ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-804/18 от 10.07.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Кайшев Н.Е. дело № 33а-804/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 10 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина М.В.,

судей Луневой С.П., Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Габриелян М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от
13 апреля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа, Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть дороги,

заслушав доклад судьи Луневой С.П.,

УСТАНОВИЛА:

Минераловодский межрайонный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Минераловодского городского округа законодательства о безопасности дорожного движения.

По информации из ОГИБДД ОМВД России по Минераловодскому городскому округу в нарушение «РОСТ Р 50597-93.Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 покрытие проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «Минеральные Воды-Суворовская» (<...>.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению № <адрес><адрес> городского округа и до <адрес>, расположенного в отделение <адрес> городского округа не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93.

Указанная дорога, протяженностью 6 км, имеет асфальто-бетонное покрытие. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 на всем протяжении дороги имеются дефекты покрытия проезжей части. Обочины находятся в неудовлетворительном состоянии. На участке со <...> км. <...> м. по <...> км. <...> м. имеются дефекты покрытия проезжей части, препятствующие проезду транспортных средств, а также выбоины, просадки и проломы обочины, насыпь грунта на проезжую часть.

Отсутствие надлежащего дорожного покрытия препятствует проезду общественного и личного транспорта граждан, доставлению детей в общеобразовательные учреждения, а также затрудняет надлежащую организацию продовольствия в указанном населенном пункте.

Непринятие мер администрацией Минераловодского городского округа по ремонту дорожного покрытия улиц, а также организации уличного освещения, негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной совершения дорожно- транспортных происшествий, что в свою очередь может повлечь нарушение установленных статьями 20 и 41 Конституцией РФ прав на жизнь и на охрану здоровья граждан.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа по непринятию мер к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «Минеральные Воды- Суворовская» (<...> м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес> и до <адрес>, расположенного в отделении <адрес><адрес>, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги; обязать администрацию Минераловодского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «Минеральные Воды-Суворовская» (<...> м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес><адрес> и до <адрес>, расположенного в отделении <адрес><адрес>, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги.

Определением суда от 10.04.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципального хозяйства администрации городского округа.

Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.04.2018 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа по непринятию мер к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги <...> с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес><адрес> и до <адрес>, расположенного в отделении <адрес> городского округа, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги. Обязал администрацию Минераловодского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «<адрес>» (<адрес> м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес><адрес> и до <адрес>, расположенного в отделении <адрес> городского округа, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги.

В вышеуказанных требованиях к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа - отказал.

Не согласившись с обжалуемым решением суда, представитель административного ответчика Администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО4 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указывает, что судом в нарушение приведенных норм процессуального права оставлена без правовой оценки позиция Администрации в том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление, а также, что данным Управлением проводятся работы по устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, указанной в иске дороги, а также наличие насыпи на дороге является частью данных работ, а соответственно какое либо бездействие в данном случае отсутствует. Компетенцией в вопросах дорожного хозяйства наделено Управление и в соответствии с их полномочиями бюджетом округа предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию данных функций.

Также судом удовлетворены требования Прокурора о возложении обязанности на Администрацию очистить от насыпи грунта на проезжую часть указанной в иске дороги. В обоснование исковых требований в этой части Истцом приложено фото, согласно которому на дороге находится насыпь. Однако данная насыпь является одним из этапов проведения работ по устранению дефектов дороги, а именно данная насыпь необходима для укрепления реки Кучук, проходящей вдоль межпоселковой дороги от <адрес> к отделению , о чем было представлено соответствующее письмо Управления. О том, что данная насыпь необходима для устранения дефектов, представлено фото, согласно которым, указанная насыпь огорожена, поставлен соответствующий временный знак о проведении дорожных работ. Вместе с этим, согласно решению суда для его исполнения, Управлению необходимо будет убрать эту насыпь, а после опять провести повторные работы по укреплению берега реки, что приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минераловодский межрайонный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу установлены правильно.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

При этом согласно п. 9 ст. 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 6, 11 ст. 13 Закона N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

В статье 3 Закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).

Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно акту госинспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу от 07.03.2018 в нарушение «ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «Минеральные Воды-Суворовская» (<адрес> м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению № с<адрес> и до дома № расположенного в отделение № <адрес>, не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93.

На всем протяжении дороги имеются дефекты покрытия проезжей части. Обочины находятся в неудовлетворительном состоянии. На указанной дороге на участке со <адрес> км. <адрес> м. по <адрес> км. <адрес> м. имеются дефекты покрытия проезжей части, препятствующие проезду транспортных средств, а также выбоины, просадки и проломы обочины, насыпь грунта на проезжую часть.

обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Удовлетворяя административные исковые требования к администрации Минераловодского городского округа суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда в этой части, основанными на установленных обстоятельствах дела.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований к административному ответчику – Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные предприятия.

Администрацией округа, в пределах предоставленной ей компетенции, создано Управление Муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа СК, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета.

Согласно п. 2.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.10.2015 N 24 Управление создано для осуществления полномочий единого заказчика и плательщика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений, объектов внешнего благоустройства городского округа, организации благоустройства территории городского округа, формирования системы эффективных договорных отношений с подрядчиками и исполнителями работ и услуг для муниципальных нужд.

Пункт 2.2 Положения устанавливает, что для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Управление организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, содержание и эксплуатация зданий и сооружений - объектов муниципальной недвижимости.

В соответствии с решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.12.2016 № 341 «О бюджете Минераловодского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (с учетом изменений) главным распорядителем средств бюджета Минераловодского городского округа по расходам в части реализации полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является «Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края».

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований в этой части.

Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от
13 апреля 2018 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа отменить.

В отмененной части вынести новое решение, которым признать незаконным бездействие Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа по непринятию мер к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги «Минеральные Воды-Суворовская»
(<...> м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес><адрес> и до дома №, расположенного в отделении <адрес><адрес>, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги.

Обязать Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению дефектов, отдельных выбоин, просадок и проломов обочин дорожного покрытия проезжей части дороги, ведущей от пересечения автомобильной дороги <...> ( м.) с автомобильной дорогой, ведущей к отделению <адрес> городского округа и до <адрес>, расположенного в отделении <адрес> городского округа, а также очищению от насыпи грунта на проезжую часть названной дороги.

Апелляционную жалобу удовлетворить в части.

Председательствующий:

Судьи: