ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8110 от 07.10.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Внукова О.Н. Дело № 33а-8110

25RS0029-01-2020-004225-70

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 октября 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Новожиловой И.Н.

при секретаре Оленевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Уссурийского городского округа ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях проведения аукциона для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1409 кв.м, расположенного примерно в 17 метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> находящегося в муниципальной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ получил решение управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок входит в зону затопления, установленную Генеральным планом Уссурийского городского округа.

Считает отказ незаконным, препятствующим в реализации его права на образование и приобретение земельного участка с торгов. Согласно градостроительному регламенту земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с разрешенным видом использования (ж-1)- для застройки индивидуальными жилыми домами, с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок находится в зоне существующей застройки, занятой индивидуальным строительством, при составлении схемы на кадастровом плане территории ограничений (обременений) не обнаружено. Границы зоны затопления, подтопления в городе Уссурийские в соответствии с пунктом 5 Правил определения границ зон затопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границе зоны затопления, подтопления относительно испрашиваемого земельного участка свидетельствует о неправомерности принятого Управлением решения. Особенности процедуры предоставления земельных участков для индивидуального строительства определены в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данное условие им было выполнено.

Просил признать незаконным решение управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить на управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях проведения аукциона для строительства индивидуального жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика с требованиями не согласилась по доводам письменного отзыва, согласно которому в силу положений абзаца 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов. Согласно координатам схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об утверждении которой просил ФИО1, установлено, что земельный участок входит в границы населенного пункта. Также препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является его расположение в зоне затопления. Образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения на земельном участке объектов недвижимости, что предусмотрено пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Границы зон затопления на территории Уссурийского городского округа определены в Генеральном плане Уссурийского городского округа, утвержденном решением Думы Уссурийского городского округа от 26 мая 2009 года № 52.

Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1409 кв.м, расположенного примерно в 17 метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа (далее по тексту - Управление) письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило заявителю о невозможности принять положительного решения по обращению со ссылкой на положения абзаца второго подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, также на то, что испрашиваемый земельный участок входит в зону затопления 1% паводками, установленную в Генеральном плане Уссурийского городского округа

Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях населенного пункта, следовательно, административный истец как заинтересованное лицо не вправе осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка до утверждения проекта межевания территории, также суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок находится в зоне затопления паводками, а потому схема на такой земельный участок не может быть утверждена органом местного самоуправления.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае положения абзаца второго подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ не применимы, сведений об отнесении испрашиваемого истцом земельного участка к зоне затопления ответчиком не представлено.

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пунктов 1, 3 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, имеющий намерение приобрести за плату земельный участок, который предстоит образовать, для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть приложена, в том числе, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп. 2 п. 2).

После поступления указанного заявления уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации):

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу пункта 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.

Из приведенных положений статей 39.15 и 39.18 Земельного кодекса РФ следует, что начальная процедура образования земельного участка для последующего его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, а именно подготовка схемы расположения земельного участка, может быть инициирована только заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом.

Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, в том числе подготовка схемы расположения земельного участка, заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов (абзац 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

Учитывая, наличие в Земельном кодексе РФ специальной нормы, определяющей порядок и процедуру предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения абзаца 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ к данным правоотношениям неприменима.

При таких обстоятельствах ссылка Управления на данную норму в качестве отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не может быть признана обоснованной.

Признавая установленным факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне затопления, суд первой инстанции сослался на то, что границы зон затопления, подтопления на территории Уссурийского городского округа определены в Генеральном плане Уссурийского городского округа, которые до внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости являются действующими.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.

Так, согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).

В настоящее время такое Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» в соответствии с пунктом 3 которого зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

В силу пункта 5 указанного выше Положения зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Между тем, в материалы дела административным ответчиком не представлено достоверных и достаточных доказательств того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок входит в зону затопления паводками, установленную в вышеуказанном порядке.

Учитывая, что к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления зон подтопления не отнесены, сведения о нахождении испрашиваемого административным истцом земельного участка в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют, факт отражения таких зон в Генеральном плане городского округа не свидетельствует о их легитимности.

На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на управление градостроительства Администрации Уссурийского городского округа обязанность повторено рассмотреть обращение ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи