ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-811/2021 от 11.03.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Ефимова Л.А. Дело № 33а-811/2021

2а-11/2021

УИД 43RS0035-01-2020-000868-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 11 марта 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

судей

ФИО2, Степановой Е.А.,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представлениемнныяционным прокурора Советского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 24 декабря 2020г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Степановой Е.А., судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда

установила:

Прокурор обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, указывая, что прокуратурой района проведён мониторинг соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлены нарушения в деятельности администрации Советского района Кировской области. В нарушение пункта 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 3.6 Порядка осуществления мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, а также мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, администрацией Советского района сводный по муниципальному образованию график проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов не разработан и в установленный срок в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области не представлен, отчётность о результатах исполнения графика не предоставляется. В нарушение требований части 1, части 1.1 Федерального закона от 27 июля 2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» в связи с реализацией администрацией района на территории сельских поселений полномочий в сфере организации теплоснабжения потребителей сельских поселений, схемы теплоснабжения сельских поселений нормативным правовым актом администрации Советского района до настоящего времени не утверждены. Уклонение администрации Советского района Кировской области от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов и направлению его в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также актуализации схем теплоснабжения сельских поселений, нарушает права неопределённого круга лиц на получение достоверной информации о состоянии объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере теплоснабжения, а также технического состояния систем водоснабжения и водоотведения на территории района. По внесённому представлению прокуратуры района от 11 августа 2020г. выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по неисполнению требований по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района и направлению его в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Советского района; обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области разработать график проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района, направить его в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также провести актуализацию схем теплоснабжения сельских поселений Советского района.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Советского района Кировской области обратился в Кировский областной суд с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции неверно применены положения статей 11, 17 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», в результате чего сделан ошибочный вывод о том, что Порядок осуществления мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, а также мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, утвержденный распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 декабря 2019г. № 107 распространяется на отчетный период 2020г. и подлежит исполнению по срокам 1 марта 2021г. и 1 сентября 2021г. Полагает, что рассматриваемый Порядок в соответствии с положениями статьи 17 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в законную силу, то есть после 11 февраля 2020г. Считает, что исходя из положений пункта 3.6 Порядка, администрации Советского района надлежало в срок до 1 марта 2020г. разработать и утвердить сводный по муниципальному образованию график проведения технического обследования систем в разрезе населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, за 2019г., а также представить его в адрес министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Вместе с тем, рассматриваемый график в срок до 1 марта 2020г. не разработан и в министерство не представлен, что указывает на бездействие администрации Советского района. Факт передачи сельскими поселениями района полномочий в сфере организации теплоснабжения администрации Советского района с 22 октября 2019г. не освобождает администрацию района от обязанности провести вышеназванные мероприятия.

Администрацией Советского района Кировской области представлены возражения на апелляционное представление, в которых указано на законность и обоснованность решения суда, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционного представления.

В судебное заседание прокурор Русанова О.А. представила ходатайство прокурора Советского района Кировской области в порядке требований ст. 46, 157 КАС РФ об отказе от административных исковых требований в полном объеме и прекращении производства по настоящему административному делу, поддержала данное ходатайство.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, рассмотрев заявленное ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу, приходит к следующему.

Как следует из положений п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции следует проверить наличие оснований для прекращения производства по административному делу (гл. 17 КАС РФ).

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В силу ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Согласно ч. 2 ст. 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным ст. 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Учитывая, что отказ от административного иска заявлен до вынесения судом апелляционного определения и, исходя из его содержания, носит добровольный и осознанный характер, направлен на реализацию предусмотренной Кодексом административного судопроизводства РФ возможности стороны самостоятельно распоряжаться своими процессуальными правами, в отсутствие возражений со стороны административного ответчика относительно принятия судом отказа от административного иска, учитывая, что отказ от административного иска оформлен в письменном виде и подписан надлежащим лицом, полномочным совершать указанные процессуальные действия, принимая во внимание, что указанный отказ не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает права сторон и других лиц, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от административного иска и прекратить производство по административному делу.

При этом судом отмечается, что согласно ч. 1 ст. 195 КАС РФ административный истец не может повторно обратиться в суд с заявлением по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от заявленных требований, предусмотренные ст. 195 КАС РФ, административному истцу разъяснены и понятны, что отражено в поданном ходатайстве.

Руководствуясь ст. 46, 157, 194,195, 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда

определила:

принять отказ прокурора Советского района Кировской области от заявленных требований к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по неисполнению требований по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района и направлению его в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Советского района, возложении на администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области обязанности разработать график проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района, направить его в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также провести актуализацию схем теплоснабжения сельских поселений Советского района.

Решение Советского районного суда Кировской области от 24 декабря 2020г. отменить в связи с отказом административного истца от указанного иска, производство по настоящему делу прекратить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

ФИО1

Судьи:

Е.А. Степанова

ФИО2

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2021 г.