Судья 1 инстанции Тимощук Ю.В.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-8106/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
с участием прокурора Альбрехт О.А.,
при секретаре Орловой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Нижнеилимскому району об установлении административного надзора Поповой Т.Н.,
по апелляционной жалобе Поповой Т.Н. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 1 августа 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного иска указано, что Попова Т.Н. имеет неснятую (непогашенную) судимость по приговору Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 29.07.2011 за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст. 162 УК РФ, назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 21.03.2017 освободилась условно-досрочно по постановлению Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10.03.2017 на 2 года 4 месяца 18 дней. Срок окончания УДО 09.08.2019. В действиях Поповой Т.Н. судом был признан опасный рецидив преступлений. Срок погашения судимости 21.03.2025.
Административный истец ОМВД России по Нижнеилимскому району просил суд установить административный надзор в отношении Поповой Т.Н. на срок до 21.03.2025 и следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы территории Нижнеилимского района Иркутской области; обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 час.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 1 августа 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, в отношении Поповой Т.Н., (данные изъяты), административный надзор установлен на срок 5 лет 7 месяцев 21 день с момента вынесения решения суда до погашения судимости - 21.03.2025.
В период установленного административного надзора возложены на Попову Т.Н. следующие административные ограничения:
- запретить выезд за пределы территории Нижнеилимского района Иркутской области;
- обязать являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Не согласившись с решением суда, Попова Т.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование указала на нарушение ее права на защитника – адвоката при рассмотрении дела. Полагает, что основания для подачи заявления отсутствуют, поскольку она трудоустроена, характеризуется хорошо, суду не представлено ни одного факта, порочащего ее репутацию, заявление не конкретизировано и не обоснованно.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в административном деле Раздобудько В.О. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., заключение прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Задачей административного надзора является установление для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании ч. 1 подп. 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Попова Т.Н. 29.07.2011 года осуждена Нижнеилимским районным судом Иркутской области по ст. 162 ч.3 УК РФ к 8 годам лишения свободы.
21.03.2017 Попова Т.Н. освободилась условно-досрочно по постановлению Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10.03.2017 на 2 года 4 месяца 18 дней.
Срок окончания УДО - 09.08.2019. Поповой Т.Н. совершено преступление при особо опасном рецидиве преступлений.
21.03.2017 Попова Т.Н. освобождена из мест лишения свободы условно-досрочно, была осуждена за совершение особо тяжкого преступления.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд, устанавливая срок административного надзора в отношении Поповой Т.Н. правильно руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которого административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Однако судом неверно установлен момент исчисления срока административного надзора, который в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Кроме того, решение суда подлежит изменению в части указания срока административного надзора.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Учитывая характер совершенного Поповой Т.Н. преступления, суд верно удовлетворил требования ОМВД России по Нижнеилимскому району об установлении в отношении нее административных ограничений, а именно: запретить выезд за пределы территории Нижнеилимского района Иркутской области; обязать являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд, принимая во внимание посменный характер работы ответчика, а также то, что ответчик привлекается к работе в ночное время, отказал в установлении ограничения по пребыванию вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 час.
Судебная коллегия считает данный вывод суда обоснованным, подтвержденным исследованными в судебном заседании доказательствами.
Несогласие Поповой Т.Н. в апелляционной жалобе с установленными судом сроком административного надзора и административными ограничениями, судебная коллегия не принимает во внимание, так как они соответствуют действующему законодательству, обеспечивают индивидуальное профилактическое воздействие на административного ответчика. Доказательств того, что установленные Поповой Т.Н. административные ограничения несоразмерно ограничивают её права и свободы материалы дела не содержат, не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в судебном заседании адвоката является необоснованным, так как по данной категории дел не предусмотрено обязательное участие адвоката в судебном заседании. Кроме того, Поповой Т.Н. было разъяснено право на участие в деле представителя с ее стороны. В соответствии с ч.7 ст. 39 и ст. 272 КАС РФ участие прокурора по делам об административном надзоре является обязательным.
Доводы апелляционной жалобы Поповой Т.Н. о том, что она ведет законопослушный образ жизни, правового значения для данного дела не имеет, так как административный надзор устанавливается в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершении преступления при опасном или особо опасном рецидиве п.2 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, однако решение суда подлежит изменению в части указания срока административного надзора и момента исчисления срока административного надзора.
Руководствуясь п. 2 ст. 309, п.4 ч.2 ст.310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 1 августа 2019 г. изменить в части.
Установить в отношении Поповой Т.Н., (данные изъяты), административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до погашения судимости.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий | Л.Г. Туглакова | |
Судьи | Л.В. Гусарова | |
Р.И. Харин |