Председательствующий – Беспалова Т.Е. | дело № 33а-806/2023 |
номер дела в суде первой инстанции 2а-2041/2023
УИД 02RS001-01-2023-002253-42
строка статистической отчетности 3.025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Плотниковой М.В., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 июня 2023 года, которым
удовлетворены административные исковые требования ФИО1.
Признан незаконным отказ Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай, выраженный в письме от 16.03.2023 №75, в простановке в охотничьем билете отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Возложена обязанность на Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай проставить в охотничьем билете серия <данные изъяты> ФИО1 в разделе «для записей и отметок» отметку: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в течение 10 дней со дня предоставления охотничьего билета.
Взысканы в пользу ФИО1 с Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай судебные расходы в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (далее также – Комитет охраны животного мира) с требованиями признать незаконным отказ от 16 марта 2023 года в проставлении в охотничьем билете отметки как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам – тубаларам, предусмотренной приказом Минприроды России от 10.03.2022 №174, следующего содержания: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности». Возложить обязанность на Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай в проставлении в охотничьем билете такой отметки.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении административных требований в полном объеме просит в апелляционной жалобе председатель Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай ФИО2 Жалоба мотивирована тем, что в Республике Алтай территории традиционного природопользования в соответствии с Федеральным законом от 07.05.200 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», в границах которых коренными малочисленными народами допускается осуществление охоты, не образованы. Кроме того, Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 28.07.2022 г. № 198-у «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов в Республике Алтай на период с 1 августа 2022 года до 1 августа 2023 года» такие лимиты для коренных малочисленных народов не определены. Превышение установленных лимитов может привести к сокращению численности объектов животного мира Республики Алтай. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 21-П «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает, что установленный данным Постановлением порядок охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности характеризуется особым правовым режимом, в рамках которого – в отличие от иных видов охоты – такая охота выступает для соответствующей категории лиц основой существования и самобытности. ФИО1 в охотничьих сезонах в 2021-2022гг., 2022-2023 гг. разрешений на добычу охотничьих ресурсов не приобретал. Полагает, что ФИО1 не может считаться лицом, ведущим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и как следствие вести данную охоту без разрешений.
В письменном возражении на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не явилась, уведомлена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи охотничьего билета, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии N 13 от 20.01.2011 (далее - Порядок) при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Критерием для проставления указанной отметки является принадлежность заявителя к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или к лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого определять свою национальную принадлежность, в том числе коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статьи 3 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, включающей и традиционное рыболовство, предоставлено лицам, относящимся к названным малочисленным народам, постоянно проживающим в местах их традиционного проживания, а также лицам, не относящимся к малочисленным народам, при условии, что они постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведут такой же, как и эти народы, традиционный образ жизни, а также осуществляют традиционное природопользование, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р. К числу таковых в Красноярском крае относится Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район - место постоянного проживания административного истца, что подтверждается представленной копией его паспорта.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1, которому 20.08.2014 года был выдан охотничий билет серии 04 №0011367, обратился в Комитет по охране. Использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай с заявлением о проставлении в охотничьем билете отметки "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", по результату рассмотрения которого Комитетом было отказано со ссылкой на то, что в силу положений ЗК РФ в настоящее время отсутствует правовое регулирование для реализации положений федерального и республиканского законодательства по созданию территории традиционного природопользования, в федеральном законодательстве не конкретизированы порядок создания территорий традиционного природопользования, критерии деления территорий.
Удовлетворяя заявленные административные требования и признавая данный отказ незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный отказ не соответствует приведенным выше требованиям Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", а также Порядка выдачи охотничьего билета.
При этом судом было установлено, что решением Чойского районного суда Республики Алтай от 02 июля 2009 года внесены изменения в свидетельство о рождении ФИО1. в графе национальность отца указано – тубалар, в графе национальность матери указана тубалар.
Тубалары включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ N 536-р от 17.04.2006.
Согласно представленной информации Федерального агентства по делам национальностей от 29.05.2023, 18.01.2022 ФИО1 внесен в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Из пояснений истца установлено, что истец ФИО1 постоянно зарегистрирован и проживает в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов - на территории Чойского района Республики Алтай, а также является приверженцем традиционного образа жизни коренных малочисленных народов по месту постоянного проживания.
Таким образом, в силу своего рождения и приведенного выше правового регулирования и административный истец относится к коренным малочисленным народам, поэтому имеет право на проставление соответствующей отметки в охотничьем билете в соответствии с пунктом 11 Порядка, равно как и право на свободную охоту (без какого-либо разрешения) в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Вывод об этом суда первой инстанции судебная коллегия находит верным, основанным на установленных фактических обстоятельствах.
Оценка совокупности таких доказательств дана судом первой инстанции в соответствии со ст. 84 КАС РФ, с чем соглашается судебная коллегия.
Ссылка на правовую позицию Конституционного Суда РФ в пункте 4.3 постановления от 05.07.2021 N 32-П о недостаточности для осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности одного лишь факта принадлежности к коренному малочисленному народу, также не влияет на правильность вывода о наличии у административного истца права на соответствующую отметку в охотничьем билете.
В этом же постановлении Конституционного Суда РФ с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" обращено внимание на то, что действие указанного закона распространяется и на лиц, для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления. Тем самым приведенное законоположение допускает применительно к рассматриваемой ситуации осуществление традиционной хозяйственной деятельности наряду с иными видами деятельности, которые по его смыслу выступают в качестве основного источника жизнеобеспечения конкретного гражданина. Это относится к тем лицам, которые постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
В связи с изложенным, предусмотренная частью 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота и право на таковую является одной из гарантий обеспечения ведения и сохранения традиционного образа жизни у коренных малочисленных народов, а не следствием самого образа жизни.
Более того, исключительно формальный подход в оценке обстоятельств дела недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых именно административный ответчик обязан доказать правомерность своего поведения.
Также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2805.2019 N 21-П, не исключается и такое понимание права на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, которое исходит из принципиальной возможности осуществления указанного вида охоты лицом, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не только для собственного выживания, но и в качестве одного из способов сохранения традиций и обычаев соответствующего народа.
Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 11-ФЗ Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дополнен статьей 7.1, в силу которой уполномоченный орган осуществляет учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и формирует список таких лиц, а органы государственной власти, местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в этом списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Той же статьей для целей учета таких лиц признаются документами, содержащими сведения о национальности заявителя: свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы...
При таких обстоятельствах, отказ Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай является незаконным, нарушающим права административного истца на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве одного из способов сохранения традиций и обычаев соответствующего народа.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, подробно мотивированы; всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения возникшего спора, дана правильная оценка, нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Республике Алтай территории традиционного природопользования в соответствии с ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ не образованы, лимиты добычи охотничьих ресурсов в Республике Алтай для коренных малочисленных народов не определены, превышение установленных лимитов может привести к сокращению численности объектов животного мира Республики Алтай, не состоятельны, поскольку частью 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, и для которых охота является основой существования. Частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого определять свою национальную принадлежность, в том числе коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статьей 3 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, включающей и традиционную охоту, предоставлено лицам, относящимся к названным малочисленным народам, постоянно проживающим в местах их традиционного проживания, при условии, что они постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также осуществляют традиционное природопользование, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. ФИО1 является коренным малочисленным народом тубалар, постоянно проживающим в местах традиционного проживания – Чойский район Республики Алтай, следовательно, имеет право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, включающей и традиционную охоту для удовлетворения личного потребления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В.Плотникова
Э.В. Ялбакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 сентября 2023 года.