38RS0022-01-2020-000465-47
Судья 1 инстанции Павленко Н.С.
Судья – докладчик Каракич Л.Л. № 33а-8084/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Бутиной Е.Г., Гусаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Долгих Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1052/2021 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по проведению лесоустройства на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств Иркутской области, возложении обязанности провести лесоустройство на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств Иркутской области
по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 1 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В рамках надзора за исполнением лесного законодательства Тайшетской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в не проведении лесоустройства на территориях Тайшетского и Бирюсинского лесничеств Иркутской области.
По информации Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству последнее лесоустройство на территории Кондратьевского и Шелаевского участковых лесничеств проводилось в 1999 году. По Тайшетскому лесничеству, в состав которого включено 5 участковых лесничеств, лесоустройство проводилось в разные годы в период с 1985 по 2000 год.
Мероприятия по охране лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 20 лет, что препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. За время, прошедшее с момента последнего лесоустройства на территории лесничеств изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств в настоящий момент в нарушение требований статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации не могут быть основой для эффективной охраны лесов от пожаров.
На территории Тайшетского и Бирюсинского лесничеств необходимо провести лесоустройство, в частности, таксацию, а на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований Правил пожарной безопасности в лесах и Лесного кодекса Российской Федерации спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров, внести актуальные изменения в лесохозяйственные регламенты, подготовить проектную документацию лесных участков, закрепить на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов и лесных участков.
Не проведение своевременного лесоустройства нарушает интересы Российской Федерации, поскольку леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов, важны для экономики и играют ведущую роль в улучшении и защите окружающей среды.
Таким образом, бездействие министерства лесного комплекса по проектированию мероприятий по охране, защите лесов, где давность таксации составляет более 20 лет, ведет к затруднению осуществления контроля над территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку значительно повышает риски возникновения и распространения лесных пожаров, распространения вредителей лесных насаждений и, как следствие, ухудшение состояния окружающей среды, а также создает риск нарушения природоохранного и экологического законодательства в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
С учетом уточнения требований прокурор просил признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств; обязать административного ответчика в срок до 1 сентября 2023 года провести лесоустройство на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничества Иркутской области в соответствии с пунктом 11.1 статьи 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области просит решение суда изменить в части установления срока для исполнения обязательств – 3 года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование доводов жалобы указывает, что учитывая двухгодичный период проведения лесоустроительных работ, разумно и обоснованно назначить срок для исполнения требований истца 3 года, который подлежит исчислению с момента представления необходимого финансирования.
Относительно доводов апелляционной жалобы Тайшетской межрайонной прокуратурой представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца прокурора Альбрехт О.А., возражавшей против апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды и на основании части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия.
В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в приведенной норме Лесного кодекса Российской Федерации (пунктами 1, 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года № 155-пп).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления судебного контроля проведена проверка исполнения Министерством лесного комплекса Иркутской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части проведения лесоустройства. В ходе проверки по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на территории Тайшетского района Иркутской области установлено, что в нарушение лесного законодательства министерством длительное время - свыше 20 лет не проводилось лесоустройство, а соответственно, таксация лесов Бирюсинского и Тайшетского лесничеств на общей площади более 2,5 миллионов гектаров леса.
Общая площадь Бирюсинского лесничества составляет 746 564 га, в состав него включено 2 участковых лесничества: Кондратьевское и Шелаевское. По информации Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области последнее лесоустройство на территории участковых лесничеств Бирюсинского лесничества проводилось в 1999 году.
Общая площадь Тайшетского лесничества составляет 1 824 784 га, в его состав входит 5 участковых лесничеств: Верхнебирюсинское, Тагульское, Тайшетское, Шиткинское и Юртинское.
По информации Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области последнее лесоустройство проводилось:
на территории Верхнебирюсинского участкового лесничества: на техническом участке № 9 в 1985 году, в урочище Верхнебирюсинская и Тымбырская дача - в 1993 году;
на территории Тагульского участкового лесничества: технический участок № 8 в 1985 году; Бирюсинская и Тагульская дача в 1993 году;
на территории Тайшетского участкового лесничества: технические участки № 11, 13 - в 1985 году; Байроновская, Квитокская, Разгонская, Тайшетская дача - в 1993 году;
на территории Шиткинского участкового лесничества: технические участки № 1-4 - в 1985 году; Каенская и Красноборская, Шиткинская дачи - в 1994 году; Мирнинская дача в 2000 году;
на территории Юртинского участкового лесничества: технические участки № 5, 6, 12 - 1985 году; Первомайская, Юртинская, Новониколаевская дачи - в 1994 году.
Таким образом, на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничества Иркутской области, общая площадь лесного массива составляет 2 571 348 га, давность лесоустройства превышает 20 лет, а на некоторых лесных участках и 30 лет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничества Иркутской области давность лесоустройства превышает 20 лет, средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
Анализируя приведенные административным ответчиком доводы и представленные доказательства о мерах, принятых министерством по организации лесоустройства, - встреча в 2017 году Губернатора Иркутской области и руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, на которой достигнуто соглашение о проведении в 3-х летний срок лесоустройства всех лесничеств области; проведение анализа возможности выполнения объема работ с учетом имеющихся людских и технических ресурсов; государственный контракт на выполнение лесоустроительных работ, в том числе, на территории Тайшетского лесничества от 13 сентября 2019 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФГБУ «Рослесинфорг» (не подписан); переписка за 2016-2021 годы между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Федеральным агентством лесного хозяйства о финансировании лесоустроительных работ, суд пришел к выводу о том, что перечисленные доказательства не свидетельствуют об эффективности принятых Министерством лесного комплекса Иркутской области мер, которые не привели к проведению лесоустройства на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств.
Со ссылкой на статью 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд сделал заключение о том, что доказательств исполнения переданных Российской Федерацией полномочий в области лесоустройства административным ответчиком не представлено. Ссылка ответчика на отсутствие финансовой возможности проведения лесоустройства несостоятельна и не освобождает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта от исполнения переданных полномочий при отсутствии эффективных мер их реализации, а также учитывая, что средства субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации с учетом всего объема переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
Достоверно установив, что возложенная законом обязанность проведения лесоустройства (за изъятиями, установленными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств, срок давности проведения лесоустройства в которых превышает 20 лет, административным ответчиком не выполняется, в результате чего нарушаются интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, проявленное административным ответчиком бездействие суд обоснованно признал незаконным.
Исходя из приведенных норм права, учитывая установленные обстоятельства дела, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнить решение в установленный судом срок судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122, таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
При этом каких-либо убедительных доводов и доказательств в обоснование невозможности провести лесоустройство на территории Бирюсинского и Тайшетского лесничеств Иркутской области в определенный судом двухлетний срок, который соответствует сроку, установленному Лесоустроительной инструкцией, министерством не приведено.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 1 июля 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Е.Г. Бутина
Л.В. Гусарова