый год.

Согласно п.п. 4.6, 4.9, 4.10 Порядка определение размера социальной выплаты производится Главным управлением.

При поступлении денежных средств в бюджет муниципального района (городского округа) администрация в 5-дневный срок с даты получения выписки информирует об этом в письменном виде получателя социальной выплаты.

Администрация муниципального района (городского округа) в срок, указанный в договоре, заключенном между ней и Главным управлением, представляет платежные поручения на перечисление указанных средств на банковские счета получателей социальных выплат.

Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств социальной выплаты.

После перечисления указанных средств с банковского счета получателя кредитная организация направляет подлинник свидетельства в администрацию муниципального района (городского округа) с отметкой о произведенной оплате.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что для получения социальной выплаты из средств федерального и краевого бюджетов, гражданин-участник программы должен быть включен в сводный список на очередной финансовый год, утверждаемый Главным управлением, которое впоследствии определяет размер социальной выплаты и производит перечисление денежных средств в бюджет муниципального района.

Как следует из материалов исполнительного производства, ДД.ММ.ГГ глава администрации Красногорского района обращался к начальнику Главного управления сельского хозяйства Алтайского края для решения вопроса о возможности внести изменения в ранее направленный сводный список граждан от ДД.ММ.ГГ – получателей социальных выплат в 2015 году в части включения в этот список З.Д.В. в рамках исполнения условий мирового соглашения.

В ответ на данное письмо Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края ДД.ММ.ГГ разъяснено, что в текущем году краевой список получателей социальных выплат составлен и утвержден начальником Главного управления ДД.ММ.ГГ, после чего составлено соглашение, в котором указан участник программы, получающий социальную выплату согласно очередности, установленной в районе по дате подачи заявления на участие в программе. В настоящее время выделенные средства частично использованы данным получателем, соответственно, внести изменения в список 2015 года не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГ главой администрации Красногорского района утвержден список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Красногорскому району, в котором в группу граждан, работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, под *** включен З.Д.В.

ДД.ММ.ГГ главой администрации Красногорского района начальнику Главного управления направлен данный список, с приложением копии определения от ДД.ММ.ГГ об утверждении мирового соглашения, с просьбой о распределении социальных выплат на строительство жилого дома З.Д.В. вне очереди из средств федерального и краевого бюджетов и просьбой внести изменения в список претендентов на получение социальных выплат от ДД.ММ.ГГ с учетом первоочередного права предоставления социальной выплаты З.Д.В.

По результатам рассмотрения данного обращения Главным управлением в письме от ДД.ММ.ГГ разъяснено, что согласно Порядку в каждой из групп претендентов на получение средств государственной поддержки очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления на участие в программе с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей. З.Д.В. документы на участие в программе поданы в администрацию района ДД.ММ.ГГ, с учетом места работы и выбранного З.Д.В. способа улучшения жилищных условий – строительство, его семья включена в пятую группу очередности. В соответствии с Порядком Главное управление не считает возможным предоставить в текущем году государственную поддержку З.Д.В. вне очереди, минуя граждан, подавших документы на участие в программе раньше ДД.ММ.ГГ.

Изложенное свидетельствует о том, что распорядителем средств федерального и краевого бюджетов (Главным управление), выделенных в рамках программы, отказано администрации Красногорского района в предоставлении социальной выплаты З.Д.В. во внеочередном порядке.

Таким образом, поскольку без перечисления Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края администрации Красногорского района средств федерального и краевого бюджетов для предоставления социальной выплаты З.Д.В., администрация района лишена возможности исполнить условия мирового соглашения в полном объеме, то в данном случае у должника отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа в части осуществления социальной выплаты на строительство жилого дома вне очереди из средств федерального и краевого бюджетов.

При данных обстоятельствах судебная коллегия находит установленными обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения администрации Красногорского района Алтайского края от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем решение суда подлежит изменению путем указания на освобождение должника от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского районного суда Алтайского края от 13 мая 2016 года изменить.

Освободить администрацию Красногорского района Алтайского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению начальника отдела ОСП Красногорского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГ по исполнительному производству ***.

В остальной части решение Красногорского районного суда Алтайского края от 13 мая 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи