ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8096 от 16.11.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Ершов А.А. № 33а-8096

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Поляниной О.А.,

судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Сливиной З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефремова А.В. к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче акта приемной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения, о возложении обязанности по выдаче акта приемной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения по апелляционной жалобе Ефремова А.В. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 10 августа 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения Ефремова А.В., Ефремовой О.В., Ефремова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ефремов А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры от 14 марта 2017 года № 06-09-24/703, которым отказано в завершении перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, обязать комитет по градостроительной политике в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда выдать акт приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры, которым установлено завершение перепланировки. Требования мотивированы тем, что Ефремова А.В., ФИО4, ФИО3 и ФИО2 являются сособственниками по ? доли в праве общей долевой собственности каждый на жилое помещение по адресу: <адрес>. В целях улучшения жилищных условий были изолированы две смежные комнаты в жилом помещении и сособственниками принято решение о проведении перепланировки.

09 июля 2008 года администрацией Октябрьского района города Саратова были выданы - распоряжение № 526-р о согласовании перепланировки квартиры, а также утвержденный проект перепланировки № ПЕР-135-ОКТ-08 с установлением срока производства работ до 12 декабря 2008 года (с учетом распоряжения № 728-р от 06 октября 2008 года). В отведенные сроки осуществить перепланировку не удалось. В настоящее время работы окончены и выполнены в точном соответствии с утвержденным ранее проектом, получен новый технический паспорт.

06 марта 2017 года Ефремовы обратились в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Однако решением от 14 марта 2017 года № 06-09-24/703 отказано в выдаче указанного акта на основании пунктов 2.6.1, 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 мая 2012 года № 1143 (далее - административный регламент), поскольку к заявлению не приложено распоряжение о согласовании перепланировки, в архиве указанное распоряжение также отсутствовало. Дополнительно в уведомлении указано, что жилой дом включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в связи с чем необходимо представить соответствующее задание и разрешение с утверждением проектной документации уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия.

Ефремов А.В. полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку заявителями были представлены все необходимые документы, предусмотренные административным регламентом. Осуществленная перепланировка заключалась в установлении перегородки из гипсокартона без затрагивания несущих стен, изменения площади и (или) количества помещений и без выполнения работ по строительству и реконструкции данного жилого помещения, требующих получение разрешения на строительство или его реконструкцию.

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 10 августа 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Ефремову А.В. отказано.

Административный истец не согласился с данным решением, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что работы по перепланировке не затрагивают предмет охраны объекта культурного наследия, которым является внутриквартальная планировка ансамбля, габариты и внешний облик здания. Считает неверным вывод суда о необходимости предоставления административным истцом заключения органа по охране объекта культурного наследия в комитет по градостроительной политике. Изданный министерством культуры Саратовской области приказ № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области», был опубликован только 23 сентября 2016 года, в связи с чем он не мог быть применен до даты опубликования. Указывает, что на момент подачи заявления истцами о согласовании перепланировки квартиры комитет по архитектуре и капитальному строительству администрации города Саратова обладал необходимыми для принятия решения о допустимости выполнения планируемой перепланировки квартиры полномочиями в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26 ЖК РФ (в редакции от 13 мая 2008 года), у администрации города Саратова отсутствовали утвержденные процедуры по выдаче заключений, разрешений и согласований по объектам культурного наследия. Кроме того, судом не дана оценка выполнению работ по перепланировке в соответствии с распоряжением администрации в установленный срок. Также автор жалобы полагает, что суд, по сути, изменил основание в отказе выдачи акта приемочной комиссии.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 25 ЖК РФ (в редакции по состоянию на 13 мая 2008 года, действовавшей на момент обращения Ефремовых с заявлением о перепланировке жилого помещения) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу положений статьи 26 ЖК РФ в редакции, действовавшей на 13 мая 2008 года, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266 (редакция от 21 сентября 2005 года) «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» утверждены форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения; форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В соответствии с указанной формой к заявлению о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на жилое помещение, проект (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (представляется в случаях, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры); 5) документы, подтверждающие согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения (при необходимости).

Согласно части 1 статьи 27 ЖК РФ (в редакции закона на 13 мая 2008 года) отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ в редакции по состоянию на 13 мая 2008 года).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Ефремова А.В., ФИО4, ФИО3, ФИО2 на основании договора на приватизацию жилого помещения от 12 октября 2005 года являются сособственниками по ? доли в праве общей долевой собственности каждый на жилое помещение (комнату) по адресу: <адрес>, общей площадью 37,6 кв. м (т. 1 л.д. 16, 20, 22, 26).

30 июня 2008 года Ефремовы обратились в администрацию Октябрьского района города Саратова с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения согласно прилагаемого проекта перепланировки, предоставив сам проект перепланировки, копию технического паспорта жилого помещения по состоянию на 28 мая 2008 года, правоустанавливающие документы на квартиру.

Согласно проекту перепланировки и техническому паспорту жилого помещения по состоянию на 26 декабря 2016 года произошло изменение общей и жилой площади жилого помещения вследствие изменения конфигурации жилых комнат № 5 и № 6, установлена перегородка из гипсокартона по каркасу из стального оцинкованного профиля, демонтирована перегородка, переоборудованы входы в жилое помещение (т. 1 л.д. 68, 69-73).

Постановлением мэра города Саратова от 04 июня 2002 года № 533 утверждены Положение, структура и штатное расписание администрации Октябрьского района города Саратова (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения в компетенцию администрации Октябрьского района города Саратова входила выдача разрешения на перепланировку жилых помещений.

Распоряжением администрации Октябрьского района города Саратова от 09 июля 2008 года № 526-р дано согласие на перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). Срок производства работ установлен с 09 июля 2008 года по 31 сентября 2008 года (т. 1 л.д. 18, 66).

Распоряжением администрации Октябрьского района города Саратова от 06 октября 2008 года № 728-р срок производства работ продлен до 12 декабря 2008 года (т. 1 л.д. 12, 67).

В материалы дела представлен проект перепланировки квартиры, где имеется согласование комитета по архитектуре и градостроительству, архитектора Октябрьского района, что свидетельствует о том, что проведение перепланировки жилого помещения с соблюдением требований законодательства согласовано с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Таким образом, Ефремовы обратились с заявлением о перепланировке жилого помещения в компетентный орган, предоставив документы, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством, при этом перепланировка выполнена в соответствии с утвержденным проектом. Между тем, акт приемочной комиссии в подтверждение завершения перепланировки жилого помещения своевременно получен не был.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 мая 2012 года № 1143 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В силу пункта 2.2 Регламента муниципальная услуга предоставляется комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача акта приемочной комиссии (пункт 2.3 Регламента).

Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является исчерпывающим.

Как предусмотрено пунктом 2.6.1 Регламента, к заявлению о выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения прилагаются копии следующих документов: правоустанавливающие документы на переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение, распоряжение комитета о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения после проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, документ, подтверждающий согласие, предусмотренный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг».

Согласно пункту 2.8 Регламента заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в случае: непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента, с учетом пункта 2.6.2; поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в отношении документов, предусмотренных подпунктами 1, 4 пункта 2.6.1 Регламента; работы по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения выполнены с отклонением от проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В пункте 3.3.4 Регламента предусмотрено, что специалист оформляет акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения либо уведомление об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с указанием причин отказа.

Из материалов административного дела следует, что с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения, проведенной на основании распоряжения администрации Октябрьского района города Саратова от 09 июля 2008 года № 526-р, Ефремовы обратились в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» только 06 марта 2017 года. К заявлению приложили технический паспорт на жилое помещение после проведения работ по перепланировке, распоряжение о согласовании перепланировки и о продлении срока производства работ, свидетельство о государственной регистрации прав, проект перепланировки (т. 1 л.д. 28, 58-59).

Уведомлением комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 марта 2017 года № 06-09-24/703 заявителям отказано в выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения, так как к заявлению не приложено распоряжение комитета о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Также в уведомлении сообщено, что жилой дом на основании постановления Правительства Саратовской области от 31 августа 2010 года № 409-П «О включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного (муниципального) значения. Проведение работ в отношении объекта культурного наследия должно осуществляться в установленном законом порядке, предполагающим получение соответствующего разрешения и задания, а также утверждение проектной документации уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 30, 56-57).

Указанное решение принято комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с пунктом 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта приемочной комиссии о завершении строительства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 мая 2012 года № 1143.

Вместе с тем распоряжение администрации Октябрьского района города Саратова № 526-р, которым дано согласие Ефремовым на перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным проектом, принято 09 июля 2008 года, тот есть до принятия административного регламента, в связи с чем рассмотрение заявления Ефремовых в соответствии с положениями регламента, нельзя признать законным.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что проведение работ по перепланировке жилого помещения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения возможно только с учетом мнения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, а именно - при наличии заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Данного заключения в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» административным истцом не представлено, что свидетельствует о законности отказа в выдаче акта приемочной комиссии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия (пункт 3 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

Список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия утвержден приказом министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 № 1-10/177 в п. 201, где в приложении к приказу поименован ансамбль жилых домов, нач. XX в., арх. Г.Г. Плотников (6 зданий), в том числе <адрес>.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного (муниципального) значения на основании постановления Правительства Саратовской области от 31 августа 2010 года № 409-П.

В соответствии с приложением к данному постановлению предметом охраны объекта культурного наследия являются внутриквартальная планировка ансамбля, габариты и внешний облик здания.

Таким образом, предметом охраны жилого дома истца не является планировка отдельного жилого помещения квартиры. Кроме того, произведенная Ефремовыми перепланировка не затронула несущие конструкции. Какие-либо иные доказательства, опровергающие доводы административного истца, суду не представлены.

Более того, согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона № 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.

Согласно приобщенным по ходатайству Ефремова А.В. документам о выдаче паспорта на объект культурного наследия местного (муниципального) значения он был уведомлен только в июле 2017 года.

Следовательно, на момент получения разрешения на проведение перепланировки жилого помещения сведения о том, что жилой <адрес><адрес> отнесен к объектам культурного наследия, в связи с чем на Ефремовых возлагалась обязанность по представлению заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки жилого помещения, отсутствовали.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что административным истцом в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» при обращении за получением акта приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры представлен неполный пакет документов, не имеется.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе Ефремову А.В. в удовлетворении административных исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с вынесением по делу нового решения, которым следует признать решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 марта 2017 года № 06-09-24/703 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, незаконным.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Принятие решения о выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения находится в компетенции органа местного самоуправления, деятельность которых осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возложении на комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление Ефремова А.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4 от 06 марта 2017 года о выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении требований Ефремова А.В. о понуждении административного ответчика в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать акт приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры, которым установлено завершение перепланировки, отказать, поскольку принятие решения о выдаче указанного акта находится в компетенции соответствующего органа, а не суда.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 10 августа 2017 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым признать решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 марта 2017 года № 06-09-24/703 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Ефремова А.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4 от 06 марта 2017 года о выдаче акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий:

Судьи: