ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-801/2021 от 30.03.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Бокадорова Е.А.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей - Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Алфимовой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2021 года административное дело административному исковому заявлению ИФНС России по г.Курску к Тютюнникову Евгению Игоревичу о взыскании обязательных платежей и санкций, поступившее по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Курску на решение Кировского районного суда города Курска от 1 декабря 2020 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Курску по доверенности Малахова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Тютюнникова Е.И. и его представителя Веретенникова А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ИФНС России по г.Курску обратился в суд с иском к административному ответчику Тютюнникову Е.И. о взыскании задолженности по налогам и пени, указывая, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. В связи с неуплатой налогов административным ответчиком, ИФНС России по г.Курску, с учетом уточнений, просила взыскать с Тютюнникова Е.И., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год, в размере 165 772 руб., пеню - 581,41 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год, в размере (с учетом уточнения в этой части) 7022,39 руб., пеню в размере 171,21 руб., а всего - 173497,01 руб.

Решением Кировского районного суда г.Курска от 18 ноября 2019 года, с которым согласилась апелляционная инстанция Курского областного суда (апелляционное определение от 13.03.2020г.), в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г.Курску к Тютюнникову Е.И. было отказано.

Кассационным определением Первого кассационного суда от 27.07.2020года судебные акты нижестоящих судов по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Кировского районного суда г.Курска от 1 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, административный истец оспаривает его в апелляционном порядке, полагая, что выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах и нормах материального права.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст.ст.363, 409 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из положений ст. 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из ст. 408 НК РФ следует, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме

В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Поскольку Тютюнников Е.И. является лицом, на которое в 2017 году было зарегистрировано право собственности на объекты налогообложения, он обязан производить оплату налогов в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного ему налоговым органом.

В частности в 2017 году Тютюнников Е.И. являлся собственником следующих объектов налогообложения в соответствии со ст.ст. 388, 389 и 401 НК РФ:

квартира, адрес: <адрес> кадастровый ,

гараж, адрес: <адрес>, кадастровый номер

станция ЛМУ, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 467,90 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

растворобетонный узел, адрес: <адрес>,
кадастровый , площадь 52,80 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

склад запасных частей, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1074 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

автомобильный склад, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 654,80 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 00:00:00, дата утраты права 27.10.2017 года;

мастерская общего назначения, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1712,80 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

станция обслуживания Камаз, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1731,10 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

здание пилорамы, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 189,90 кв.м. Дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

станция обслуживания тракторов, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1288,30 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

контора автобазная, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 375 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

склад, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1152 кв.м., дата регистрации права
13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

здание конторы, адрес: <адрес>,
кадастровый , площадь 639,20 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

проходная, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 12,50 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

гараж, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 1060,80 кв.м, дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года;

земельный участок для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 33373 кв.м., дата регистрации права 13.08.2008 года, дата утраты права 27.10.2017 года.

Из налогового уведомления от 24 июня 2018 года № 12496527, переданного Тютюнникову Е.И. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, следует, что налогоплательщику исчислены налоги (земельный налог и налог на имущество) за 2017 год по вышеприведенным объектам налогообложения исходя из соответствующих ставок налогов и периодов фактического владения ими. (т.1 л.д.15-16).

В частности Тютюнников Е.И. уведомлен о необходимости оплатить в срок до 03.12.2018г. земельный налог за 2017 г. в размере 48800 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 165842 руб.

В связи с неуплатой налогов инспекцией, в соответствии с нормами законодательства, начислены пени, расчет (т.1 лд.17-19).

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 18.12.2018 № 40976 административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 165722 руб. и пени в размере 581 руб. 41 коп., задолженность по земельному налогу в размере 48800 руб. и пени в размере 171 руб. 21 коп., установлен срок оплаты до 21 января 2019 года (требование направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается скриншотом из программы АИС Налог-3 ПРОМ) (т.1 л.д.13-14, 32-34).

Расчет налоговой задолженности, пени, представленный административным истцом, как и факт получения указанных выше налогового уведомления и требования Тютюнниковым Е.И. не оспаривается.

По заявлению ИФНС России по г. Курску 29 марта 2019 года и.о.мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Железнодорожного округа г.Курска вынесен судебный приказ о взыскании с Тютюнникова Е.И. налоговой недоимки по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 18.12.2018 № 40976, который определением того же судьи от 17 апреля 2019 года отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения (т.1 лд.7).

Поскольку настоящее административное исковое заявление направлено в Кировский районный суд г. Курска 15 августа 2019 года, установленный ст.48 НК РФ срок на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций соблюден.

Вместе с тем, разрешая административный иск налогового органа, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о необоснованности и недоказанности заявленных требований, поскольку согласился с доводами стороны административного ответчика о том, что у Тютюнникова Е.И. имеется переплата по имущественным налогам, которую в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан зачесть в счёт уплаты спорной налоговой задолженности.

Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может и считает, что судом первой инстанции при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что в силу статьи 310 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации является основанием для отмены данного судебного акта.

В данном случае, имеющиеся в настоящем деле доказательства, в том числе карточки расчетов налогоплательщика с бюджетом (далее – КРСБ налогоплательщика), справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 27.12.2017г. №89156, а также платежные документы чек-ордера от 26.10.2017: операция №69, операция №66, операция №67, операция №68; на которых основывался районный суд при принятии решения по делу, факт имеющейся у Тютюнникова Е.И. переплаты по имущественным налогам в размере 328286,93 руб. не подтверждают.

Как следует из материалов настоящего административного дела, в рамках исполнения обязанности по уплате имущественных налогов ТютюнниковымЕ.И. в 2017 году уплачены денежные средства в размере 630294,75 руб..

Из них: 287525 руб. - задолженность по земельному налогу за 2008 – 2010 гг., 270620 руб. - налог на имущество за 2015 год, 71757,21 руб. - пени по налогу на имущество за 2015 год, 356 руб. - транспортный налог за 2015 год, 36,54 руб. пени по транспортному налогу.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

информацией (содержащей копии процессуальных и платежных документов) предоставленной Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курской области в Управление ФНС по Курской области письмом от 24.11.2020 №20/36186, в соответствии с которой в Отделе судебных приставов по Центральному округу г.Курска находилось исполнительное производство №6696/13/39/46, возбужденное 15 марта 2013 года на основании исполнительного листа №2-639/3-2012 от 10.12.2012, выданного Кировским районным судом г.Курска о взыскании с Тютюнникова Е.И. задолженности по земельному налогу за 2008 – 2010 гг. в размере 357789 руб. 63 коп. в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области. В рамках исполнительного производства денежные средства были взысканы в полном объеме, в том числе по квитанции от 09.08.2017 г. №КО 455321 взыскано 287525 руб., что явилось основанием к вынесению постановления о его окончании в соответствии с п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (т.2 лд.69-126);

материалами административного дела по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Курску к Тютюнникову Е.И. о взыскании обязательных платежей и санкций №2а-312/2018, из которых следует, что определением суда от 11.04.2018г. производство по делу прекращено на основании п.3. ч.1 ст.194 КАС РФ (налоговый орган заявил отказ от иска). В рамках судебного спора, предметом которого являлась задолженность за 2015 год (налоговое уведомление от 20.10.2016г. №72125897, требование №27214 на 14.12.2016г.) в общей сумме 297 482,08 рублей, в том числе: налог на имущество - 295 941 руб.; пени по налогу на имущество – 1183,76 руб.; транспортный налог - 356 руб.; пени по транспортному налогу – 1,32 руб., Тютюниковым Е.И. в обоснование отсутствия задолженности были предоставлены: справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 27.12.2017г. №89156, а также платежные документы чек-ордера от 26.10.2017: операция №69, операция №66, операция №67, операция №68.

То есть по состоянию на 26 октября 2017 года у Тютюнникова Е.И. имелась задолженность по налогу на имущество за 2015 год, начисленная по налоговому уведомлению от 20.10.2016г. №72125897, в счет уплаты которой и была зачтена сумма 270620 руб. по чек-ордеру от 26.10.2017г. операция №69, а представленные им платежные документы в обоснование имеющейся переплаты по налогам, уже были учтены как налоговым органом, так и судом при разрешении налогового спора за предыдущий налоговый период.

Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом произведено незаконное зачисление суммы 270620 руб. в счет задолженности по налогам за 2014 год, не соответствует обстоятельствам дела и представленным административным истцом доказательствам.

Спорные суммы налоговой задолженности по настоящему делу вопреки утверждению стороны административного ответчика, не были включены в суммы, подлежащие уплате на основании налогового уведомления №82016622 от 22.11.2017 за 2014, 2015 и 2016 годы (являвшегося предметом рассмотрения по судебному делу № 2а-490/5-2019). В частности, из налоговых уведомлений №82559978 от 08.12.2017г. и №82016622 от 22.11.2017г. следует, что предметом административного спора являлась задолженность Тютюнникова Е.И. по земельному налогу и налогу на имущество, связанная с произведенным налоговым органом перерасчетом за указанные налоговые периоды.

На дату формирования налогового уведомления от 24.06.2018 №12496527 у Тютюнникова Е.И. согласно КРСБ налогоплательщика отсутствовала переплата по имущественным налогам.

При этом справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам №89156 по состоянию на 27.12.2017, согласно которой у Тютюнникова Е.И. отсутствует задолженность и имеется переплата по налогу на имущество физических лиц - 295 941 руб. и земельного налога - 2781,52 руб., которой также аргументирован отказ суда в удовлетворении административного иска, сама по себе не может служить достаточным подтверждением как отсутствия задолженности по уплате налогов, так и доказательством их переплаты, поскольку наличие переплаты должно подтверждаться прежде всего платежными документами подтверждающими внесение на счет налогоплательщика денежных средств в бюджет в размере превышающем начисленные суммы налоговых платежей.

Такие документы административным ответчиком не представлены, а налоговый орган, выдавший справку, не подтвердил наличие указанной в ней переплаты.

При этом, в самой справке отражено, что она не является документом, подтверждающим исполнение физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Согласно пояснениям налогового органа отображение в указанной справке переплаты произошло в результате уменьшения Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области 24.11.2017 и 01.12.2017 налога на имущество Тютюнникова Е.В. за 2014-2016 гг. в общей сумме 712973 рубля (то есть уменьшение суммы налога на имущество было ошибочно произведено дважды, что подтверждается Письмом Межрайонной ИФНС России№2 по Курской области от 08.10.2020 №05-28/05417@), а затем начисления налога на имущество 02.12.2017 за 2014-2016 гг. в общей сумме 417032 рубля.

То есть налогоплательщик запросил у Инспекции справку о состоянии расчетов с бюджетом в тот период, когда налоговый орган производил перерасчет налоговых обязательств Тютюнникова Е.В. по налогу на имущество физических лиц. И в полученной справке №89156 от 27.12.2017 из-за производимого налоговым органом перерасчета (уменьшения налоговых обязательств без начисления) отобразилась «мнимая» переплата.

Таким образом, возникла ситуация, при которой переплата отразилась в КРСБ налогоплательщика и в справке, но фактически у налогоплательщика переплата, как излишняя уплата налога, согласно КРСБ отсутствует.

При этом, несмотря на то, что данная переплата фактически отсутствовала, она была учтена Инспекцией при формировании уведомления от 22.11.2017 №82016622 по сроку уплаты 30.01.2018 года. То есть на суммы, указанные в справке №89156 по состоянию на 27.12.2017, была уменьшена сумма налогов, исчисленных на основании этого налогового уведомления, чем фактически улучшено положение налогоплательщика.

Следовательно, сумма, указанная в справке №89156, не является переплатой по налогам, поскольку согласно КРСБ налогоплательщика по налогу на имущество и земельному налогу Тютюнников Е.И. излишне не уплачивал налоги, не платил больше, чем начислял ему налоговый орган. Напротив, Тютюнников Е.И. лишь единожды уплатил задолженность за 2015 год по налогу на имущество физических лиц 26.10.2017 в сумме 270 620.00 рублей и задолженность по пене в размере 71752,21 руб., с момента передачи его КРСБ 24.11.2016 из Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области в ИФНС России по г. Курску.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Пунктом 4 ст. 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год – не позднее 1 декабря 2018 года.

Как следует из налогового уведомления №12496527 от 24.06.2018, срок уплаты указанный в уведомлении установлен до 03.12.2018 (с учетом выходных дней). Приказом ФНС России от 18.01.2012 №ЯК-7-1/9@ (ред. от 18.06.2019) утверждены Единые требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, в соответствии с которыми начисленные к уплате налоги отражаются в карточках расчетов с бюджетом по сроку их уплаты.

На основании изложенного, в карточках расчетов с бюджетом по налогу на имущество и земельному налогу Тютюнникова Е.И. по состоянию на 27.12.2017 (дату выдачи справки) начисления по налоговому уведомлению №12496527 от 24.06.2018 отсутствовали.

Таким образом, в отношении довода налогоплательщика об оплате 26.10.2017 налога на имущество и земельного налога за 2017 год необходимо отметить, что расчет имущественных налогов производится налоговыми органами по окончании налогового периода. Расчет земельного налога и налога на имущество за 2017 год произведен 24.06.2018 года. На момент формирования налогового уведомления №12496527 от 24.06.2018 переплата по земельному налогу и налогу на имущество отсутствовала.

Перечень обязанностей налогового органа - одного из участников налоговых правоотношений - установлен ст. 32 НК РФ. В их числе - представление справок о состоянии расчетов с бюджетом (пп. 10 п. 1) и осуществление совместной сверки расчетов по налоговым платежам (с последующим вручением акта сверки таких расчетов) (п. 11 п. 1).

Обязанность проводить проверку состояния расчетов с бюджетом (и получать документальное подтверждение ее проведения) прямо не вменена ни одному из участников налоговых правоотношений - ни налогоплательщику (налоговому агенту), ни налоговому органу. Обязанность налоговых органов по представлению справок и акта сверки - лишь действие налогового органа на соответствующее обращение налогоплательщика посредством запроса или заявления, что следует из пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Налоговые органы, в свою очередь, инициируют проведение сверки расчетов с бюджетом в ситуациях, которые предусмотрены абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ (например, при обнаружении возможной переплаты по налогам или в иных случаях, установленных налоговым законодательством).

Пунктом 10 ч. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику два документа:

- справку о состоянии расчетов по налоговым платежам (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@);

- справку об исполнении обязанности по уплате налогов (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@).

Справка о состоянии расчетов по налоговым платежам или справка об исполнении обязанности по внесению налоговых платежей не является безусловным основанием для возврата (зачета) налоговой переплаты. Названные документы лишь указывают на наличие переплаты, но не доказывают факт и момент ее возникновения. Для ее возврата необходимы доказательства факта и момента излишней уплаты (взыскания) налога.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым согласиться с налоговым органом, что сведения, отраженные в справке о состоянии расчетов №89156, не могут являться основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате законно начисленных налога на имущество и земельного налога за 2017 год.

В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Пунктом 2 статьи 309 КАС Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Приходя к выводу о незаконности решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит обоснованными требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени в заявленном размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Принимая во внимание положения ст.ст. 103, 111 КАС РФ и исходя из абз. 4 пп.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и п.2 ст.61.1, п.2 ст.61.2 Бюджетного кодекса РФ, с учетом объема удовлетворенных требований, с административного ответчика в бюджет муниципального образования «город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4669,94 руб.

Руководствуясь п.2 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционную жалобу ИФНС России по г.Курску удовлетворить.

Решение Кировского районного суда города Курска от 1 декабря 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ИФНС России по г.Курску к Тютюнникову Е.И. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Тютюнникова Евгения Игоревича, ИНН , проживающего по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России по г.Курску задолженность по требованию от 18 декабря 2018 года №40976 в сумме 173497 (Сто семьдесят три тысячи четыреста девяносто семь) рублей 01 коп., из них:

налог на имущество физических лиц за 2017 г. - 165772,00 руб.,

пени по налогу на имущество физических лиц. - 581,41 руб.,

земельный налог за 2017 г. - 7022,39 руб.,

пени по земельному налогу - 171,21 руб.

Взыскать с Тютюнникова Евгения Игоревича в бюджет муниципального образования «город Курск» государственную пошлину в размере 4669 (Четыре тысячи шестьсот шестьдесят девять) рублей 94 коп.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи