Судья Мошкина И.Н. Дело № 33а-8121
25RS0004-01 -2020-000310-45
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 октября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Гончарова А.А.
судей Судницыной С.П. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белоусова К.В. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения по апелляционной жалобе Белоусова К.В. на решение Советского районного суда города Владивостока от 2 июля 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав пояснения Белоусова К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Белоусов К.В. обратился в суд с указанным административным иском указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края с заявлением об утверждении проектной документации на лесной участок, расположенный в Сергеевском лесничестве, Владимиро-Александровском участковом лесничестве, квартал № в части выделов №, № площадью 0,18 га и предварительном согласовании предоставления указанного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд путем заключения договора безвозмездного пользования сроком на пять лет.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в утверждении проектной документации и согласовании предоставления испрашиваемого лесного участка отказано.
Просил признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении проектной документации на лесной участок, расположенный в Сергеевском лесничестве, Владимиро-Александровском участковом лесничестве, квартал №, в части выделов №, № площадью 0,18 га и предварительном согласовании предоставления указанного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд путем заключения договора безвозмездного пользования сроком на пять лет; возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть обращение Белоусова К.В. в течении десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании Белоусов К.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме, по доводам изложенных в иске.
Представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края просил суд отказать в удовлетворении административного иска. Пояснил, что фактическая цель испрашиваемого административным истцом лесного участка, учитывая, что по своим характеристикам участок является непригодным для пчеловодства, не соответствует заявленной цели использования лесного участка. Очевидно, что земельный участок требуется не для размещения пасеки, а для рекреационной деятельности, заявитель действует в обход торговой процедуры на право заключения договора аренды лесного участка за арендную плату.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 38 Лесного кодекса РФ).
Для приобретения права безвозмездного пользования лесным участком необходимо заключить договор безвозмездного пользования с уполномоченным собственником органом государственной власти либо органом местного самоуправления (часть 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ). Предоставление лесных участков осуществляется в порядке, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, если это не противоречит Лесному кодексу Российской Федерации (часть 5 статьи 71 Лесного кодекса РФ), органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
В силу положений части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельностями (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет ( пункт 2).
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
К числу таких оснований пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ отнесен, в частности, следующий случай: несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса (часть 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В проектной документации лесных участков согласно части 2 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. При этом вид разрешенного использования лесов, согласно части 4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом, государственным лесным реестром и земельным законодательством.
Несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, согласно пункту 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, является одним из оснований для отказа в утверждении проектной документации лесного участка.
Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки должны использоваться в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.
Таким образом, лесной участок должен использоваться в соответствии с видом разрешенного использования лесов, определенным для него в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Пункт 14 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минприроды России от 21 июня 2017 года № 314, устанавливает, что для пчеловодства должны использоваться лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.6.1. Лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества Приморского края (в редакции приказа от 7 октября 2019 года).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Белоусов К.В. обратился в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ранее Департамент лесного хозяйства Приморского края) с заявлением (вх. №) о согласовании и утверждении проектной документации на лесной участок, испрашиваемый для ведения сельского хозяйства (пчеловодство) на праве безвозмездного срочного пользования для собственных нужд сроком на 5 лет. Испрашиваемый лесной участок имеет следующие характеристики: площадь лесного 0,18 га; местоположение земельного участка: <адрес>; координаты характерных точек земельного участка; вид использования: пчеловодство, размещение ульев и пасек; цель использования лесного участка: разведение пчел (пчеловодство); срок использования участка: 5 (пять) лет. К заявлению были приложены документы: ксерокопия паспорта заявителя; проектная документация лесного участка; материалы в электронном виде на USB; копия ИНН, акт натурального технического обследования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края отказано в утверждении проектной документации и согласовании предоставления испрашиваемого лесного участка. В обосновании принятого решения указано на невозможность использования образуемого лесного участка в заявленных целях, а именно для пчеловодства, поскольку согласно проектной документации лесного участка в состав насаждений образуемого лесного участка не входят медоносные растения, а именно: площадь 0,18 занята лесными насаждения дуба, песками и грунтовой дорогой, испрашиваемый лесной участок расположен в 160 метрах от уреза побережья Японского моря. Кроме того, по данным государственного лесного реестра лесной участок, расположенный в квартале № в части выдела № во Владимиро-Александровском участковом лесничестве, Сергеевского лесничества площадью 1,1 га зарегистрирован на арендатора лесного участка Минина Б.Н.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 38, 70 и 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации пунктом 2.6.1 Лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества Приморского края и установив, что представленная на утверждение проектная документация лесного участка не соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества, пришел к выводу о наличии у Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края оснований для отказа Белоусову К.В. в согласовании и утверждении проектной документации на лесной участок на праве безвозмездного срочного пользования с целью разведения пчел.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для признания их неправильными и необоснованными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых аргументов опровергающих выводы суда.
Виды разрешенного использования лесов в лесохозяйственном регламенте, согласно части 5 статьи 87 Лесного кодекса, определяются в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса.
Возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.
Порядок использования лесов для ведения сельского хозяйства (на землях лесного фонда) закреплен в статье 38 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной статье леса могут использоваться, в том числе для пчеловодства (часть 1).
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 450 (ред. от 04.02.2019) пчеловодство это осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых, размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Лесохозяйственного регламента Сергеевского лесничества для пчеловодства используются лесные участки, на которых в составе древостоя имеется липа, или не покрытые лесом земли с медопродуктивными растениям.
Согласно выписки из государственного лесного реестра квартал №, выдел № Сергеевского лесничества, Владимиро-Александровского участкового лесничества представляет собой редину естественную, породный состав: 10 единиц дуба, подрост дуба, подлесок леспедеца, лещина густой, выдел 17-пески, выдел 19- грунтовая дорога.
Из обоснований цели и вида использования лесного участка, который Белоусов К.В. просит образовать и в дальнейшем взять в безвозмездное пользование и характеристики испрашиваемого лесного участка, который по своим качествам и местоположению не является пригодным для пчеловодства, видно намерение административного истца приобрести лесной участок в иных не заявленных им целях, что само по себе является основанием для отказа в заключении договора безвозмездного пользования и, соответственно, не влечет у Министерства обязанности по образованию лесного участка.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, оспариваемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленной законом компетенции, порядок его принятия соблюден, основания для этого имелись, его существо не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и по делу не установлено нарушения прав административного истца, поскольку в рассматриваемом случае заявление Белоусова К.В. о согласовании и утверждении проектной документации лесного участка было рассмотрено и по нему принято решение об отказе в утверждении проектной документации в связи с тем, что заявленная к использованию лесного участка цель не соответствует лесохозяйственному регламенту Сергеевского лесничества и Правилам использования лесов для ведения сельского хозяйства.
Таким образом, суд первой инстанции принял по существу правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда города Владивостока от 2 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белоусова К.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи