ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-811/19 от 05.02.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Черкашина Д.С.

Судья-докладчик Харин Р.И. по делу № 33а-811/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 5 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.

при секретаре Колесниковой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мантагуева Б.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853, об отмене решения об итогах голосования

по апелляционной жалобе Мантагуева Б.А.

на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что 09 сентября 2018 г. на территории Муниципального образования «Усть-Ордынское» состоялись выборы Главы Муниципального образования «Усть-Ордынское». 08 августа 2018 г. Решением Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии №57/365 от 08 августа 2018 г. Мантагуев Б.А. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования «Усть-Ордынское». Полагает, что при проведении голосования и установлении итогов голосования на Избирательном участке № 1853 Участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1853 (далее - Участковая избирательная комиссия, УИК) были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на указанном избирательном участке.

Как он узнал из сообщений направленных им представителей на избирательный участок № 1853 и избирателей, 09 сентября 2018 г. в течение всего дня голосования неизвестными лицами осуществлялась доставка избирателей в УИК, в ходе которой проводилась предвыборная агитация за кандидатов А.А. и Б.Е.. При этом, в нарушение ст. 82 Закона области осуществлялся подкуп избирателей. Считает, что данные незаконные действия повлияли на волеизъявление избирателей на данном избирательном участке.

Порядок подсчета голосов, установленный ст. 98 Закона области, Участковой избирательной комиссией был нарушен. В частности, не были соблюдены требования частей 3, 4, 5, 6, 7 ст. 98 Закона области. В нарушение части 11 указанной нормы права, лицам, присутствовавшим при подсчете голосов не были обеспечены надлежащие условия для наблюдения за подсчетом голосов. В нарушение части 17 указанной нормы права, были незаконно признаны недействительными 24 избирательных бюллетеня. При подсчете голосов избирателей Участковой избирательной комиссией были нарушены части 18, 19 и 20 ст. 98 Закона области, в результате чего невозможно достоверно судить количестве голосов избирателей, проголосовавших за того или иного кандидата. В нарушение части 25 и части 26 статьи 98 Закона области, поступившие в день голосования жалобы, не были рассмотрены до подведения итогов голосования.

Административный истец просил решение Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853 об итогах голосования, оформленное Протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования на Избирательном участке № 1953, отменить, провести повторный подсчет голосов избирателей и признать итоги голосования на Избирательном участке № 1853 недействительными.

Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Мантагуев Б.А., просит решение суда отменить по нижеизложенным основаниям.

В обоснование доводов жалобы, повторяет доводы, указанные в исковом заявлении и указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не представлено доказательств законности признания недействительными 24 избирательных бюллетеней.

Так же поясняет, что суд дал не правильную оценку в части указания одного и того же времени в протоколах об итогах голосования.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Саватеев И.А., просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Мантагуева Б.А. – Б.С., доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853 – Э.А. возражал по доводам апелляционной жалобы.

Представитель Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии – Ш.П., возражал по доводам апелляционной жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Вокина А.А. возражала по доводам апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., заключение прокурора Скоробогатовой Н.А. полагавшей возможным прекратить апелляционное производство по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 301 и п. 5 ст. 309 КАС РФ проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 15 ст. 239 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствие с ч. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Часть 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрены основания, по которым суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования. К таким основаниям в том числе относятся: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (п. «б»); другие нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (п. «д»).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09 сентября 2018 г. были проведены выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское».

08 августа 2018 г. решением Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии № 57/365 от 08 августа 2018 г. Мантагуев Б.А. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Усть-Ордынское».

Голосование проводилось в том числе и на избирательном участке №1853.

Согласно протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 1853, число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования, составило 2481. Комиссией получено 2483 бюллетеня, выдано избирателям на избирательном участке 1088 бюллетеня, 35 бюллетеней выданы избирателям, голосовавшим вне помещения для голосования, погашено 1356 бюллетеня. В переносных ящиках для голосования содержалось 35 бюллетеней, 1092 бюллетеня - в стационарных ящиках для голосования. Признаны недействительными 24 избирательных бюллетеня, число действительных бюллетеней составило 1103. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчетов голосов избирателей жалоб (заявлений) - 2.

По результатам подсчета голосов избирателей в протоколе отражено, что за кандидата А.С.А. подано 44 голоса, за кандидата А.А. - 380, за Б.Е.- 224, за Б.Д.И. - 74, за Г.В.В. - 47, за Мантагуева Б.А. - 180, за М.Е.Ю. - 7, за П.В.В. - 50, за С.Ю.Ю. - 29, за Х.В.В. - 68.

Реестром заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования подтверждается, что в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1853 поступило 16 заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (дом престарелых).

Согласно акта о проведении голосования вне помещения для голосования на муниципальных выборах от 09.09.2018 г. члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853 Х.Е.В., З.Р.Т. составили акт о том, что в присутствии членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей Т.В.Б., Н.Е.А.провели 9 сентября 2018 года с 14:30 по 15:30 голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика №2, получив для проведения голосования избирательные бюллетени в количестве: выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 18 шт., выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 18 шт., количество заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 16 (шестнадцать) шт., количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям: выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 11 шт., выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 11 шт.; возвращены неиспользованные избирательные бюллетени в количестве: выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 7 шт., выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 7 шт.; количество испорченных избирателями избирательных бюллетеней: выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 0 шт., выборы Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 0 шт. Аналогичные данные указаны в ведомости передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования на муниципальных выборах (переносной ящик № 2).

Реестром заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования подтверждается, что в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1853 поступило 25 заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (по месту жительства).

Согласно акта о проведении голосования вне помещения для голосования на муниципальных выборах от 09.09.2018 г. члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853 Р.В.В., М.В.Д. составили настоящий акт о том, что в присутствии членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей К.В.С., М.Е.А. провели 9 сентября 2018 года с 12:30 по 14:00 голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика № 1, получив для проведения голосования избирательные бюллетени в количестве: Выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 27 шт., Выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 27 шт.; количество заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 25 шт., количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям: Выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 24 шт., Выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 24 шт.; возвращены неиспользованные избирательные бюллетени в количестве: Выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 3 шт., Выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 3 шт.; количество испорченных избирателями избирательных бюллетеней: Выборы главы муниципального образования «Усть-Ордынское» 0 шт., Выборы депутатов Думы муниципального образования «Усть-Ордынское» 0 шт. Аналогичные данные указаны в ведомости передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования на муниципальных выборах (переносной ящик № 1).

Из реестра участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853 учета поступивших в участковую избирательную комиссию жалоб (заявлений) на нарушения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», копии заявления М.А.А., копии заявления (жалобы) Т.В.Б. следует, что 09.09.2018 г. в 10.54 поступила жалоба Н.Е.А. о том, что кандидат на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И. осуществляет агитацию около УИК № 1853, принято решение №13 от 09.09.2018 г.; 09.09.2018 г. в 11.55 поступила жалоба Т.В.Б., о том что кандидат на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И. призывал избирателей голосовать за него, доведено до ТИК; 09.09.2018г. в 13.42 поступила жалоба М.А.П. о том, что вблизи УИК висит агитационный плакат «Единая Россия», позвонили наблюдателю И.В.Э. от «ЕР» об устранении замечаний.

Согласно решению № 13 от 09.09.2018 г. участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1853 (в решении ошибочно указано № 1863) рассмотрев жалобу наблюдателя Н.Е.А. от кандидата на должность главы МО «Усть-Ордынское» М.Е.Ю. и жалобу члена с правом совещательного голоса Т.В.Б. от кандидата на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И., решила направить данные жалобы в правоохранительные органы для принятия мер по предотвращению указанных в жалобах нарушений и привлечению к ответственности кандидата на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И.

Согласно решению № 1 от 09.09.2018 г. участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1853 рассмотрев жалобу от члена комиссии с правом совещательного голоса от партии «КПРФ» М.А.П. о нахождении агитационного материала вблизи избирательного участка, комиссия данное нарушение сразу же устранила.

По запросу суда МО МВД России «Эхирит-Булагатский» был представлен материал по сообщению П.И.В. по факту того, что 9 сентября 2018 года в 11:50 ч в ДЧ МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ступило сообщение старшего конвоя ООиКПиО П.И.В. о том, что от членов УИК 1853 поступила жалоба, что кандидат на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И. осуществляет агитацию около избирательного участка. Постановлением от 09.10.2018 г. дело об административном правонарушении № 294, возбужденное по ст. 5.10 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Суд первой инстанции, проверяя доводы административного истца о нарушении порядка голосования вне помещения для голосования, пришел к обоснованному выводу, что процедура такого голосования предусмотрена ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участковой комиссией зарегистрированы все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре. Председатель участковой комиссии объявил о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям было предложено присутствовать при его проведении. При проведении голосования по месту жительства избирателей участвовали члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели Т.В.Б., Н.Е.А., при проведении голосования в доме престарелых участвовали члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели К.В.С., М.Е.А. При проведении голосования вне помещения использовался переносной ящик. Члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования, получили бюллетени и расписались в их получении, что подтверждается ведомостями передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования на муниципальных выборах. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковой комиссией избирательного участка № 1853 был составляет акт в соответствие с п. 17 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Голосование вне помещения для голосования проведено с соблюдением процедуры, что также подтвердили в судебном заседании допрошенные свидетели Т.В.Б., М.А.П., Р.В.В.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, доводы свидетеля М.А.П., что многим избирателям в доме престарелых было без разницы за кого голосовать, отклоняются судом, поскольку носят предположительный характер, и не содержат сведений о фактах, свидетельствующих о таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.

Утверждение административного истца о непринятии надлежащих мер по соблюдению избирательного законодательства на избирательном участке со стороны участковой избирательной комиссии № 1853 не нашло подтверждения в судебном заседании.

Согласно материалам дела все обращения, поступившие в день голосования в участковую избирательную комиссию № 1853, ею рассмотрены, что подтверждается решениями № 13 от 09.09.2018 г., также исследованными материалам, представленными по запросу из МО МВД России «Эхирит-Булагатский».

При этом сами по себе факты обращения кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию с заявлениями (жалобами) о допущенных нарушениях избирательного законодательства, не свидетельствуют с достоверностью о допущенных нарушениях, поскольку при проверке изложенные в них обстоятельства не подтвердились.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Федеральный закон № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

При этом доводы административного истца о том, что 24 бюллетеня незаконно признаны участковой избирательной комиссией недействительными не нашли своего подтверждения.

Частью 17 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.

Из показаний допрошенных свидетелей следует, что протокол об итогах голосования на избирательном участке № 1853 в увеличенной форме был оформлен. Наблюдателям М.А.П., Т.В.Б., назначенным кандидатом на должность главы МО «Усть-Ордынское» Мантагуевым Б.А. на избирательном участке № 1853 была предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом голосов избирателей, которые активно пользовались предоставленными им правами, в том числе наблюдатель Тухалова обращались УИК № 1853 с жалобой на то, что кандидат на должность главы МО «Усть-Ордынское» Б.Д.И. призывал избирателей голосовать за него. Допрошенные свидетели подтвердили, что каждый бюллетень, извлеченный из ящиков для голосования, демонстрировался всем членам участковой избирательной комиссии и присутствовавшим при подсчете наблюдателям.

Доводы административного истца и свидетеля М.А.П. о физической невозможности всех наблюдателей отслеживать все действия членов УИК № 1853 являются голословными, носят исключительно субъективный характер и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами по делу. При этом наблюдатель не вправе принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней (подпункт «д» пункта 10 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ). Факты воспрепятствования наблюдателям наблюдать за проведением подсчета голосов избирателей в судебном заседании установлены не были.

Проверка правильности заполнения избирательных бюллетеней, в силу подпункта «з» пункта 6 статьи 27, статей 67 и 68 названного Федерального закона относится к компетенции участковой избирательной комиссии. Вместе с тем, представленными доказательствами не усматривается факт порчи бюллетеней с целью искажения результатов голосования.

Не могут свидетельствовать о нарушении избирательных прав административного истца производимый членами избирательной комиссии одновременный подсчет бюллетеней по выборам разного уровня, с учетом совмещенного дня голосования, и не нарушал, в том числе, и права наблюдателей М.А.П., Т.В.Б., назначенным кандидатом на должность главы МО «Усть-Ордынское» Мантагуевым Б.А. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что копия протокола, представленная суду УИК, тождественна по содержащимся в ней данным той, которая была выдана заявителю. Как следует из заверенной копии протокола, представленной административным истцом, и оригинала протокола, представленного избирательной комиссией, итоговые числа по строкам не отличаются друг от друга.

При этом не указание времени в выданной наблюдателям копии протокола, а также не соответствие дате и времени составления протокола «09.09.2018 г. 23 часа 50 минут» фактическому подсчету голосов около 02 часов ночи 10.09.2018г. не может являться основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования, поскольку не влияет на действительную волю избирателей.

Отмена итогов голосования, согласно положениям статьи 77 указанного Федерального закона, возможна только в случае нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей на выборах главы МО «Усть-Ордынское» 09.09.2018 г. на участковой избирательной комиссии № 1853 допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года, по административному исковому заявлению Мантагуева Б.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1853, об отмене решения об итогах голосования, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова