ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8053/2021 от 17.11.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Громова Е.Н. УИД 38RS0004-01-2021-000843-77

Судья-докладчик Усова Н.М. 33а-8053/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Абрамчика И.М., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-567/2020 по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Муниципального образования «Братский район» о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании незаконным протокола комиссии, возложении обязанности выдать свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения

по апелляционной жалобе администрации МО «Братский район» на решение Братского районного суда Иркутской области от 6 июля 2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что постановлением главы Озернинского сельского поселения Братского района Иркутской области от 27 августа 2019 г. № 44 «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ФИО1 и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Озернинского муниципального образования Братского района с 27 августа 2019 г.

16 сентября 2019 г. семья М-вых обратилась в администрацию МО «Братский район» с заявлением о включении в состав участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей». Протоколом № 3 от 1ДД.ММ.ГГГГ г. заседания комиссии по принятию решений о признании семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых» на
2015-2020 г.г. администрации МО «Братский район» принято решение признать участниками программы семью М-вых и утвердить в обновленном списке на получение социальной выплаты в 2019 году в связи с нехваткой финансирования и учитывая количественный состав семьи: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения – супруга; ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ года рождения – супруг; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын (п.2).

22 января 2021 г. в связи с подошедшей очередностью ФИО1 подала в Администрацию МО «Братский район» заявление о выдаче ее семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на сумму социальной выплаты в размере 576 000 руб.

Письмом от 3 февраля 2021 г. № 362 семье М-вых отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по следующим основаниям: несоответствие жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, условиям муниципальной программы муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 г.г. МО «Братский район», утвержденной постановлением мэра Братского района № 287 от
13 ноября 2014 г.; отсутствие оснований для признания молодой семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ и п. 7 Правил.

15 февраля 2021 г. ФИО5 получила решение в форме уведомления от 10 февраля 2021 г. № 293 об отказе молодой семье М-вых в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 г. по причине несоответствия жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств? требованиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район».

Считает данный отказ незаконным, поскольку семья была признана участниками программы на основании представленных документов, и имущественное положение не изменялось.

Кроме того, административным ответчиком был нарушен порядок принятия решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение указанной социальной выплаты и исключению из программы, поскольку из содержания письма мэра от 3 февраля 2021 г. им было принято решение об исключении из программы до заседания комиссии по принятию решений о признании семей участниками программы, которое состоялось
4 февраля 2021 г.

Просили суд признать незаконным решение администрации МО «Братский район» об отказе молодой семье в составе: супруг ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 г. в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 г.г. муниципального образования «Братский район»? выраженного в уведомлении
от 10 февраля 2021 г. № 293 за подписью заместителя мэра Братского района по социальным вопросам ФИО6; признать незаконным протокол № 1 по принятию решений о признании семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 г.г. администрации МО «Братский район» под председательством ФИО6 от
4 февраля 2021 г. в части принятия решения об отказе молодой семье в составе: супруг ФИО4; супруга ФИО1, дети: ФИО2; ФИО3, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 г. в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы МО «Братский район» и исключении семьи М-вых из списка молодых семей – участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район»; возложить на администрацию МО «Братский район» обязанность выдать молодой семье в составе: супруг ФИО4; супруга ФИО1; дети: ФИО2; ФИО3, Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 г. в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 г.г. муниципального образования «Братский район».

Решением Братского районного суда Иркутской области от
6 июля 2021 г. административное исковое заявление ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4 удовлетворено в полном объёме.

Не согласившись с решением суда, представитель администрации МО «Братский район» ФИО7 подал апелляционную жалобу на решение суда. В обоснование доводов жалобы указал, что администрация МО «Братский район» с решением суда не согласна, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В решении суда указано, что решение комиссии является незаконным, поскольку Положением о комиссии по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 г.г. муниципального образования «Братский район», утвержденного постановление мэра Братского района от
1 декабря 2015 г. № 257, которое действовало на момент принятия оспариваемого решения, такое основание отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, как несоответствие жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств требованиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район» - не указано.

Однако реализация мероприятий муниципальной программы «Жилье для молодых семей на 2019-2023 годы (в настоящее время подпрограммы «Жилье для молодых семей» на 2021-2023 годы муниципальной программы «Жилье» на 2021-2023 годы, утвержденной постановлением мэра Братского района от 13 ноября 2019 г. № 756) осуществляется в соответствии с условиями подпрограммы «Молодым семьям – доступное жилье» на
2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп.

Указанные мероприятия реализуются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила), являющихся приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Основаниями отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного п. 31 Правил срока предоставления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений. Содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям п. 38 Правил).

Абзацем 2 п. 38 Правил установлено, что приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находится или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Согласно условиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» (ред. от 13 ноября 2014 г., с учетом изм. от 31 октября 2018 г.), действовавшим на момент подачи семьей М-вых заявления об участии в мероприятиях программы, содержащимся в приложении № 3 к муниципальной программе «Механизм реализации подпрограммы и правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и их использования» приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) при использовании социальной выплаты на приобретение жилья должно находиться на территории муниципального образования «Братский район».

Аналогичные условия были сохранены в редакции муниципальной программы «Жилье для молодых семей» (от 20 апреля 2020 г.), действовавшей на момент подачи семьёй М-вых заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и отражались в приложении № 3 к муниципальной программе «Порядок и правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и их использования».

Считает, что наличие в муниципальной программе условия о нахождении приобретаемого в рамках мероприятий программы жилого помещения на территории МО «Братский район» не противоречит условиям реализации указанных мероприятий в части условий территориальности, содержащихся в Правилах; кроме того, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) объекта недвижимости на территории другого муниципального образования за счет средств муниципального образования «Братский район» являлось бы нарушением бюджетного законодательства (ст. 15 БК РФ).

Считает, что отсутствие в Положении о комиссии по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы, утвержденном постановлением мэра Братского района от 1 декабря 2015 г. № 257 указание на такое основание отказа в предоставлении социальной выплаты как несоответствие жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, требованиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы, не может являться превышением полномочий комиссии, поскольку такая норма содержится в нормативно-правовом акте, имеющем большую юридическую силу – постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2020 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Полагает необоснованным признание незаконным решения комиссии об исключении семьи М-вых из списка участников мероприятий муниципальной программы «Жилье для молодых семей» в связи с отсутствием в протоколе № 1 от 4 февраля 2021 г. обоснования принятого решения. Указывает, что при этом судом не учтено представленное в материалы дела уведомление от 10 февраля 2021 г.

Обращает внимание, что административным истцам давались разъяснения о принятом решении в связи с их обращением в аппарат Губернатора Иркутской области и Правительство Иркутской области.

Причиной отказа в представлении социальной выплаты послужило отсутствие у семьи М-вых реальной нуждаемости в жилом помещении, то есть обеспеченность молодой семьи М-вых общей площадью жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи значительно превышала учетную норму общей площади жилого помещения, установленную на территории Братского района.

Указывает, что к заявлению о включении в состав участников муниципальной программы документов от 16 сентября 2019 г. представлен договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка от 11 апреля 2019 г. предметом которого являлось жилое помещение по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск. <...>.

Полагает, что семья М-вых ошибочно была включена в список участников мероприятий муниципальной программы «Жилье для молодых семей» в связи с тем, что на основании постановления главы Озернинского сельского поселения от 27 августа 2019 г. №44 «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» семья М-вых в нарушение законодательства была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении без учёта квартиры по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск. <...>. Данное обстоятельство было выявлено комиссией в ходе повторной проверки пакета документов в соответствии с п. 33 Правил.

Кроме того, жилое помещение по адресу Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск. <...>, на которое семья М-вых планировала потратить социальную выплату находится на территории другого муниципального образования. Данные обстоятельства явились основанием для исключения семьи М-вых из списка.

В связи с изложенным просит решение Братского районного суда Иркутской области от 6 июля 2021 г. по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями
ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах полномочий обеспечивают условия осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилья (п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П,
от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П).

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с постановлением Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области» «Доступное жилье» на 2019-2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области».

Целью государственной программы является повышение доступности жилья для граждан, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания. Абзац 1 раздела 2 «Цель и задачи государственной программы, целевые показатели государственной программы, сроки реализации» постановления Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп.

Одной из задач указанной государственной программы является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.

Комплексный характер цели и задач государственной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по государственной программе, так и по ее отдельным подпрограммам.

Подпрограмма «Молодым семьям – доступное жилье» на 2019-2024 годы (приложение 6 к государственной программе) (далее – Подпрограмма) направлена на создание системы государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления в организациях области, повышения их общественной активности, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Иркутской области.

Основным мероприятием Подпрограммы является улучшение жилищных условий молодых семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приложением № 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, порядок использования таких выплат.

В соответствии с п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; у семьи имеются доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности
(п. 7 Правил).

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» п. 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (абз. 3 п. 7 Правил).

Судом установлено, что постановлением главы Озернинского сельского поселения № 44 от 27 августа 2019 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены ее семьи: муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в жилом помещении. Семья ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Озернинского муниципального образования с 27 августа 2019 г.

16 сентября 2019 г. ФИО1 подала заявление в МО «Братский район» с просьбой включить в состав участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы молодую семью в составе: супруг ФИО4, супруга ФИО1, дети: ФИО2, ФИО3.

Решением комиссии по принятию решений о признании семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей», оформленным протоколом № 3 от 1ДД.ММ.ГГГГ г., семья М-вых признана участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей на 2015-2020 годы» и утверждена в обновленном списке на получение социальной выплаты в 2019 году в связи с нехваткой финансирования и количественного состава семьи: ФИО1 – супруга, ФИО4 – супруг, ФИО2 – сын.

22 января 2021 г. ФИО1 подала заявление в МО «Братский район» с просьбой выдать молодой семье в составе: супруг ФИО4, супруга ФИО1, дети: ФИО2, ФИО3, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на сумму социальной выплаты 576 000 руб.

Из письма администрации МО «Братский район» от 3 июля 2021 г. № 362 следует, что семье М-вых отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с несоответствием жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств условиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район», утвержденной постановлением мэра Братского района от 13 ноября 2014 г. № 287 (в редакции постановления мэра Братского района от 18 января 2021 г. № 16); отсутствие оснований для признания семьи М-вых нуждающейся в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ и п. 7 Правил.

Согласно выписке из протокола № 1 от 4 февраля 2021 г. комиссией по принятию решений о признании семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы принято решение об отказе молодой семье в составе: супруг ФИО4, супруга ФИО1, дети: ФИО2, ФИО3, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 году по причине несоответствия жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, требованиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район». Семья М-вых исключена из списка молодых семей - участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы, о чем в адрес ФИО8 заместителем мэра по социальным вопросам 11 февраля 2021 г. направлено уведомление от 10 февраля 2021 г.

Постановлением мэра Братского района № 287 от 13 ноября 2014 г.
(в редакции постановления мэра Братского района №640 от 31.10.2018) утверждена муниципальная программа «Жилье для молодых семей» на
2015-2020 годы.

Из приложения 3 к подпрограмме «Жилье молодым» муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы следует, что участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Для целей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в том числе признанные органами местного самоуправления муниципальных образований Братского района по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после
1 марта 2005 г.

Подпрограммой предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в подпрограмме молодых семей: предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств областного и местного бюджета; предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств местного бюджета.

Социальная выплата на приобретение жилья и социальная выплата на приобретение жилья за счет средств областного и местного бюджета используется молодой семьей на приобретение жилого помещения у любых физических и (или) юридических лиц, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

Условием предоставления социальной выплаты на приобретение жилья является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) при использовании социальной выплаты должно находиться на территории Братского района (в ред. Постановления № 640 от 31 октября 2018 г.).

Право молодой семьи - участника подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с Положением о комиссии по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы к функциям комиссии относится: осуществление проверки документов, предоставленных молодыми семьями; принятие решений о признании либо отказе в признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы (основания для отказа перечислены в п. 2.3 положения); принятие решений о замене участников одной из подпрограмм; принятие решений о выдаче либо отказе в выдаче свидетельства молодой семье - претенденту на получение социальной выплаты в соответствующем году не позднее 1 месяца после предоставления документов для получения свидетельства (основания для отказа в выдаче свидетельства перечислены в п. 2.6 положения); принятие решений о замене выданного свидетельства; принятие решений о включении молодой семьи в список молодых семей - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка.

Основания отказа в выдаче свидетельства молодой семье - претенденту на получение выплаты перечислены в п. 2.6 положения о комиссии.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь перечисленными нормами права, пришел к обоснованному выводу о том, что комиссия по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей», принимая решение об отказе в выдаче семье М-вых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по причине несоответствия жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, требованиям муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы муниципального образования «Братский район», вышла за пределы своих полномочий, поскольку данное основание не указано в п. 2.6 Положения о комиссии по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы, в связи с чем данный отказ нельзя признать законным. Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции находит правильными.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно действовавшими на момент подачи заявления (16 сентября 2019 г.) условиями муниципальной программы, приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) при использовании социальной выплаты на приобретение жилья должно находиться на территории муниципального образования «Братский район», что не было учтено при рассмотрении документов, предоставленных семьей М-вых, членами комиссии, судебной коллегией отклоняется, поскольку суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что применительно к абз. 2 п. 38 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2020 г. № 1050 жилое помещение может находиться в пределах территории субъекта Иркутской области.

Довод апелляционной жалобы о том, что семья М-вых неправомерно была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки на учёт уже была приобретена квартира, расположенная по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск. <...>, судебной коллегией отклоняется, поскольку при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» п. 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (абз. 3 п. 7 Правил).

Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, постановление главы Озернинского сельского поселения № 44 от
27 августа 2019 г. в установленном законом порядке не изменено и не отменено.

Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о незаконности протокола № 1 от 4 февраля 2021 г. в части исключения семьи М-вых из списка молодых семей – участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей на 2019-2023 г.г. муниципального образования «Братский район».

Основания отказа в признании молодой семьи участницей муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы перечислены в п. 2.3 положения о комиссии по принятию решений о признании молодых семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением мэра Братского района № 257 от 1 декабря 2015 г.

Согласно п. 2 раздела XVI протокола заседания комиссии по принятию решений о признании семей участниками муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы № 1 от 4 февраля 2021 г. семья М-вых исключена из списка молодых семей - участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы.

При этом протокол № 1 от 4 февраля 2021 г. не содержит каких-либо мотивированных оснований для принятия решения об исключении семьи М-вых из списка молодых семей - участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей», в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что данное решение также не может быть признано законным.

Принимая во внимание, что отказ в выдаче свидетельства семье М-вых о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также решение об исключении семьи М-вых из списка молодых семей - участников муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2023 годы являются незаконными, суд правомерно возложил на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем возложения на Администрацию МО «Братский район» обязанности выдать молодой семье М-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в 2021 году в рамках реализации муниципальной программы «Жилье для молодых семей» на 2019-2013 годы муниципального образования «Братский район».

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил административные исковые требования со ссылкой на вышеуказанные нормы материального права и имеющиеся в деле доказательства, а приведенные в жалобе доводы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в постановленном по делу решении суда, с которой судебная коллегия согласилась и правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 3111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от
6 июля 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи И.М. Абрамчик

Н.М. Усова